Проблемы применения правовой защиты детей и направления совершенствования международно-правовых вопросов защиты
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В настоящее время одним из наиболее проблемных аспектов в применении правовой защиты детей является отсутствие либо слабое развитие системы защиты прав детей в судопроизводстве. Необходимость дополнительной защиты несовершеннолетних в процессе судопроизводства обусловлена особой уязвимостью детской психики, поэтому необходимо привлечение большего количества специалистов из числа педагогов и социальных работников к участию в судопроизводстве с участием детей. Одним из инструментов правовой защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Их примеру последовали другие страны, где через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних. Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии. В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.
Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант). Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия. Функцию защиты детей от семейного насилия во многих странах мира выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. У них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей). Наиболее часто применяется временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток). В том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, применяются другие, более кардинальные меры. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются элементарной необходимостью. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.
Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях, по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок. Современная система защиты прав детей во Франции сложилась в результате развития системы, введенной в 1945 году. Несмотря на то, что эта система защиты прав и законных интересов ребенка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), задача обеспечения защиты прав ребенка, прежде всего, лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет ее как исключительное право, которым наделены родители: «родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием». Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам.
Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку. Система защиты прав ребенка включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых - работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой «организационной защиты», когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая - защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой «правовой защиты», когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние. Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение «Мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса. В нашей стране Концепция судебной реформы (утв. в 1990 г.) предусматривала возможность создания в ходе судебно-правовой реформы в России в качестве специализированных судов - ювенальных судов.
При этом в самой Концепции имелось в виду, что правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также особенности расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Для правовой системы России (как в дореволюционный, так и в советский период) была характерна специализация именно в сфере работы с несовершеннолетними-правонарушителями, оказавшимися в конфликте с уголовным законом. Сам термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года №942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков». В 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в 1999 году - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оба эти закона содержат указание о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права. К таким общепризнанным нормам относятся «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (они были приняты в 1985 году в г. Пекине на сессии ООН, поэтому их еще называют «Пекинские правила»). Согласно этому международному акту правосудие в отношении несовершеннолетних - это «ювенальная юстиции». «Пекинские правила» предусматривают, что «ювенальная юстиция» - это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, то есть ювенальная юстиция - это сфера уголовной юстиции. Говоря о ювенальной юстиции в России, мы ведем речь о модели ювенальной уголовной юстиции, то есть то, что сегодня в России называют «Ювенальной юстицией» - это правосудие в отношении несовершеннолетних - правонарушителей. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, с учетом рекомендаций «Пекинских правил».
Эти «Правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Цели правосудия в отношении несовершеннолетних - «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения». Основная идея «Пекинских правил» - в рамках уголовной ювенальной юстиции надо сделать все таким образом, чтобы несовершеннолетний правонарушитель больше не совершал преступлений, через восстановление его прав (на образование, на поддержку со стороны семьи, возможность трудоустроиться, получить профессию, получить необходимую психологическую, медицинскую помощь и т.д.) обеспечить безопасность общества, вернуть правонарушителя к нормальной жизни в обществе как законопослушного его члена. Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой особую, основанную на соблюдении международных норм права, систему правосудия для несовершеннолетних, в рамках которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность за реализацию закрепленных в ней прав ребенка. В частности, Комитет ООН по защите прав детей рекомендовал нашей стране провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения, а также случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее. Основные формы контроля за защитой прав детей в международном праве - изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека, рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций. Вывод: на мой взгляд совершенствование международного и российского законодательства по защите детей должно достаточно быстро реагировать на появляющиеся проблемы (развитие педофилии, детской проституции, торговли детскими органами, истязания детей в приемных семьях и т.п.). Введение в России института ювенальной юстиции по примеру зарубежных стран позволило бы государству более квалифицированно и дифференцированно осуществлять защиту прав и интересов детей.
Заключение
Права человека в целом, и права детей в частности в последнее время находятся в центре внимания многих стран мира. Сегодня в мире обозначена взаимосвязь прав человека, демократии и развития. Права человека, которые рассматриваются с точки зрения универсального подхода, ставят человечество лицом к лицу с вечным и серьёзным диалектическим конфликтом - конфликтом между личностью и обществом. Никто не может злоупотреблять соответствующими правами для того, чтобы нарушить права других. Права человека не дарованы индивиду государством или социальной группой, они являются неотъемлемой частью самой природы человека. Права ребёнка тесно взаимосвязаны с отношением к ним со стороны государства, с уровнем политического режима и социальной жизни государства. Права ребёнка должны быть обеспечены эффективными механизмами и процедурами, которые гарантируют и защищают их, предусматривают санкции в результате их нарушения. Эти права ничего не стоят без соответствующего механизма и структур, которые обеспечивают их реализацию. Права ребёнка вытекают из общепризнанных прав человека и означают прежде всего осознанную ответственность взрослых за детей. Сегодняшние дети - это граждане завтрашнего мира, и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня - это реализация Всеобщей декларации прав человека. Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей не будет воспитано на уважении к правам ребёнка. Без этого невозможно существование правового государства. Каждое государство, если оно хочет считаться цивилизованным, должно проводить специальную государственную политику в отношении детей и семьи. Эта государственная политика должна включать различные меры, носить комплексный характер и определять место и роль государственных органов и общественных организаций в обеспечении прав и интересов детей. Защита прав детей как самой незащищённой категории населения - это задача всего общества. Она касается всех политических структур, каждого государственного органа и общественной организации, каждого гражданина. На международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребёнка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создаёт определённые трудности для эффективной охраны прав детей. Такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других. Чтобы избежать этого, необходимо на международном уровне законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей. На мой взгляд, международное сообщество, в лице своих полномочных органов (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИСЕФ) приняло достаточно большое количество нормативных актов, защищающих права детей. Ратификация этих документов различными странами, в том числе и Россией, говорит о том, что общество серьезно относится к защите прав ребенка на территории отдельно взятых стран и в международном праве в целом. Соблюдение положений конвенций в этой сфере позволит свести к минимуму факты нарушения прав детей. Все международные организации, работа которых направлена на защиту детей, вносят огромный вклад в дело социальной и правовой защищенности ребенка как на уровне региона, так и в целом во всем мире. Что касается деятельности Всемирного банка в сфере защиты детей, то реализация ВБ отдельных проектов, в том числе и в России, хоть и не имеет прямого отношения к социальной поддержке детей, но позволяет улучшить состояние социальной и коммунальной сферы регионов, что в конечном итоге сказывается на условиях жизни детей. На международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребёнка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создаёт определённые трудности для эффективной охраны прав детей. Такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других. Чтобы избежать этого, необходимо на международном уровне законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей. Существуют определённые трудности, связанные с отсутствием устойчивых связей с организациями города, большие временные затраты на разработку и реализацию программ по защите прав детей, недостаток финансирования и др. Тем не менее необходимы новые шаги в объединении усилий, направленных на решение реальных жизненно важных проблем по защите прав детей. На мой взгляд совершенствование международного и российского законодательства по защите детей должно достаточно быстро реагировать на появляющиеся проблемы (развитие педофилии, детской проституции, торговли детскими органами, истязания детей в приемных семьях и т.п.). Введение в России института ювенальной юстиции по примеру зарубежных стран позволило бы государству более квалифицированно и дифференцированно осуществлять защиту прав и интересов детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|