Рабочее время, нормы труда, время отдыха
Форма проведения занятия – опрос,решение кейсов,конкретных жизненных си-туаций.
Основные вопросы:
1. Понятие меры труда. Понятие рабочего времени, его нормирование, виды рабо-чего времени: нормальное, сокращенное, неполное.
2. Понятие и виды рабочей недели, рабочего дня, рабочей смены. 3. Режим рабочего времени.
4. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Сверх-урочная работа. Совместительство.
5. Нормирование труда. Нормы труда.
6. Понятие и виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска без сохранения заработной платы.
7. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
Задачи
1. При поступлении на работу 16-летнего Селезнева руководитель организации потребовал, чтобы Селезнев был зачислен на условиях неполного рабочего времени и с обязательным поступлением на учебу в среднюю общеобразовательную вечернюю школу.
С согласия Селезнева был издан приказ о его приема на работу с неполным рабочим днем, поскольку он дал обязательство продолжать обучение в школе.
Законны ли действия администрации?
2. Павлова поступила на работу в швейное объединение в качестве кладовщика готовой продукции. В письменном трудовом договоре был установлен 7-часовой рабочий день.
Через два года она обратилась к администрации швейного объединения установить для нее 4-часовой рабочий день, поскольку она вынуждена осуществлять уход за тяжело заболевшим отцом, проживающим с ней в одной квартире.
Администрация, ссылаясь на необходимость ее пребывания по условиям работы в течение 7-часового рабочего дня, отказала Павловой в ее просьбе, предложив уволиться по собственному желанию.
Об установлении какой продолжительности рабочего дня просила работница? Каковы основания и порядок его установления? Законны ли действия администрации?
3. Перед руководителем общества с ограниченной ответственностью возник ряд во-просов, с которыми он обратился к юрисконсульту:
а) в чем отличие неполного рабочего времени и сокращенного рабочего времени;
б) в чем отличие сверхурочной работы и работы с ненормированным рабочим днем? Ответьте на поставленные вопросы.
4. Директор автотранспортной организации в целях надлежащего обслуживания пассажиров своим приказом ввел для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных линиях, рабочий день с разделением на две части. Продолжительность перерыва составляла 3-4 часа.
Группа водителей, считая приказ директора незаконным, обратилась с жалобой на действия директора в Гострудинспекцию.
Правомерны ли действия директора? Допускается ли разделение рабочего дня на части? Какие меры должны быть предприняты по жалобе водителей?
5. Генеральный директор ПАО «Зенит» утвердил график сменности, согласно которому работникам, не достигшим совершеннолетия, и работникам с вредными условиями труда установлена 8-часовая рабочая смена. Для недопущения переработки работникам от 15 до 16 лет представлялось 4, а работникам от 16 до 18 лет и занятым на работах с вредными условиями труда – 3 свободных от работы дня.
Соответствует ли данных график сменности законодательству о труде?
6. Работники общества с ограниченной ответственностью «Ласточка» с восьмичасо-вым рабочим днем потребовали от работодателя сократить рабочий день на два часа в предвыходные и предпраздничные дни.
Подлежит ли удовлетворению требование работников?
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие рабочего времени. 2. Какие периоды входят в состав рабочего времени?
3. Какие виды рабочего времени установлены в действующем трудовом законодательстве?
4. Для каких категорий работников устанавливается сокращенная продолжитель-ность рабочего времени?
5. В чем отличие неполного и сокращенного рабочего времени? 6. Назовите виды режимов рабочего времени и порядок их установления. 7. Каков порядок привлечения работника к сверхурочным работам? 8. Что следует понимать под временем отдыха? 9. Какие виды времени отдыха установлены трудовым законодательством? 10. Каковы гарантии реализации права граждан на отдых? 11. Назовите и охарактеризуйте виды отпусков. 12. Расскажите о порядке предоставления работнику ежегодно оплачиваемого отпус- ка. 13. В каких случаях предоставляются отпуска без сохранения заработной платы?
Интерактивные формы проведения занятий: кейс-стади,ситуационная игра
Литература: основная литература,1,2,3,4.
Нормативные правовые акты: 3,4,6,10, 13,18, 20, 21
Практическое и семинарское занятие 7. Правовое регулирование заработной
Платы
Форма проведения занятия – опрос,решение кейсов,конкретных жизненных си-туаций.
Основные вопросы:
1. Понятие и общая характеристика заработной платы. Критерии определения зара-ботной платы.
2. Минимальная заработная плата. Средний заработок и его исчисление. 3. Тарифная система оплаты труда. 4. Системы и формы заработной платы. 5. Правовая охрана заработной платы.
6. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда: руководителей организации, их заместителей и главных бухгалтеров; в особых условиях; занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; при выполнении работ различной квалификации; при совмещении профессий, исполнении обязанностей отсутствующего работника; за пределами нормальной продолжительности рабочего вре-мени; в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, при невыполнении
норм труда; при изготовлении продукции, оказавшейся браком; при простое; при освое-нии новых производств (продукции).
Задачи
1. Макаров обратился в суд с иском к организации «Лира» о взыскании недополученной заработной платы и денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
Он указал, что в течение двух лет работал в организации бухгалтером, а затем, после преобразования ее в производственный кооператив, продолжал работать бухгалтером в кооперативе.
Однако администрация кооператива, ссылаясь на то, что он член кооператива, отказалась выплачивать причитающиеся ему денежные суммы.
Правомерны ли действия администрации? Каковы принципы оплаты труда в Российской Федерации? Как следует решить спор?
2. Приказом по заводу от 15 ноября инженер Смирнов был назначен конструктором с месячным окладом 10 000 р.
Узнав, что по схеме должностных окладов по должности конструктора установлена «вилка» 10 000 – 15 000 р. в месяц, Смирнов потребовал назначения ему оклада в размере
15 000 р.
Правомерно ли требование Смирнова? Каков порядок установления должностных окладов служащим и специалистам организации?
3. Бухгалтеру организации Селютиной предоставлен очередной отпуск на 28 календарных дней.
За последние двенадцать месяцев работы ей были выплачены следующие суммы: основная зарплата – 12 000 р., премия за перевыполнение товарооборота – 6 800 р., пособие по временной нетрудоспособности за полмесяца – 6 000 р., вознаграждение по итогам работы за год – 12 000 р.
Подсчитайте зарплату Селютиной за время отпуска.
4. По приказу начальника управления бытового обслуживания населения старший бухгалтер Ларина в течение месяца замещала главного бухгалтера, который находился в отпуске, а бухгалтер-ревизор Малышева замещала старшего экономиста Миронову, отсутствующую на работе в связи со сдачей государственных экзаменов в институте.
В каком порядке администрация должна оплатить труд указанных работников при выполнении ими обязанностей отсутствующих работников?
5. В мае администрация без согласия работника удержала из его заработка денежные суммы:
¼ среднедневного заработка за опоздание на работу на 2 часа; аванса, полученного в 1-й половине месяца; подоходного налога; взноса в Пенсионный фонд; профсоюзного взноса.
Все ли удержания являются обоснованными и законными?
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие заработной платы. 2. Назовите основные государственные гарантии по оплате труда работников. 3. Что такое минимальный размер оплаты труда?
4. Какие системы оплаты труда Вы знаете? 5. Каким образом происходит оплата труда, выполняемого в особых условиях? 6. Как оплачивается труд в условиях, отклоняющихся от нормальных? 7. Каков порядок выплаты заработной платы? 8. Как производится исчисление средней заработной платы?
9. К каким видам ответственности может быть привлечен работодатель за нарушение сроков выплаты заработной платы?
Интерактивные формы проведения занятий: кейс-стади,ситуационная игра
Литература: основная литература,1,2,3,4.
Нормативные правовые акты: 4, 16,19,22
Практическое и семинарское занятие 8. Гарантии и компенсации Форма проведения занятия – опрос,коллоквиум.
Основные вопросы: 1. Понятие гарантий и компенсаций. Случаи предоставления гарантий и компенса- ций.
2. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командиров-ки, при переезде на работу в другую местность.
3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим рабо-ту с обучением. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудово-го договора. Иные гарантии и компенсации.
Методические указания по изучению
Изучение данной темы следует начать с Конституции Российской Федерации, где закреплено право работников на труд, что является основной гарантией в сфере труда. Студенту необходимо дать юридический анализ ст. 37 Конституции Российской Федерации, а также указать юридические гарантии реализации ст. 46 Конституции Российской Федерации о праве всех граждан на судебную защиту их прав и свобод.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение гарантий и компенсаций. 2. Назовите случаи предоставления гарантий и компенсаций.
3. Перечислите гарантии и компенсации при направлении работников в слу-жебные командировки, при переезде на работу в другую местность.
4. Перечислите гарантии и компенсации работникам при исполнении ими го-сударственных или общественных обязанностей.
5. Назовите гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
6. Перечислите гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжени-ем трудового договора.
7. Какие «иные» гарантии и компенсации Вы знаете?
Литература: основная литература, 16, 18. Нормативные правовые акты: 1, 2, 6, 8, 27, 59.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|