Гильфердинг. «Финансовый капитал». 47 глава
МАРКС О ВОЙНЕ ФРАНЦИИ ЗА СВОБОДУ (I. 1871), ОБ ИРЛАНДИИ, О ГРЯДУЩЕЙ ВОЙНЕ (в 1874 г.) Маркс о войне 1870 года: В 1-ом адресе Интернационала (23. VII. 1870) Маркс цитирует резолюцию доверенных лиц от 50 000 рабочих в Хемнице, объявляющую войну «исключительно династическою» (с. 18, издание 3-е «Гражданской войны»). [Ibidem, с. 17 — 18: для немцев война оборонительная.] Во 2-ом адресе (9. IX. 1870) говорится, что «оборонительная война кончилась... провозглашением республики»... (с. 19), что «французский рабочий класс в крайне трудных условиях»... «не поддаваться национальным воспоминаниям 1792»... «попытка свергнуть новое правительство была бы глупостью отчаяния»... «спокойно и решительно использовать республиканские свободы для организации своего собственного класса» 70 (с. 25). Письмо 13. XII. 1870: «Как бы война ни кончилась, она научила французский пролетариат владеть оружием» [тетрадь: «.М ар к с и з м о государстве», стр. 2, сбоку 71]. Статья в «The Daily News», 16. I. 1871: «Франция борется и за свою национальную независимость и за свободу Германии и Европы» 72. Письмо 12. IV. 1871: восторги по поводу «исторической инициативы парижских рабочих» etc. (тетрадь: «М а р-к с и з м о государстве», с, 12)73, «Гражданская война во Франции»: 30. V. 1871.
Маркс в письме к Кугельману от 14. II. 1871 («Die Neue Zeit», XX, 2, с. 608) приводит письмо, опубликованное им в «The Daily News» 16. I. 18 7 1, кончающееся так: «Франция борется теперь не только за свою собственную национальную независимость, но и за свободу Германии и Европы, и ее дело, к счастью, может считаться далеко не безнадежным» 74. Там ж е, в письме от 28. III. 1870, Маркс приводит свои жалобы против Бакунина и текст решения Генерального Совета от 1.1. 1870, где между прочим излагается отношение Генерального Совета к ирландскому вопросу:
...«Резолюции Генерального Совета об ирландской амнистии служат лишь введением к другим резолюциям, в которых будет сказано, что, не говоря уже о международной справедливости, предварительным условием освобождения английского рабочего класса является превращение существующей принудительной унии, т. е. порабощения Ирландии, в равный и свободный союз, если это возможно, или полное отделение, если это необходимо» 75 (с. 478).-------- Там же, с. 800: письмо от 18. V. 1874 76: |] (1874) ...«Несмотря на все дипломатические ходы, новая война — немного раньше, немного позднее — неизбежна, и до ее окончания вряд ли дело дойдет где-нибудь до сильного народного движения, или, самое большее, оно будет носить местный и незначительный характер». УЛЬБРИХТ. НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ИМПЕРИАЛИЗМ Эдмунд Ульбрихт. «Мировая держава и национальное государство». (Политическая история 1500— 1815.) Обработано и издано Густавом Розенгаге-ном. Лейпциг, 1910. (Стр. 668). В тексте неоднократно об «империалистских планах» etc. Эпохе после 1815 г. посвящены лишь 21/2 странички — 666—668: «Итоги и перспективы». «Освободительные войны приносят с собой также и завершение всемирно-исторической борьбы за морское и торговое господство: результат — господство Англии на море. Но эпоха революции и освободительные войны означают также начало нового развития. Революция взорвала старый феодальный строй Франции и тем дала толчок к преобразованию общественного порядка и государства, и другие европейские государства лишь с помощью народов в конце концов смогли отстоять себя против сил, поднятых во Франции революцией. Из всех идей революции ни одна вначале не оказалась более действенной, чем национальная идея. Под гнетом жестокого чужеземного господства и в героической борьбе против него другие европейские народы тоже возвысились до сознания внутренней связи между государством и нацией. Если в 18 веке для защиты независимости Европы и ее равновесия от чрезмерно усилившегося могущества отдельной державы поднимались крупные государства, то теперь самые народы омолодились и освежились благодаря притоку новых сил
из глубины. Национальная идея становится ядром и целью почти всех войн 19 века. Это возросшее у народов сознание своей силы должно было, разумеется, дать себя знать и внутри их собственных государств. Массы стали добиваться участия в государственной жизни. В результате французской революции, мирового владычества Наполеона и освободительных войн национальное чувство и стремление к политической свободе выросли в непобедимые силы новейшей истории. Национальные тенденции перекрещиваются с коренящимися в эпохе просвещения либеральными и демократическими идеями и сливаются с ними в теорию народного суверенитета, согласно которой государственность должна покоиться на неделимой нации, и именно таким образом, что верховная воля и верховная власть принадлежат нации и что лишь из ее права должно выводиться право главы государства» (667). Эта теория угрожала и монархиям и их инонациональному составу: реставрация против этих идей... Но 19 век в целом есть движение к политической свободе и национальности. «Но торгово-политическая борьба, которая с эпохи воз-никновения денежного хозяйства и великих открытий все больше определяла собою историю народов, не отступила из-за этого в 19 веке на второй план. Сначала, правда, Англии принадлежит безусловное торговое господство, и, пользуясь этим своим могуществом, с помощью учения о свободе торговли, она преодолела эпоху экономической борьбы, которую принес с собой меркантилизм. С помощью этого учения, которое, подобно политическому либерализму, возникло в век просвещения, Англия завоевала мир, она победоносно осуществила освобождение торговли и сношений в жизни народов. Экономически более слабые государства некоторое время подчинялись этой системе; даже наиболее молодые из великих национальных держав Европы — Италия и Германия — не могли остаться глухи к этому новому учению.
Но вот Соединенные Штаты Америки, преодолев тяжелый внутренний кризис, выступили в качестве нового могучего конкурента на торгово-политической арене. Начинается новая эпоха экономической борьбы, эпоха, отмеченная возвращением к политике охраны национального труда посредством покровительственных пошлин и торговых договоров, но без возобновления резкой политики насилия, присущей старому меркантилизму. За Соединенными Штатами последовала по этому пути Третья французская республика, а с 1880 также и новая Германская империя. После завершения борьбы за либеральный и национальный государственный порядок, после завершения внутреннего строительства конституционных государств стремятся создать для укрепившейся силы народа возможно более широкий простор. В колониальном состязании великие державы стремятся приобрести территории для сбыта своих товаров, источники, откуда они могли бы получать нужное им сырье; неустанной дипломатической работой они стараются открывать для своих трудящихся народов новые районы для торговли. Этим стремлениям к экспансии соответствует, с другой стороны, возрастающая тяга к хозяйственной автаркии. Англия хочет образовать вместе со своими колониальными владениями единое, замкнутое торговое целое, великую Британию. Америка стремится к тому, чтобы в хозяйственном отношении быть самодовлеющей, хочет стать независимой от Старого света в отношении торговли и промышленности. Только теперь началось в подлинном смысле слова соревнование народов в борьбе за мировое господство и мировую торговлю. Оно приводит к возникновению нескольких мировых держав, существующих рядом друг с другом, и их политикой, если только они хотят отстоять себя, Должен быть империализм. «новый империализм» «признаки» ха-ха!! «старый
империализм умер»
Свое название и понятие новый империализм получил не от Рим-ской империи и не от империи средних веков и папства; теперь речь идет уже не о мировом господстве какой-либо одной-единственной державы. Колониальная экспансия, участие в мировой торговле, охрана своих заграничных интересов с помощью сильных флотов — таковы заимствованные у английской империи признаки современных мировых держав. Такие державы вполне могут существовать рядом друг с другом и в мирном соревновании народов содействовать прогрессу человечества» (667—668). (Конец книги.) N. В. Старый и новый империализм: Из введения, с. XXIII: «В уединении на острове св. Елены был похоронен старый империа-л и з м; вместе с Бонапартом умирает его последний представитель; и этого, прославленного своими подвигами, человека еще осенял романтический ореол былого императорского великолепия. Начинается новейшая история; в ее основе лежит национальная идея, которая оказывается более сильной, чем реакционные стремления государей и государственных людей первых десятилетий после падения Наполеона. То, что было начато 16-м веком, завершает 19 век, когда оба народа Средней Европы, Италия и Германия, бывшие в течение веков объектами эксплуатации чужеземных держав, достигли, наконец, национального объединения. Но н а такой национальной основе создает-
ся возможность новой всемирной политики. Слово империализм оживает вновь с новым содержанием. Англия, эта ни разу не побежденная противница Наполеона, положила этому начало еще в 18 веке, основав скорее бессознательно, чем сознательно, посредством приобретения заокеанских колоний и содержания сильного военного флота, новую мировую и м п е-р и ю за пределами Европы. 3 а н е ю следуют ныне остальные великие державы мира: экономическая необходимость приводит к экономическому соревнованию народов на всем земном шаре». Все сочинение делится на 3 отдела. «Отдел I: Конец средневековой мировой империи и возникновение национальных государств в эпоху реформации и контрреформации, 1500—1648. Отдел II: Образование пяти великих держав Европы в эпоху монархического абсолютизма. Отдел III: Возникновение и конец новой мировой державы, Франции, и борьба держав за свою национальную самостоятельность, 1789—1815».
Главные моменты Отдел I: Возникновение «испанского национального государства» (с. 24 и след.) и затем «основание испано-габсбургской мировой державы» (с. 51 и след.).
Карл V в борьбе за мировое господство (немецкая реформация) 1517—1555, Национальная королевская власть в Дании и Швеции (с. 148 и след.)... «Подчинение Эстляндии Швецией» etc. Развитие Польши в великую державу (163 и след.)... польско-шведский союз... Польша и борьба за Россию. Начало борьбы с Испанией. Голландская «освободитель-пая война» и «отложение Нидерландов от Испании». Армада 1588. Итог борьбы: «Возвышение Франции, Англии и Нидерландов. Упадок Испании» (233 и след.). 30-летняя война, эпоха 1616—1659: «Испано-габсбургско-католическая мировая политика в борьбе с немецким протестантизмом, с Данией и Швецией, с Францией и Англией» (273 и след.). (в том числе союз Англии, Голландии и Дании против Австрии. Шведы перед Веной. Швеция в войне с Францией etc.) Революция в Англии в 17 веке. Отдел II: «Завершение французского национального государства» (Ришелье) и «достижение Францией господствующего положения в Европе». 1661—1685. Восстановление европейского равновесия (война за испанское наследство); возвышение Англии, Австрии, России, Пруссии. Россия в борьбе с Швецией (и с Польшей)... «Швеция в войне с Данией, Польшей, Бранденбургом, Австрией и Нидерландами» (1655—1660). Австрия в борьбе с Турцией (17 век). Борьба великих держав (1740—1789). Семилетняя война (1758—1762) («колониальная война» Англии и Франции). Война Соединенных Штатов за независимость (в союзе с Францией, Испанией и Голландией). «Империалистские планы Иосифа II и Екатерины II. Конец Польши». Отдел III: Войны против французской революции. Англо-французская война (1793—1799). Война Наполеона с Пруссией и «наполеоновские планы мирового господства». (Крах в 1812 году.) «Освободительные войны 1813—1815». Польша перед 1660 годом (по историческому атласу): Польша по Люблинскому союзу (Union) — 1569 г.— имела берег Остзейского моря с Данцигом, Курляндию, Лифляндию с Ригой (1660 по миру в Оливе отдано Швеции), Малороссию с Киевом, Полтавой и Черниговом, Подолию, Волынь etc., Белоруссию со Смоленском. /по Андрусовскому миру, 1667, Раздел Польши: 1 отдала России Смоленск, Киев, -{ Первый 1772 \Чернигов, Полтаву и пр. / (Третий 1795 J Южная Америка вся свободна теперь кроме трех Гвиан: \ и голландская в 16—17 веках / голландской (1667) французской (1674) Северная Америка 1783. Независимость 13 штатов от Англии Луизиана (ряд испанская 1763 штатов ныне): французская 1802, британская 1763, бассейн Мисси- С. Штатов 1803, С. Штатов 1783. сипи Мексика и средняя Америка: испанская (Мексика, республика с 1810) Турция: Империя Османов при Магомете IV (1648—1687) почти до Вены Австрия Румыния, Крым, Кавказ весь Балканский полуостров и пр. Сербия (венгерская с 1718 (турецкая с 1739 {королевство с 1817 Швеция до (перед) 1719 г. (с середины 17 века) имела и Финляндию Ингерманландию (С. Петербург) (Норвегия с 1815 г, Эстляндию часть Германии (западная Померания (Штеттин) + Бремен)
Соединенные Штаты. Война за независимость 1775—1783 В 1778 г. договор дружественный с Францией» 1779 г.» дружественный с Испанией Американо-французские войска \ Конец войны: 3. IX. бьют англичан в 1781 г, J 1783: Версальский мир. Испания, военный союзник Америки, получила назад Флориду по этому миру. Флорида только в 1819 г. соединилась с Соединенными Штатами Америки. Португалия была испанской 1580—1640 Голландия: отделилась от Испании: 1581 1796 Бельгия у Франции Голландия = Батавская республика 1814—1831 Бельгия у Голландии «ЭПОХИ» НОВОЙ ИСТОРИИ
К вопросу об исторических эпохах новой истории ср. еще П. Герре. «Источниковедение по всемирной истории», Лейпциг, 1910, где сводится, при указании литературы, обычное деление на эпохи и приводятся, между прочим, такие «эпох и»: «Эпоха средневековой идеи мирового господства» (ок. 800 — до ок. 1250). — «Эпоха возникновения национальных государств» (ок. 1250 — до ок. 1500)... «Эпоха образования и развития национальных конституционных государств» (ок, 1789 — Д° ок. 1870)... «Эпоха мировых государств и мировых хозяйств» («ок. 1870 — до ок. 1910»). ЖУРНАЛ «БОРЬБА» АДЛЕР И РЕННЕР «Der Kampf», 1916, № 2. Фр. Адлер в статье «Цели войны» (против аннексий) цитирует из «Suddeutsche Мо-natshefte» их заявление 77: «Государства, из которых сейчас состоит мир, суть государства, основанные на силе. Но их сила заключается в земле, людях и имуществе»... «Они (солдаты) ждут «реальных гарантий»: они ждут земли, людей и имущества»... и для параллели конституция 1791 г., статья VI: «Французская нация отказывается предпринимать какую бы то ни было войну с завоевательными целями и никогда не использует своих сил против свободы какого бы то ни было народа»... и конституция 18 48 г.: «Французская республика уважает чужие национальности так же, как она рассчитывает на уважение к своей национальности. Она не предпримет никакой войны с завоевательными целями и никогда не использует своих сил против свободы какого бы то ни было народа»... Мое добавление: тексты французских конституций 1791, 1793 и т. д. см. у ф. Эли. «Конституции Франции». Ibidem, № 1: К. Реннер в статье «Действительность или бредовая идея?» между прочим на стр. 17 называет Троцкого «ближайшим другом Гильфер-динга».
Из его доводов за союз Германии и Австро-Венгрии: «Будь у нас в мире только две большие хозяйственные системы, нам, социал-демократам, было бы легче разрушить последнее крупное средостение, гораздо легче, чем теперь, когда мы находимся в запутанном лабиринте и именно поэтому с таким трудом находим свой путь. Пусть весь мир спокойно вступает на путь союза — тем лучше для нас, тем ближе мы подойдем к конечной цели» (19—20).
(с. 16: «Движение за так называемую Центральную Европу развертывается пока еще целиком на буржуазной почве, и я говорю прежде всего о ней».) Мы и они: 1) Реннер, «Sozialistische Monatshefte», «Die Glocke» и К0 = лакеи империалистской буржуазии 2) Каутский, Гильфердинг и К0 (+ ближайший друг = Троцкий) = уговариватели империалистской буржуазии усовещеватели империалистской буржуазии реформаторы ее78 3) левые = революционные борцы против нее. ГИЛЬФЕРДИНГ (КАУТСКИАНСКИЕ ВЗГЛЯДЫ) «Der Kampf», 1916, № 2, с. 59-60.
Гильфердинг выдвигает обычный довод Каутского, что-де связи всемирного хозяйства заставляют не. замыкаться, что в колонии Англии ввоз и вывоз (1899—1913) больше вырос не с Англией (с. 57): «Германия не тратила больших средств на приобретение колоний и управление ими, но как только ее капиталистическое развитие позволило ей это, она извлекла из их производственной способности такие же выгоды, как и Англия. О том, чтобы колонии были монополизированы для Англии, не может быть и речи»... (так же как Англия — прямо неверно: железные дороги, концессии, вывоз капитала. Германия обогнала Англию несмотря на колонии последней. Без колоний Англия может быть еще более отстала бы. Это — во-1-х. А во-2-х, в Англии финансовый капитал более «почил на лаврах». Теперь и германский хочет «почить»). «Отличительная черта империалист Надо сначала взять самим власть, а не зря говорить о «власти». «Дело не в простом только урегулировании торговых отношений, а в той великодержавной политике, которая стремится обеспечить за счет других монополистическое положение собственному капиталу, — в той политике, из которой возникла военная опасность. И неужели оттого, что так было до войны, мы должны мириться с этим, а не противиться всеми средствами продолжению этой политики на еще гораздо более высокой ступени? Мы думаем наоборот: как раз потому, что мы увидели, куда ведет монополистическая великодержавная политика государств, мы должны всемерно бороться против ее продолжения и расширения» (61), ЭНГЕЛЬС И МАРКС ОБ АНГЛИЙСКИХ РАБОЧИХ Энгельс. «Положение рабочего класса в Англии». 2-е издание. 1892 79. с. XX. «Аристократия в рабочем классе» — «привилегированное меньшинство рабочих» в противоположность «широкой массе рабочих» (из статьи 1. III. 18 8 5). Конкуренция других стран сломила «промышленную монополию» (XXI) Англии «маленькое привилегированное, охраняемое меньшинство» (XXII) (рабочего класса) — только оно имело в 1848—68 «длительные выгоды», а «широкая масса в лучшем случае пользовалась лишь кратковременным улучшением своего положения» *. (см. стр. 14 ** этой тетради) с. XXIV: рост «нового юнионизма», союзов необученных рабочих:
* См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 23, стр. 102. Ред. •* См. настоящий том, стр. 568. Рев. «Они» (эти новые юнионисты) «имеют одно неизмеримое преимущество: их психика является еще девственной почвой, совершенно свободной от унаследованных «почтенных» буржуазных предрассудков, которые сбивают с толку головы лучше поставленных «старых юнионистов»» *. И про выборы 1892-го года: «Из прежних так называемых рабочих предста-вителей, т. е.. из людей, которым прощают их принадлежность к рабочему классу, потому что они сами готовы утопить это свое свойство в океане своего либерализма, — Генри Броодхёрст, самый выдающийся представитель старого юнионизма, с треском провалился, потому что объявил себя про-тивником восьмичасового рабочего дня» **. После 1847 г.: «Вследствие этих двух причин [1) смерть чартизма; 2) промышленное процветание] английский рабочий класс в политическом отношении стал придатком «великой либеральной партии», — партии, которой руководили фабриканты» (XVII). Переписка с Зорге. Маркс о вождях английских рабочих: Фр. Энгельс к Зорге (21. IX. 1872):.., «Хейлз устроил здесь в Федеральном совете большой скандал, добился выражения порицания Марксу за то, что тот говорил, что английские рабочие вожди подкуплены, но одна здешняя английская и одна ирландская секции уже выразили протест, признав правоту Маркса»... 80 Энгельс к Зорге 5. X. 1872: «Здесь Хейлз повел против Маркса и меня ярую клеветническую кампанию, которая, однако, уже начинает оборачиваться против него самого... Поводом послужило заявление Маркса о продажности английских рабочих вождей»... 81 Маркс к Зорге 4. IV. 1874 82:... «Что касается городских рабочих» (в Англии), «то приходится пожалеть, что вся банда вождей не попала в парламент. Это был бы вернейший путь к освобождению от этой сволочи»... ***
* См. В. и. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 23, стр. 102. Ред. ** Там же. Ред. *** Там же, стр. 101. Ред. ср. здесь 40—41 * еще сильнее см. продолжение стр. 36 **: К. Маркс к Кугельману 18. V. 1874: «В Англии в настоящее время прогрессирует только движение сельских рабочих; промышленные рабочие должны прежде всего избавиться от своих теперешних вожаков. Когда я на Гаагском конгрессе разоблачал этих господ, я знал, что навлеку на себя этим непопулярность, клевету etc. Но к такого рода последствиям я всегда относился равнодушно. Кое-где начинают убеждаться, что этими нападками я лишь исполнял свой долг» 83. («Die Neue Zeit», XX, 2, 1901—2, с. 800.) (конгресс в Гааге И е к к. «Интернационал», с. 191: нибудь в Англии не является признанным рабочим вождем, то это лишь к его чести, потому что каждый «признанный рабочий вождь» в Лондоне состоит на содержании у Гладстона, Морли, Дилка и К0»... ср. об этом же Иекк в «Die Neue Zeit», XXIII, 2, с. 28. КАУТСКИЙ. «ПАТРИОТИЗМ, ВОЙНА И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ» К. Каутский. «Патриотизм, война и социал-демо-кратия» («Die Neue Zeit», XXIII, 2; 1905). Военная стачка = «героическая глупость» (370), как и «попытки» буржуазных пацифистов устранить войны третейскими судами. Обе глупости «вытекают из той ошибки, что война рассматривается как изолированный факт».
* См. настоящий том, стр. 604—605. Ред. ** Выписки из переписки Энгельса с Зорге написаны на 36-й и 37-й страницах тетради (см. настоящий том, стр. 600). Ред. Но война грозит катастрофой: «Однако поражение в легкомысленной войне — это такая катастрофа, которая ведет к глубочайшему краху» (371). Пролетариат «сейчас еще едва ли где-нибудь достаточно силен», чтобы до войны сделать войну невозможной посредством революции (а военная стачка есть революция). «Но он во всех капиталистических государствах уже силен настолько, что всякая, связанная с большими потерями, безрезультатная война должна стать исходным пунктом для революции, которая установит пролетарский режим» (371). БАУЭР. «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ» О mm о Бауэр. «Национальный вопрос и социал-демократия». СПБ., 1909. Из § 30: «Социализм и принцип национальности». с. 534:...«Никогда социалистическая община не в состоянии будет насильно включать в свой состав целые нации. Представьте себе народные массы, обладающие всеми благами национальной культуры, принимающие полное и активное участие в законодательстве и управлении, наконец, снабженные оружием — возможно ли было бы насильно подчинить такие нации господству чуждого общественного организма? Всякая государственная власть покоится на силе оружия. Теперешняя народная армия, благодаря искусному механизму, все еще составляет орудие в руках определенного лица, фамилии, класса, точно так же как рыцарское и наемное войско минувших времен. Армия же демократической общины социалистического общества представляет собой не что иное, как вооруженный народ, так как она состоит из высококультурных людей, непринужденно работающих в общественных мастерских и принимающих полное участие во всех областях государственной жизни. При таких условиях исчезает всякая возможность чуженационального господства» (534).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|