Обоснование метода контент-анализа.
Для анализа содержания СМИ по данной тематике целесообразно применить метод контент-анализа документов, так как этот метод, благодаря особенностям своих специфических процедур и применяемого инструментария, способен предоставить необходимую информацию о количественной структуре содержания текста, выявить место, занимаемое проблемой ценностных ориентаций политиков в СМИ. Именно методом контент-анализа можно сделать содержание измеримым, доступным точному вычислению, а также получить достаточно объективный результат. Проблема – избыточная и не всегда адекватная освещаемость в СМИ проблемы ценностных ориентаций российских политических деятелей как значимой социальной группы общества в современных условиях аксиологического вакуума и трансформации ценностей. Объект – информация по проблеме ценностных ориентаций современных российских политиков. Предмет – статьи, публикации. очерки и заметки, частично затрагивающие проблему или целиком ей посвященные. Цель – определить уровень освещаемости проблемы ценностных ориентаций современных российских политиков в прессе. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: · изучить содержание и объем материалов в СМИ по данной проблеме; · определить частоту появления информации по данной теме; · определить направленность внимания прессы к основным аспектам данной проблемы; · систематизировать полученную информацию; · выявить субъекты СМИ, наиболее широко освещающие проблемы ценностных ориентации современных российских политиков. Данные задачи работы предполагают наличие следующих гипотез: · социальная группа современных российских политиков не имеет пока четко сформированной системы ценностей и морально-этических норм, хотя, безусловно существует набор определенных действий и в политической практике, и в межличностном общении, ориентация на мировые нормы поведения все большего количества политиков;
· «социальный портрет» современного российского политика, показанный на страницах прессы, включает в себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т.е., на мой взгляд, не существует реального образа российского политика и, соответственно, адекватного его восприятия населением; · внимание прессы привлекают отдельные составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей (например, криминализация политики или такие черты характера, как рвачество и пробивной характер), а не целостная система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у населения негативного образа российского политика. · во многих случаях нет четкого мнения кого считать политиком, а кого нет. Политическая деятельность часто смешивается с бизнесом, да и просто криминалом.
Обоснование применения источников. Проблемы российского предпринимательства (образ жизни, условия деятельности, ценности и приоритеты, хобби и бизнес, взаимоотношения с правоохранительными органами и правительством, отношение к политике и другим социальным группам общества и т.д.) периодически освещаются на страницах различных изданий, включая газеты: «Комерсантъ-Daily”, “МК”, “Сегодня”, журналы “Огонек”, “Эксперт”, "Деньги " и др. Инструкция кодировщику Прежде чем переходить к непосредственной обработке информации необходимо тщательно изучить данную инструкцию. Анализ материалов ведется с помощью отметки соответственного кода (цифры ответа) или произвольной записи, где она предусмотрена.
Название периодического органа_______________________
Название газетного выступления_______________________ Подпись под газетным материалом (укажите полностью)________________________________________________ Дата публикации______________________________________ Каналы 001 - "Московский комсомолец" 002 - "Деньги" 003 - "Эксперт" 004 - "Огонек" 005 - Другое __________________________________________ Графа "Объем публикации" - предполагает, что для соотношения публикации кодировщик изготовит бумажные шаблоны. 006 – до 1/10 полосы 007 – от 1/10 до 1/5 полосы 008 - от 1/5 до 1/2 полосы 009 – от 1/2 и больше Графа "Автор": для работы с нею нужен список штатных корреспондентов той или иной газеты, который должен быт взят перед началом работы. Это позволит определить род занятий автора, если он не подписан. 010 – журналист-профессионал 011 – социолог 012 – политик 013 –студент 014 –другое (укажите)___________________________________ 013 - без подписи
Графа "Язык" 018 - канцелярский - сухой. Жесткий язык статьи, содержание специфической лексики, неоправданное использование форм долженствования. 019 - литературный -стилистически грамотный, уравновешенный язык, использование нормативной литературной лексики 020- фамильярный -разговорный - навязчивые ощущения автора, не проводится различий между приватным разговором и публичным спором Графа "Характер публикации" 024 -информационно - констатирующий - вид материала, в котором отсутствует прямая противоположенность или отрицательная оценка автора, изложены лишь факты и объективно существующая ситуация 025 - положительно-ценностный - наличие в материале положительной установки на информацию 026 - инструктивно-критический -наличие критики в материале по поводу информации или сложившейся ситуации, а также некоторых "инструкций", способов ее решения или преодоления. 027 - неконструктивно - критический - наличие в материале критики, но отсутствие предложений по изменению ситуации. 028 - проблемный - в материале дана ситуация, которая является совокупностью различных проблем и противоречий, нерешенных вопросов, либо нереализованных ожиданий какого-либо социального субъекта отношений, возможны некоторые варианты решения проблемы.
Графа "Общий тон публикации". 032 - проблемный - раскрывается какая-либо определенная проблема, может являться предпосылкой к действиям по ее решению.
033 - строгий - четко изложен материал, без фамильярностей и шуток, изложены объективные факты, которые можно проинтерпретировать не с точки зрения субъективного восприятия, а с позиции реально существующей ситуации. 034 - информационный - происходит ознакомление с какой-либо проблемой или ситуацией, несет в себе полезную информацию, которая должна быть проверена и являться реальным отображением вещей. 035 - познавательно - развлекательный - несет в себе легкую для восприятия и интересную информацию, необязательно четко проверенные факты и события, возможны предположения и гипотезы.
Графа "Использование конкретных достоверных фактов". 044 - использование конкретных маркетинговых или социологических исследований, юридических законов или актов, цитат определенных субъектов отношений и т.д.
Затем необходимо проверить заполнение каждого бланка, но не поверхностно, а четко и скрупулезно, чтобы выявить не только пропущенные графы, но и несоответствие в ответах. Логическая модель предмета контент-анализа.
1-ый класс параметров: отражение поставленной проблемы анализа в содержании текста: а) разработанность темы анализа в тексте: наличие (х) полнота (у) соответствие (z) б) решение поставленной проблемы: наличие (х) полнота (у) соответствие (z) в) выполнение задач наличие (х) полнота (у) соответствие (z) 2-ой класс параметров: отношение коммуникатора к содержанию текста: а) положительное б) отрицательное в) нейтральное 3-ий класс параметров: модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста: а) общий тон публикации б) тип и характер информации в) осуждение или одобрение коммуникатором системы ценностных ориентаций российских политиков. 4 - ый класс параметров: характеристика коммуникаторов а) тип автора б) пол автора в) должность автора
Единицы анализа: единицей анализа, в соответствии с целью и задачами исследования, будет являться суждение, касающееся проблем ценностных ориентации российских политиков. Единицей счета будет выступать число строк текста и удельный вес информации по данной проблеме в общем объеме газетного текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|