Психокоррекция тревожных расстройств
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Основная идея работы с кризисными состояниями личности заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, а не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и выходу личности на новый уровень целостности. Можно управлять процессом переживания кризиса - стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирования лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение. Можно ли избежать стресса? Нет, этого практически невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Разве откажется спортсмен от участия в трудных соревнованиях? А какой фронтовик откажется от волнующей встречи с однополчанами? «Стресс не следует избегать», - советует Г. Селье, поскольку «полная свобода от стресса означает смерть». Чего же следует избегать? Дистресса, под которым ученый понимает вредоносный или неприятный стресс. Дистресс - это ситуация, когда струны не выдерживают, когда они рвутся и мелодия останется несыгранной. Как быть при дистрессе? Неужели в случаях дистресса всегда следует третья стадия синдрома адаптации - истощение? Разумеется, нет. При психическом, эмоциональном стрессе на первый план будет выступать не истощение физиологических возможностей организма, как это бывает при других видах стресса, а возможностей психологической защиты личности. В этом-то и кроется отличие психического стресса от всех других его вариантов. Дело не доходит до третьей стадии, до гибели организма. Рано или поздно психологическая защита сработает, личность изменить режим своей жизни, изменит установки, собственное отношение и ситуации, вызвавшей дистресс. Если же этого не произойдет, есть все основания ждать болезни личности, невроза или другого психогенного заболевания.
Клиническая симптоматика, выявляемая при остром и хроническом и хроническом стрессах, разнообразна, но во многом сходна: выраженная бессонница, ощущение боли и давления в затылке, шеи, живота, спине, а также в области грудной клетки и глазных яблок, обильное потоотделение, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, дрожи в коленях и т.д. Для хронического стресса характерны также и некоторые другие симптомы, не встречающихся при остром стрессе: нарушение ночного сна, повышение или понижение половой потенции и т.д. По мнению Эверли и Розенфельда, врач, используя терапевтическое обучение больного, должен постараться включить в него следующие основные компоненты: Самое первое что нужно сделать, это провести коррекцию наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции. Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в представлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление в сущности - психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) роли. Третий компонент сконцентрирован на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Врач должен познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.
Четвертый - состоит в том, чтобы заставить пациента развить осознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. Пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса. Пятый компонент - пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для врача важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, для лучшей подготовки и столкновению с ними. Наконец, шестой компонент состоит в том, что врач, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую он сам (пациент) играет в развитии и лечении чрезмерного стресса. Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия - лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.). Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод - для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод - для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг - для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое. Характер питания может оказывать влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека. Следует не пропускать утреннего завтрака и питаться в течение дня равномерно. Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача. Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.
Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений. При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация - концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением. Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние. Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.
Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний. Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса является повторное или предварительной действие тех же или - других стрессоров, в результате чего существенно стрессорных факторов. В последнее время во всем мире завоевал широкое признание как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц. В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь. Медитация (лат. - размышляю, обдумываю) - умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешенностью. Выводы
После проведенного эксперимента мы можем сказать, что: . Методика определения уровня личностной и ситуативной тревоги Спилбергера-Ханина показала нам такие результаты по личностной тревожности: · низкий - 3 человека (15%); · средний -5 человек (25%); · высокий - 12 человек (60%). При этом средний балл по группе до коррекции: 43,1 После коррекции: · низкий - 13 человек (65%) · средний - 7 человека (35%) · высокий - нет. При этом средний балл по группе после коррекции: 30,8 Уровень реактивной (ситуативной) тревожности в 90% случаев был несколько выше уровня личностной тревожности и распределился следующим образом: · низкий - 2 человек (10%); · средний - 5 человек (25%); · высокий - 13 человек (65%). При этом средний балл по группе: 47,4 После коррекции: · низкий - 17 человек (85%) · средний - 2 человек (10%) · высокий - 1 человек (5%) При этом средний балл по группе: 30,3 Госпитальная шкала тревоги и депрессии показала нам следующие результаты: До коррекции: · норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги) - 1 человек (5%); · субклинически выраженная тревога- 1 человек (5%);
· клинически выраженная тревога - 18 человек (90%). При этом средний балл по группе: 14,55 После коррекции: · норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги) - 13 человек (65%); · субклинически выраженная тревога- 5 человек (25%); · клинически выраженная тревога- 2 человека (10%). При этом средний балл по группе: 5,65 Уровень депрессии распределился следующим образом: До коррекции: · норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии) - о человек (0%); · субклинически выраженная депрессия- 2 человека (10%); · клинически выраженная депрессия - 18 человек (90%). При этом средний балл по группе: 15,2 После коррекции: · норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии) - 16 человек (80%); · субклинически выраженная депрессия- 3 человека (15%); · клинически выраженная депрессия- 1 человек (5%). При этом средний балл по группе: 4,3 По полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: . В ходе коррекционной программы изменился уровень личностной тревоги, причем он изменился в качественном и количественном эквиваленте- с 43, 1 (умеренный уровень) до 30, 8 (низкий уровень); . В ходе коррекционной программы изменился уровень ситуативной тревоги, причем он так же изменился в качественном и количественном эквиваленте-с 47, 4 (высокий уровень) до 30, 3 (низкий уровень); . В ходе коррекционной программы изменился уровень тревоги, причем этот показатель уменьшившись в три раза - с 14,55 (высокий уровень) до 5,65 (низкий уровень); . В ходе коррекционной программы изменился уровень депрессии, причем этот показатель изменился наиболее сильно - более чем в три раза - с 15,2 (высокий уровень) до 4,3 (низкий уровень); . Изучалась возможность применения смешанной психо- и бинауральной терапии для психокоррекции эмоционально-аффективных нарушений. Исследования показали, что предложенный способ эффективен для снижения депрессивных состояний и тревожности; . В ходе смешанной психо- и бинауральной терапии улучшаются не только клинический статус и психофизиологические показатели клиентов, но и возникает выраженное положительное их психическое самочувствие. Таким образом, наше предположение о том, что для коррекции тревожных расстройств разной степени тяжести у врачей неврологического профиля необходимо использовать коррекционную программу смешанного типа, которая включала бы в себя классическую психо- и бинауральную терапии полностью доказано. Заключение
Одна из злободневных проблем современного общества это увеличение количества людей с эмоционально-аффективными нарушениями, синдромами депрессивных состояний, тревожности, компьютерной и игровой зависимости, зависимости от психоактивных веществ. Известно, что различные формы физического и психического привыкания: к наркотикам, алкоголю, курению, компьютерным играм и т.п. существенным образом меняют личность человека, они влияют на социальные отношения, разрушая их. Поэтому проблема создания новых способов реабилитации таких больных является наиболее актуальной. Кроме того, современная клиническая практика показала необходимость комплексного подхода, включающего разнообразные реабилитационные мероприятия. Одним из перспективных направлений психотерапевтической реабилитации является стимуляция защитных механизмов мозга с помощью бинауральной терапии (БТ). Установлена эффективность применения БТ в качестве дополнения комплекса психокоррекционных мероприятий, проводимых с лицами, перенесших сильную психическую травму. Современные исследования подтверждают, что определенным состояниям сознания соответствуют определенные картины ритмов мозга, а навязывание внешних ритмов является мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. В 1975 году Р.А. Монро предложил метод стимулирования мозга с помощью бинауральных ритмов, который меняет состояние сознания человека, в частности, от нормального состояния к сонливому, либо к состоянию повышенного внимания. Механизмом этого воздействия является, отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма. Это присутствие резонансного отклика в теменных долях мозга в ответ на акустическое воздействие зафиксировано во многих ЭЭГ-исследованиях. Однако данные методики способствуют повышенному росту возбуждения мозговой активности пациента, что негативно сказывается на его эмоциональном состоянии, и предназначены для введения здорового человека в измененные состояния сознания. В нашей работе описан свой вариант способа реабилитации эмоционально-аффективных нарушений человека с применением бинауральных ритмов реализируемый путем подбора ритмов, частота которых соответствует собственным индивидуальным частотным характеристикам мозга и типологии негативных изменений функционального состояния человека. Отличие данного предложения заключается в том, что методика последнего направлена на другой задачи, заключающуюся в приведении мозговой активности человека к нормальному типу (бодрость, расслабленность и спокойствие), что значительно ускоряет период реабилитации. При этом для выявления основных индивидуально-частотных, амплитудных, пространственно-временных характеристик электрической активности мозга человека проводят предварительную ЭЭГ-диагностику. В результате определяют типологию патологических изменений функционального состояния человека и анализируют соотношение этих изменений с психоэмоциональными нарушениями. Для формирования ритмической активности мозга в необходимом направлении, усиливают нормальную и ослабляют патологическую ЭЭГ-активность. Этот способ не имеет противопоказаний для использования его совместно с другими способами реабилитации (суггестивное воздействие, электростимуляция головного мозга, фотостимуляции и др.). Бинауральная терапия является индуктивной методикой с технологией индивидуальных ритмов пациента, что приводит к возникновению в его головном мозге колебаний определенного типа. Предложенный способ эффективен для и психокоррекции эмоционально-аффективных нарушений, при этом происходят позитивные изменения клинического статуса, психологических и психофизиологических показателей клиентов, улучшается психическое их самочувствие, и имеет самые разнообразные приложения, в том числе для расслабления, улучшения сна, эмоциональной коррекции при задержке умственного развития, гиперактивности и эпилепсии. Бинаурально - квантовая терапия, это методика лечения, которая восстанавливает обменные процессы в мозге, способствует выработке эндорфинов и энкифалинов (собственных «гормонов радости»), соответственно после её применения, снижается тревога и напряжение, улучшается настроение и сон. Бинаурально - квантовая терапия эффективно помогает при следующих заболеваниях: алкоголизм, токсикомания, игромания и др. зависимости лекарственная зависимость неврозы, страхи, тревога, депрессии нарушения сна, бессонница посттравматический синдром синдромы «выгорания», «хронической усталости» болевые синдромы Бинаурально - квантовая терапия даёт потрясающие результаты при лечении химических зависимостей - алкоголизм, наркомания и др. На электроэнцефонограмме зависимых людей обычно преобладает бета - ритм, бинауральная стимуляция таких людей в альфа и тета - диапазонах даёт изменение электрической активности мозга - появляется большое количество альфа и тета - волн, которые снимают напряжение и дают ощущение психического комфорта. Тета - волны способствуют выработке собственных «гормонов радости», т.е. организм уже не нуждается в допинге для того, чтобы получить радость, снять психический дискомфорт. Снижается влечение к алкоголю, наркотикам, уходит депрессия, тревога, бессонница, улучшается абстрактное мышление, самоконтроль, повышается устойчивость к стрессу. Бинаурально-квантовая терапия - это новейшая психофизиологическая методика лечения. Бинауральные частоты нормализуют электрическую активность и обмен в мозге, восстанавливают психическое здоровье и самочувствие.
Список использованной литературы 1. Каримов И.А. Высококвалифицированные специалисты - стимул прогресса. - Т., 1995 2. VI Международная междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Стресс и поведение» Комплексный психофизиологический подход к изучению тревожности и страха И.Э. Есауленко, Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко 3. Александровский Ю.А. «Пограничные нервно-психические расстройства: руководство для врачей». - М.: Медицина, 1993. 4. Биопотенциалы мозга человека / под. ред. B.C. Русинова. - М., 1987. - 256 с. . Бухарин А.Н., Якимова Т.П. К вопросу оценки функционального состояния коры головного мозга по данным электроэнцефалографии / А.Н. Бухарин, Т.П. Якимова // Журн. Высш. Нервн. Деят. -1967. - Т. 18. - Вып. 3. - С. 539-547. 6. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. . Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций. Иностранная психология. 1994. Т. 2. №2 (4). 8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва, Издательство Московского университета, 1984, 200 с. 9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с. стр. 180, 184, 185, 195. 10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989. . Изард К.Е. Эмоции человека. М.: 1980. 12. Б.Д. Карвасарский. «Неврозы». М., 1990 . Б.Д. Карвасарский. «Психотерапия». М., 1985 . Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва, Издательство Института Психотерапии, 2003, 300 с. 15. Бенджамин Колодзин. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой. стр. 15, 42. . Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Москва, Эксмо, 2004, 895 с. . Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. . Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1981 - 383 с., стр. 309, 310. . «Психотерапевтическая энциклопедия» (п/р Б.Д. Карвасарского). СПб, 1998. . Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.-128 с., ил. стр. 3, 4, 6, 102, 106, 108. . Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982. . Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. . Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1988-176 с. - стр. 3, 4, 105, 133, 140-149. . Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф. Комплексная реабилитация эмоционально-аффективных нарушений // Сб. мат. Международной научно-практ. конференции. Сочи: Сочвест - ИНФРА - Образование. 2005. С. 45-50. 25. К. Хорни «Наши внутренние конфликты», СПб, 1997 26. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992. . Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991. 28. Ясперс К.С. «Общая психопатология». - М.: Практика, 1997. 29. Siever, D. The Rediscovery Of Audio-Visual Entrainment Technology/ D. Siever. - Edmonton, Alberta, Canada: Comptronic Devices Limited, 2000. - 116p. 30. Mann, J. Awakening Mind I (Creating sound and light sessions on advanced programmable mindmachines)/ J. Mann. USA: Enlightened Enterprises, 2005. - 92 p.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|