Творческого процесса композитора
На всех этапах творческого процесса композитора проявляется различный уровень взаимосвязи логического и эмоционального начала, сознания и подсознания. Акт создания музыкального произведения обязательно включает гаИо, етоНо и 1п1иШо. Взаимоотношение этих психических функций, как свидетельствует композиторская практика, сосуществует неразрывно. Соотношения данных функций коренным образом сказываются и на творческом методе, и на музыкальном языке. А причины этих изменений кроются в явлениях высшего порядка, как объективных, так и субъективных. Создание музыкального произведения немыслимо без гайо. Неслучайно в средневековой Европе музыка входила в квадривиум ведущих наук, который составляли: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Э. Денисов отмечал, что творческий процесс композитора в высшей степени интеллектуален, зачастую сродни инженерному труду, а отсутствие рационального начала - досужие житейские домыслы: «Часто публика еще представляет композитора как одержимого, который в жизни совершает странные и алогичные поступки, а в момент вдохновения набрасывается на бедный рояль, терзая его самым бессовестным образом» [Денисов Э., 1972. С. 291]. М. Г. Арановский дополняет это важной мыслью: в творческом процессе композитора интеллектуальное всегда сосуществует в единстве с эмоциональным. И хотя соотношение их, как мы видели из истории творческого процесса композитора, может быть различно, исчезнуть одна из составляющих этой пары не может. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, сознание «отключено» и функционирует только вдохновение, мыслительные процессы присутству- ют на подсознательном уровне. Поэтому интеллектуальное может носить не только сознательный, но и бессознательный характер, что М. Г. Арановский обозначил термином интуитивное мышление [Арановский М, 1975]. Важно уяснить, что в творческом процессе композитора трудно провести границу, отделяющую интеллектуальное от эмоционального.
Творческий процесс композитора, как и всякая творческая деятельность, тем более связанная с созданием текста, невозможна без «генерального интеллекта», который позволяет решать творческие задачи только в воображении. «Генеральный интеллект» -это «способность действовать "в уме", определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия» [Психология, 2003. С. 594]. Причем действие «генерального интеллекта» в творческом процессе композитора имеет особую специфику, так как оно неразрывно связано с функционированием слухового анализатора, внутрислухо-вых представлений. Учитывая особое воздействие на нервную систему слуховых впечатлений, можно представить, каким прессингом для здоровья человека является создание музыки. Это - один из наиболее психически напряженных видов творчества. Неслучайно композиторы не принадлежат к долгожителям. Непосредственной психической базой для действия «генерального интеллекта» является долговременная память. В среде композиторов можно встретить выдающиеся примеры долговременной памяти на музыку. По свидетельству Тищенко, исходный тематизм II и III частей Сонаты № 1 для фортепиано он хранил в памяти около 40 лет (с 1957-го по 1995-й). С «генеральным интеллектом» тесно связана композиторская рефлексия. Рефлексия - это «размышление, самонаблюдение, самопознание» [НЭС, 2004. С. 1023]. Термин «композиторская рефлексия» введен нами и М. Ш. Бонфельдом для обозначения рефлексийных операций, связанных с композиторским творчеством. Практика показывает, что рефлексия зависит от вида творческой деятельности. Рефлексия композитора имеет свои совершенно особые качества и именно поэтому может быть обозначена как композиторская рефлексия. Если исходить из положения, что «любая разновидность духовного или духовно-практического освоения действительности... предполагает определённые формы самовыражения или самосохранения... некоторые Я-концеп-ции...» [Шевырёв В., 1985 С. 45], то такая сложнейшая разновидность рефлексии, как композиторская, должна в каждом конкретном случае включать собственную концепцию видения творческого процесса и сопричастных к нему компонентов. Итак, композиторская рефлексия - это особый вид самонаблюдения, размышления, который появляется в результате создания музыкального произведения и связан с различными аспектами его возникновения и с осмыслением законченного музыкального текста.*
Процесс композиторского творчества включает несколько аспектов, которые исследователь этого феномена А. И. Муха классифицирует следующим образом: личностный аспект как главный, социологический, социально-психологический, педагогический, музыкально-теоретический, идеологический, культурологический. Важны предпосылки творческого процесса композитора, которые могут быть психологические, художественно-эстетические. Творческий процесс композитора всегда потенциально направлен на исполнителя и слушателя. Особенно * Понятие «композиторская рефлексия» и его основные положения впервые были изложены нами в выступлении на Международной научной конференции в Твери (Тверской гос. пед. университет) по проблемам понимания и рефлексии 25 мая 1998 г. это ярко выражено, если музыкальное произведение создано в расчете на определенного артиста или вдохновлено им. Например, три последние фортепианные сонаты С. С. Прокофьева (№ 7, 8, 9) посвящены С. Т. Рихтеру, так как Прокофьеву импонировало искусство молодого тогда пианиста. Д. Д. Шостакович восхищался мастерством Д. Ф. Ойстраха и для него написал Скрипичный концерт. Ярчайший след оставил исполнительский стиль Н. Паганини, вдохновивший Шумана, Листа, Рахманинова и др. Мощным импульсом для композиторов, творивших для дягилевских «Русских сезонов», было искусство несравненной Анны Павловой. Одно из лучших сочинений Ф. Пуленка - моноопера «Голос человеческий» - была создана в расчете на артистическое и вокальное дарование певицы Д. Дюваль: «... сочиняя оперу, вовсе не о Каллас думал я - единственной исполнительницей моего произведения я представлял себе Дениз Дюваль... Если бы я не встретил ее и если бы она не вошла в мою жизнь, "Голос человеческий" никогда не был бы написан» [Медведева И., 1969. С. 177].
Приведенные примеры свидетельствуют не только о направленности творческой мысли композитора на исполнителя, но и о том, что искусство музыканта может стать мощным, а порой, и главным импульсом в творчестве. В частности, к таким художникам принадлежит Ю. А. Фалик: «Облик исполнителя, ради которого пишется сочинение, - это исходное. Я вижу его перед собой все время: от первой до последней ноты произведения (независимо от жанра).... Например, вокальный цикл "Звенидень" на стихи русских поэтов начала XX века писался для выдающейся певицы Нины Ивановны Романовой....А так просто, абстрактно - для какого-нибудь певца - у меня ни одно сочинение не написано. Это касается и симфонических произведений. В частности, "Симфонические этюды" я писал для Геннадия Николаевича
Рождественского - Паганини с дирижерской палочкой» [Овсянкина Г., 1999. С. 142]. Источником вдохновения Р. К. Щедрина было искусство М. М. Плисецкой, для которой он написал балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Кармен» (на основе музыки Визе). Именно благодаря импульсу возможно включение всех психических функций, которые задействованы в творческом процессе. Творческий импульс может быть различен, но он должен дать толчок сильному переживанию, которое стимулирует вдохновение. Природа вдохновения до сих пор до конца не выяснена. Но чтобы импульс вызвал переживание и вдохновение необходима потребность в творчестве. Она может быть по происхождению социальной, внешней (в виде заказа) и внутренней (исходящей из субъективных особенностей личности). Однако не следует слишком прямолинейно понимать дифференциацию на внешние и внутренние потребности. Нередко внешняя потребность совпадает с внутренней. Например, для Б. И. Тищенко создание заказного произведения почти всегда обусловлено внутренними потребностями, так как, по словам композитора, «у меня столько резервов, столько идей, которые приложимы к любому заказу. Подчас все готово уже задолго до того, как я начинаю сочинять "по заказу"» [Овсянкина Г., 1999. С. 142]. Но даже если заказ не «совпадает» с уже обдуманными идеями композитора, все равно внешняя потребность должна трансформироваться во внутреннюю и стать близкой композитору. Иначе творческий процесс не будет функционировать. В этой связи обратимся к воспоминанию С. М. Слонимского об истории создания по заказу части из «Полифонической трилогии» для фортепиано. «Это произведение заказал мне московский композитор Поль Двойрин. Попросил написать что-то полифоническое. То, что на одну тему будут писать несколько компози-
торов, я не знал*. Однако писать я во многом стал потому, что мне понравилась тема, предложенная Двой-риным: в ней есть что-то от барочной музыки, что-то -от Шостаковича». Что касается внутренней потребности, то ею может стать любое событие, увлечение в жизни композитора. Оно может быть и общественно-политического характера, и сугубо личного. Но во всех случаях оно должно вызвать сильнейшие чувства и глубокие мысли, которые, в свою очередь, стимулируют работу остальных психических функций. Например, Симфония № 3 и Соната для фортепиано № 14 («диаз! ипа 1ап*аз1а») были созданы Бетховеном под воздействием внутренней потребности. Однако Симфония появилась под впечатлением Великой французской революции и свободолюбивых республиканских идей, фортепианную сонату вызвало к жизни увлечение юной Джульеттой Гвичарди. Или, обратимся к событию иного плана, связанному с написанием петербургским композитором Г. Г. Беловым фортепианного цикла «Деревенский альбом». Это произошло осенью 1962 года, когда Белов учился в аспирантуре под руководством Шостаковича. Импульсом к созданию произведения послужила поездка автора летом того года в фольклорную экспедицию на восток Ленинградской области. Впечатления от быта, природы северной России, ее неповторимых крестьянских характеров, музыкального фольклора вызвали потребность написать произведение. И творческий импульс, и потребность во многом обусловлены психическим складом личности композитора и общественно-художественной атмосферой его эпохи. Поэтому отличия авторских стилей Палестри-ны и Бетховена, Шумана и Мусоргского, Дебюсси и Свиридова, Скрябина и Слонимского и др. обусловлены
* Помимо С. М. Слонимского написавшего в «Полифонической трилогии» Ричеркар, в этом сочинении участвовали Р. С. Леденев и П. М. Двойрин.
не только личностными особенностями названных композиторов, национальным складом, характером и масштабом их дарований, но и культурно-исторической и общественно-социальной эпохами. Движение композиторской мысли, по гипотезе А. И. Мухи, направлено от разнообразных музыкальных абстракций, хранящихся в памяти композитора, через поле творческого воображения к новому, реализуемому в конкретном произведении. Модель творческого процесса композитора. Одна из наиболее совершенных моделей творческого процесса композитора принадлежит М. Г. Арановскому. В ней четко отражено образование эвристической модели, которая Бетховеном называлась «идея», Глинкой -«план», Чайковским - «проект». В приведенной ниже схеме отмечено, что центральным звеном является эвристическая модель - как квинтэссенция творческого акта. Рождение эвристической модели (э/м) обусловлено внемузыкальным содержанием (вс), затем э/м проходит через жанр-форму (ж/ф) и реализуется благодаря музыкальному языку (м/я) в произведении (п). ЗОНА ТРАНСФОРМАЦИИ ж/ф--------- —(э/м)------- м/я ------------- К/О Т стадия формирования эвристической модели стадия реализации эвристической модели В схеме рельефно подчеркнута стадиальность творческого процесса: стадия формирования эвристической модели и ее реализации. Возможно слияние обеих стадий, так как понятие «стадиальности» в творческом процессе композитора относительно. М. Г. Арановский подчеркивает, что схема учитывает один вариант движения композиторской мысли, когда инициирующим фактором выступает внемузыкальное содержание. «Как любой мыслительный акт, творческий процесс обладает свойством обратимости. Понятие стадии по отношению к творческому процессу в известной мере абстракция. Все "блоки" механизма музыкально-творческой деятельности работают одновременно и соединены не только прямыми, но и обратными связями» [Арановский М., 1975. С. 141]. О том, что жанр-форма являются одной из первых «субстанций» в реализации творческого замысла, говорят многие воспоминания композиторов. Обратимся еще раз к истории возникновения уже упомянутого Ричерка-ра Слонимского из «Полифонической трилогии». - Форму Ричеркара я выбрал потому, что очень люблю эту форму - венок фуг, многотемную фугу, как у Ан-дрэа Габриэли. Например, во Второй симфонии у меня финал представляет собой восьмитемный Ричеркар. Именно в такой барочной традиции я и представляю себе эту форму. - Влияние эпохи Габриэли сказалось и потому, что это близко самой теме, которую предложил Двойрин. Я ориентировался на ее характер. Отсюда и полиладовое решение. Есть и модальные и мажоро-минорные черты. В теме есть не только что-то от эпохи барокко, но и от Шостаковича, а я очень люблю его цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Поэтому здесь две традиции: и барокко и Шостаковича. Основные психические уровни творческого процесса. При всем разнообразии методов работы композиторов, в ней налицо два основных психических уровня. Первый уровень связан с работой творческой мысли только в воображении, без моделирования новой идеи вовне. Здесь творческий процесс основан прежде всего на функционировании «генерального интеллекта». Есть композиторы, у которых данный уровень является
основным. История классической музыки знает немало примеров, когда практически все произведение, причем достаточно масштабное по протяженности и сложное по языку, создавалось только в воображении. Яркие примеры - появление увертюры к опере «Дон Жуан» Моцарта и увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинки. В последнем случае, как свидетельствует история, Глинка, сидя в кабинете директора императорских театров кн. А. М. Гедеонова, «сразу сочинил» это виртуозное произведение. Здесь было бы уместнее сказать, что Глинка записал увертюру, так как она была им явно уже обдумана во всех деталях. Следует также выделить феноменальную роль долговременной памяти на этом уровне. Уникальный пример - творческий процесс А. П. Бородина. Из-за чрезвычайной загруженности А. П. Бородина научной и преподавательской работой его произведения в целом созревали только на основе «генерального интеллекта». Поэтому сочинения Бородина создавались годами. Например, Первую симфонию он сочинял пять лет, Вторую - семь, а оперу «Князь Игорь» - восемнадцать лет, и она осталась незаконченной. Другой, не менее впечатляющий пример, связан с историей создания хорео-симфонической циклиады из пяти «Оап1е-симфоний» Б. И. Тищенко*, потребовавшей не одного десятилетия напряженного труда и законченной в 2005 году. Запись «йап^е-симфоний» заняла девять лет, но «донотный» период (только композиторской рефлексии) - почти три десятилетия. Обратимся к словам самого автора: «Я думал о "Беатриче" более тридцати пяти лет и уже двадцать с лишним лет назад сказал о своем намерении написать произведение по всей "Божественной комедии". Однако записывать начал * Это цикл симфоний, объединенных одной идеей, которые составляют балет «Беатриче» по всей «Божественной комедии» Данте. только в декабре 1995 года». Следовательно, до этого времени композитор все идеи хранил в памяти. Подчеркнем, что о первом уровне творческого процесса выводы делаются гипотетически, либо на основе интроспекции (если композитор сам пытается зафиксировать его специфику), либо благодаря беседе исследователя с композитором. Второй уровень творческого процесса отражается в записи нотного текста и если нужно, то и в серьезной работе с нотными автографами. Этот уровень бывает исключительно разнообразен. Он может включать развернутый этап эскизов и других черновых автографов. А может только сводиться к записи произведения набело, то есть к фиксации окончательной идеи. Или может появиться черновой автограф, но который только в деталях отличается от окончательного вида (о. в.). Подобные случаи обычно свидетельствуют о развернутом первом уровне творческого процесса и о минимальном втором. Такая «диспропорция» творческого процесса, видимо, была характерна для Палестрины, Баха, Моцарта, Шуберта. После этих композиторов почти не осталось черновиков. Встречается еще один уровень творческого процесса, который мы определили бы как «пограничный» - проигрывание до записи нового произведения на музыкальном инструменте, обычно на рояле. Этот уровень творческого процесса характерен только для композиторов, работающих за роялем (композиторская работа за фортепиано стала появляться в последней трети XVIII века.) Однако сочинение за роялем нельзя отождествлять с импровизацией. Творчество композитора отличается от импровизации тем, что она не содержит ничего нового, а комбинирует известные модели. Однако, порой, импровизация может стать творческим импульсом. Яркий исторический пример - творчество Бетховена. Он был одним из выдающихся импровизаторов за всю историю
европейской музыкальной культуры, и по воспоминаниям современников мог импровизировать даже в форме сонатного аПедго, что встречается крайне редко. Лекция 3 Разнообразие концепций
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|