Творческого процесса композитора.
Наука давно стремится проникнуть в тайны творческого процесса композитора. Существует несколько концепций, отражающих два основных направления в разрешении этой проблемы. Одно из них исходит из материалистического понимания мироздания. Согласно этому направлению, творчество композитора - это только результат деятельности головного мозга, основанной на отражении объективной действительности. Противоположные концепции трактуют творческую деятельность композитора как вмешательство некоего высшего разума. Согласно одной из них, творческие идеи приходят из космоса, и творческая личность является лишь их проводником. К примеру, как утверждает П. Вайнцвайг, на Моцарта они «сыпались дождем». Существует гипотеза, что идеи, в том числе и музыкальные, находятся в космосе, в «информационном поле». Но при любом подходе к трактовке творческого процесса композитора следует признать, что творческий процесс имеет сложную психофизиологическую организацию, где ведущую роль играют закономерности высшей нервной деятельности (в. н. д.). Творческий процесс и закономерности высшей нервной деятельности. Концепцию творческого процесса композитора в аспекте учения о высшей нервной деятельности разработала в 1970-е годы ленинградский музыковед М. П. Блинова. В творческом процессе композитора М. П. Блинова отмечает ведущую роль физиологической доминанты (очагов возбуждения в коре головного мозга). Физиологическая доминанта рассматривается в двух аспектах: 1) как готовность постоянно к творчеству вообще, 2) как готовность к определенному виду творчества - то есть создавать музыкальные образы. Если первая доминанта является потенциальной силой для творческого акта, играет подготовительную роль, то вторая - обусловлена конфетной творческой работой. Обе доминанты взаимосвязаны. Потенциальная доминантность подготавливает и облегчает появление действенной доминанты; энергия, которая остается после действенной, поддерживает потенциальную доминантность. Поэтому полезна постоянная творческая работа.
С действенной доминантностью связано появление вдохновения, которому ученый дает следующее определение: «Творческое вдохновение - внезапное озарение мозга вспышками сильного конденсированного возбуждения. Сильная творческая доминанта не гаснет полностью иногда и во время сна» [Блинова М., 1974. С. 87]. Исходя из учения о в. н. д., отмечается, что творческая деятельность по своей природе рефлекторна. Однако не следует путать это с рефлексом - элементарным физиологическим актом. Рефлекторная деятельность, особенно во время творчества, это сложнейший конгломерат различных взаимодействующих между собой нервных процессов. В концепции М. П. Блиновой на примере творчества композиторов-классиков указывается взаимозависимость типа высшей нервной деятельности и творческого метода, реализации его в самобытном авторском стиле. Так складывается следующая типология: Крайние типы 1) Сильный - подвижной неуравновешенный тип, для которого характерна безудержность процессов и тор- можения, и возбуждения. Яркий представитель -Л. Бетховен, с его мощным, полным сильных образных контрастов музыкальным стилем, склонностью к протяженным, наполненным активным развитием, формам, глобальным темам и масштабным концепциям. 2) Слабый или тормозной тип, с характерной для него
Средние типы 3) Лабильный, сильно-подвижной, уравновешенный тип; для него характерна относительная сила раздражительного процесса, однако меньшая, нежели для возбудимого типа. Данный тип ярко представлен в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, с его склонностью к программности, чувству меры и гармоничности. 4) Инертный сильно-уравновешенный тип отличается малой подвижностью всех нервных процессов. Этот тип нервной системы редко встречается в музыкальном творчестве. К нему ближе всего примыкает А. К. Глазунов с его флегматичностью, неутомимостью в работе, крайней медлительностью, склонностью к разнообразным делам. В стиле проявляется уравновешенность, эпичность, композиционная и языково-вырази-тельная соразмерность, продуманность. Существует и множество вариантов, соединяющих разные типы в. н. д. Дается и специальная типология, характерная только для композиторов:
1) крайний художественный подтип (Г. Берлиоз); 2) мыслительный подтип (С. И. Танеев); 3) художественно-мыслительный подтип (М. П. Мусоргский, А. П. Бородин). Музыкальное творчество в аспекте психоанализа. Свою концепцию творческого процесса разработали и представители психоанализа. По ней мы можем судить и о творческом процессе композитора. Согласно психоаналитической теории, в основе которой лежит учение выдающегося физиолога, философа и психолога 3. Фрейда (1856-1939), в основе творческого процесса, как и всей человеческой деятельности, лежит «комплекс Электры» и «Эдипов комплекс»*, а функционирование творческого акта обусловлено сексуальной энергией. В произведении искусства (в том числе музыкальном) происходит сублимация инстинктивной, нереализованной сексуальной энергии. В оценке произведений искусства и творческого процесса художников психоанализ пользуется методом интерпретации - толкования. В основе творчества лежит либидо - гипотетическая форма психической энергии, которая вложена в прошлое. Источником либидо является тело (эрогенные зоны) и ид. Ид - исторический потомок бессознательного, противопоставляется эго - сознательному.
Психоанализ отводит доминирующую роль подсознанию и бессознательному в творческом процессе, по существу отрицая значение сознания. Однако, на наш взгляд, при всем значении подсознания и интуиции (и в этом признании - одна из заслуг психоанализа) творческий процесс композитора, как подтверждает практика, предполагает и высокую роль интеллекта, особенно на стадии реализации творческой идеи. Вряд ли можно согласиться * «Комплексом Электры); и «Эдиповым комплексом» психоаналитики обозначают сексуальное влечение в детском возрасте к родителю противоположного пола.
и с односторонней, только на основе сексуальных импульсов, трактовкой творческого процесса. Тайны человеческой психики пока до конца не раскрыты. Сегодня ведутся активные работы в этом направлении, в частности в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте и Институте по изучению мозга и психической деятельности им. В. М. Бехтерева. Методологической основой исследования творческого процесса композитора являются законы эвристики. Согласно ей первый этап творческого процесса в любом виде художественной или научной деятельности, связан с накоплением. То есть творческая личность, независимо от того, работает она над воплощением конкретного замысла или нет, всегда исследует, наблюдает. Как писал П. И. Чайковский Н. Ф. фон Мекк: «Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, происходит в той области головы моей, которая отдана музыке. Иногда это бывает какая-то подготовительная работа... а в другой раз является совершенно новая, самостоятельная мысль, и стараешься удержать ее в памяти» [Блинова М., 1974. С. 86]. Второй этап связан с созреванием замысла, третий - включает начало работы над новым произведением. Здесь ведущая роль принадлежит появлению замысла, который в англо-американской психологии называют инсайт (озарение) и его разработке. Э. В. Денисов именовал его «периодом эскизов». Четвертый этап является материализацией идеальной модели. В музыкальном искусстве - это запись музыкального произведения в виде нотного текста или на звуконоситель. Стержнем этой структуры является схема творческого процесса американского психолога Дж. Уоллеса.
А подготовка В созревание С озарение й проверка результатов Е |------------ н-------------- Ч----------- «Ч--------------------- "Ч- (исследование) (инкубационный (инсайт) (коррекция) период) Для музыкального творчества схема Д. Уолесса не совсем применима. Принципы классификации творческого процесса композитора. Несмотря на разнообразие творческого процесса композитора, в науке всегда стояла задача его классификации. При этом, как и во всякой классификации, возникала проблема: какие классификационные признаки считать первичными? Долгое время в музыкальной психологии было принято исходить из двухуровневой структуры творческого процесса. Иными словами: сколько и каких автографов осталось от того или иного композитора. Поэтому процесс композиторского творчества делили на два основных типа: «моцартовский» и «бетховенский», по терминологии российского музыковеда Н. Л. Фишмана. В зарубежной психологии этим терминам соответствуют аналоги, принадлежащие немецкому филологу и музыковеду Р. Вестфалю: «интуитивный» («моцартовский») и «рациональный» («бетховенский») типы творчества. При «моцартовском» типе творчества вся работа протекает, в основном, в воображении и записывается только готовое или почти готовое произведение. «Эталоном» такого типа считается творческий процесс Моцарта. «Бетховенский» тип творчества является антиподом «моцартовского». Здесь обязательно вводятся дополнительные записи. Порой включается развернутый этап эскизной работы. Впервые наиболее рельефно этот тип творческой работы композитора был отмечен у Бетховена, точнее он им был разработан и обоснован. В дальнейшем так работали Танеев, Прокофьев и др.
Данная классификация имеет множество разновидностей, в которых по-разному синтезируются оба типа творческого процесса композитора. Например, Шостакович принадлежит прежде всего к «моцартовскому» типу, однако в отдельных случаях для него характерен развернутый этап предварительных эскизов. Так, в частности, было при работе над Симфонией № 7, где черновики скерцо предваряет несколько набросков, не вошедших в о. в. Или, изучая черновой автограф I части, можно отметить, что для Шостаковича очень важен был визуальный ряд, благодаря которому черновая запись, видимо, стала импульсом для творческого открытия: тонально-фактурной трансформации побочной партии в репризе, которая в черновом автографе была ладово-традиционной. Или, взять, к примеру, творческий процесс Б. И. Тищенко. Многие произведения композитора создавались на основе «генерального интеллекта», поэтому записывались сразу набело. Однако уже несколько десятилетий, начиная с работы над балетом «Двенадцать», композитор пользуется эскизными тетрадями, в которые вносит все сколько-нибудь стоящие для него музыкальные мысли. Сам принцип введения эскизных тетрадей является характерной чертой «бетховенского» типа.
Как видим, эта «двухуровневая» классификация является очень обобщенной и не может в полной мере отражать все разновидности творчества. К тому же в последние полтора десятилетия, благодаря компьютерной технике, появились новые приемы организации творческого процесса композитора. Поэтому данная классификация на сегодняшний день считается устарелой, а на смену ей в последние годы приходят новые классификационные принципы. Одна из новейших концепций творческого процесса композитора принадлежит музыковеду Е. В. Вязковой. Ее исходным постулатом является положение: «Откуда и как приходят идеи?». Классификация основана на признании «информационного поля». Согласно принципу «откуда и как приходят идеи?», Е. В. Вязкова систематизирует творческий процесс как шесть типов: 1) творчество по вдохновению, 2) рациональное творчество, 3) творчество - игра, 4) творчество по модели, 5) творчество как автоматическое письмо, 6) творчество на основе саморазвития идеи. Творчество по вдохновению связано с подключе ц функциями. Если сопоставить описания состояния вдох- новения, данные разными композиторами, то выясняется, что во всех случаях есть общие черты. Подключение предполагает, как свидетельствуют высказывания композиторов, определенное состояние, ощущение пре-дожидания. В частности, сравнение рассказов о моменте «прихода» музыкальных идей к Моцарту и Бетховену позволяет сделать вывод, что между творческим процессом обоих композиторов больше сходства, нежели различий, как считалось раньше. С этой целью приведем высказывания Моцарта и Бетховена: Моцарт: «Когда я совсем один, сам с собой, в хорошем настроении или гуляю после хорошей еды, или ночью, когда не могу заснуть, - в таких случаях мои идеи текут лучше всего и наиболее обильно. Откуда и куда они идут, я не знаю...» Бетховен: «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно; они появляются незванные как посредственно, так и непосредственно, я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи...» [Вязкова Е., 1999. С. 159]. Рациональное творчество предполагает создание музыкальной идеи (эвристической модели) интеллекту-
альным путем. В этом случае необходима большая работа. «Определить, создавалось ли произведение чисто рациональным путем или нет, не всегда легко. <...> Бывают целые направления в истории искусства, работающие чисто рационально» [Там же. С. 169]. Как пример, можно привести произведения, основанные на композиторских методах XX века: додекафонии, серийности и др. Творчество - игра появляется тогда, когда художник (композитор) ставит себе определенные условия творческой игры. Например, «специфически прокофь-евский склад музыкального мышления проявляется, в частности, в том, что форма строится, как конструкция, из энного числа кубиков...» [Волков А., 1994. С. 114]. Издавна в музыкальном искусстве бытовали целые жанровые направления, основанные на «правилах игры». Это прежде всего полифонические жанры. В творчестве по модели автор сознательно ориентируется на какой-нибудь высокий образец, как правило, музыкальной классики. Данный тип творческого процесса в первую очередь характерен для молодых композиторов. Однако творчество по модели можно отметить и у больших художников. Но в этом случае модель преображается и становится лишь импульсом для создания новой, а то и новаторской идеи. И здесь встает вопрос о семантической трактовке модели, о своеобразной «миграции» ее смысла. Встречается немало примеров, когда семантический облик модели усложняется, и на основе работы по данной модели возникает произведение, образно значительно превосходящее образец. В частности, в основу блестящего энергичного финала Сонаты для двух фортепиано Б. А. Чайковского положена модель классического инструктивного этюда: М. Клементи, И. Б. Крамера, К. Черни (называется эта часть «Этюдом»). Встречается два типа творческого процесса по модели. Один -ориентирован на конкретное произведение. Другой тип писания «по модели» апеллирует к более широкой жанровой и стилистической сфере. Предметом моделирования, порой, может стать все творчество одного автора или какой-то жанр целого художественного направления. Например, ведущий творческий метод петербургского композитора Г. О. Корчмара отмечается исследователями как «стилевое моделирование» -Прокофьева, Шуберта, Вебера. Обращение в процессе творчества к модели - это, прежде всего, интерпретация ее семантики, так как каждая модель является концентрацией смыслов. Они трансформируются в зависимости от замысла, контекста и многого другого. Семантический комплекс может стать богаче, возвышеннее или, наоборот, «упроститься», порой, обрести противоположный смысл. Способность модели к разнообразным семантическим трансформациям вкупе с яркими образно-знаковыми свойствами, усиливает ее актуальность в современном творческом процессе. В истории искусства зафиксированы уникальные случаи творчества как автоматического письма. В этих случаях творческий процесс подобен писанию под диктовку. В отличие от творчества по вдохновению, автоматическое письмо предполагает меньшую роль автора. Не исключено, что последнее сочинение Шумана - «Вариации на тему Шуберта», которое, по словам больного композитора, напел ему во сне «ангел Шуберта», представляет собой образец творчества как автоматического письма. Творчество на основе саморазвития идеи связано с синергетикой - наукой о саморазвивающихся системах. Лекция 4 Об индивидуальных методах Работы композитора Метод работы каждого крупного композитора, тем более композитора-классика, представляет собой индивидуально-неповторимую систему, в которой по-разному комбинируются и трансформируются различные типы творческого процесса. Поэтому изучение творческого процесса композитора имеет три направления: 1) исследование творческого процесса в целом, 2) творческий процесс отдельно взятого автора, 3) создание конкретного произведения [Соколов А., 1992]. В целом творческий процесс композитора, как было видно из вступительной лекции, эволюционирует. Начиная с Бетховена, сам творческий процесс (а не только творчество!) становится для композиторов предметом рефлексии. Бетховен впервые поставил цель создавать произведение как непреходящую художественную ценность. Он открыл необходимость детальной эскизной работы. Знаменитые книги эскизов Бетховена, в которые великий композитор записывал все волнующие его мысли, стали для многих поколений композиторов эталоном культуры композиторского мышления, поиска новаторской идеи на основе известного образца, того, что стали называть преодолением «сопротивления материала». Записи способствовали отбору идей, «обузданию» творческого воображения. Недаром о своих эскизных тетрадях Бетховен говорил, что они в будущем станут ценнейшим документом науки об искусстве. В них отражено то, что композитор однажды выразил в полемических словах: «Искусство хочет от нас, чтобы мы не стояли на месте» [ЗспопешоН К., 1953. С. 325]. Бетховен в совершенстве постиг новый метод видения-слышания целого, всей конструкции будущего сочинения. Он первый оценил роль визуального фактора, и в этом ему тоже помогали его эскизные тетради. Характеризуя новый метод Бетховена, исследователь Кириллина так писала: «По сравнению с другими венскими классиками, Бетховен работал значительно медленнее и создал количественно меньше произведений -но не оттого, что ему недоставало стихийного гения, а оттого, что сами произведения были крупнее, индивидуальное по замыслу и обдуманнее по отделке. Именно у Бетховена был осуществлен переход от "поточного" метода сочинения к сугубо "штучному" когда сочиняется, условно говоря, не три симфонии в год, а одна симфония за три года» [Кириллина Я, 1994. С.32]. Историческая перспектива бетховенского принципа заключается и в том, что композитор должен сам находить свой метод работы в соответствии с характерным для него жанром, собственной психологией. Поэтому так индивидуальны творческие методы Шумана или Листа, Танеева или Мусоргского. Мусоргский в Новое время показал образцы работы на основе «вслушивания» в литературный источник, прежде всего в слово как главный носитель смысла. Этот метод творческой работы оказался перспективным для многих российских композиторов XX века. Слово было определяющим в творческом процессе Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича. Специфичным, также исходящим от поэтического первоисточника, является творческий метод Г. Г. Белова, автора десятков вокальных циклов на стихи А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. М. Рубцова и др. Здесь источником композиторской рефлексии становится жизнь поэта, на стихи которого создается произведение. Композитор сознательно или бессознательно постоянно обращается к ней, «прочитывая» её в поэзии и черпая в этом импульсы для творчества. Г. Г. Белов раскрывает свой творческий метод следующим
образом: «Когда я начинаю работать над вокальным циклом или только обдумываю предполагаемый цикл, то образ поэта, его судьба, его голос, а также его творческие искания всегда представляются мне. Это само собой разумеется. Ведь жизнь поэта незримо присутствует в его стихах. Всё вместе взятое является для меня источником музыкальных идей и становится тем композиционным и смысловым стержнем, на котором строится "здание" моих циклов. Например, Концертино на стихи Велимира Хлебникова. Неслучаен даже его заголовок: "Ладомир Велимира" - он включает название его самого важного произведения. Вчитываясь в поэзию Хлебникова, я обратил внимание на особую роль в ней новой лексики, в основе которой лежит звукотворчество из славянских корней. И этот поэтический метод постарался воплотить в музыке». Образцом «инженерного конструирования» является творческий метод Ю. А. Фалика. «Каждый раз она (работа композитора. -Г. О.) протекает по-разному. Но обычно первое, что я решаю - какой будет жанр?... Когда он совершенно точно определен, я начинаю сочинять конструкцию будущего произведения, то есть его "схему" (грубо говоря схему "дома"). На ватмане я делаю чертеж: какая будет "крыша"- ровная или покатая, высокое будет "крыльцо" или низкое и т. д., причем все это в воображении, не притрагиваясь к бумаге. Затем, когда мне становится ясно, что это будет за строительство, я начинаю искать "строительный материал". Это может быть какая-то интонация, гармоническая схема, тембровый блок, связанный с той или иной группой. Иногда записываю полусхематично пассаж, но не от ноты к ноте, а лишь указываю направление стрелками. Когда набирается много такого, как я говорю, "мусора", то дальше я начинаю что-то лепить подряд, уже прикасаясь к бумаге. Но это - самый последний этап, где мне все становится ясно: что я собираюсь строить и из чего» [Овсянкина Г., 1999. С. 145].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|