Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление конфликтами. Задачи менеджмента




 

Разрешение менеджером конфликтных ситуаций

 

Менеджеру необходимо уделять повышенное внимание проблеме управления конфликтами, причем спектр вариантов его действий может быть чрезвычайно широк. Все зависит от конкретной ситуации. Бывает, стоит сотрудника пересадить в соседнюю комнату, в которой работает другой коллектив, и угроза конфликта минует. Все становится на свое место по причине психологической совместимости людей.

Однако несравненно чаще работа по разрешению конфликтных ситуаций требует от менеджера значительных физических и нервных затрат. Одно из главных правил для менеджера: нельзя превращать деловые, служебные конфликты в личностные, психологические. Известно, что всякая неудовлетворенность связана с личными качествами людей, особенностями их характера, их взаимоотношениями. Но, предъявляя свои претензии, надо стараться их конкретизировать.

Деловой конфликт предметен, его можно обсудить и разрешить. Личностный конфликт разрешается гораздо сложнее. Упреками и замечаниями переделать человека трудно. Он внутренне, как правило, не соглашается с отрицательными характеристиками в свой адрес. Взаимные обвинения возникают вновь и вновь, обиды нарастают, рождая своего рода моральную усталость. Поэтому менеджеру следует избегать личностных конфликтов в коллективе.

Особого внимания заслуживает проблема предотвращения конфликта в ситуации, когда менеджер пришел на работу в давно сложившийся коллектив. Главное - это не допустить зарождения оппозиции. Ему необходимо показать, что он понимает и уважает существующие порядки. Менеджер должен сообщить подчиненным, что он полностью отождествляет себя с коллективом. Проводить же реорганизацию подразделения при необходимости нужно постепенно. Нельзя принимать радикальные решения, уволив, например, истинного или мнимого виновника конфликта. Чтобы нейтрализовать неформального лидера - зачинщика нарушения трудовой дисциплины, следует уравновесить его влияние, помогая становлению другого неформального лидера. Для этого, выбрав благожелательно настроенного по отношению к менеджеру человека, можно подыграть ему, создав видимость его незаменимости и несколько раз, при всех сотрудниках отметив его успехи.

В результате можно добиться двойного эффекта: вместо монолитной оппозиции получить небольшую конфронтацию внутри коллектива, что благотворно скажется на усердии сотрудников.

Различают четыре основных модели состояния конфликта:

А - нежелание признать его существование (сочетание податливости и индивидуализма);

В - присоединение к оппозиционной стороне (сочетание податливости и кооперации);

С - противопоставление собственной позиции (сочетание настойчивости и индивидуализма);- сотрудничество в разрешении конфликта (сочетание настойчивости и кооперации).

Первые три модели поведения считаются малоперспективными. Гораздо большего внимания заслуживает модель D (сотрудничество в разрешении конфликта), когда усилия конфликтующих сторон направлены на поиск и достижение взаимоприемлемых решений.


Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя на примере Администрации Черепановского района Новосибирской области

 

Как будущему управленцу мне было интересно, какие конфликты чаще всего встречаются в управленческой практике. Для этого я подобрала интересную методику, главной целью которой является проведение теста с целью выявления основных конфликтных ситуаций в процессе работы.

Основные задачи данной методики:

сделать вывод о том, какие стороны в деятельности руководителя в наибольшей степени вызывают конфликтные переживания, что дает возможность определить пути и специфику индивидуальной работы с управленцем;

получить целостное представление о состоянии взаимоотношений конкретного управленца в системе управления, о его трудностях и проблемах в этом плане;

диагностировать неблагополучные, слабые звенья в системе управления путем сравнительного анализа актуальных проблем роли руководителя у начинающих и опытных, успешных и неуспешных руководителей и т.д.

Данный тест был предложен в два коллектива. Моим изначальным вариантом было проведение исследований на примере иерархии в университете: "Проректор - декан - заместитель декана - куратор - староста". Но эта методика показалась моим респондентам не очень корректной, затратной по времени и неинтересной.

Попытка проведения исследований во втором коллективе оказалась успешной. На мои вопросы согласились ответить пять сотрудников Администрации Черепановского района Новосибирской области с условием, что я предоставлю результаты теста и пути выхода из ролевых конфликтных ситуаций.

Инструкция к тесту

В данной методике предлагается перечень суждений, отражающих ситуации, с которыми руководитель первичного звена управления встречается в своей повседневной работе. Необходимо внимательно прочитать суждения и ответить, в какой мере каждое из них вызывает негативное отношение, эмоциональную напряженность и конфликтные переживания. Возможные следующие ответы:

§ "в очень высокой степени",

§ "в высокой степени",

§ "в средней степени" (иногда вызывают эмоционально напряженные и конфликтные переживания, иногда - нет),

§ "в слабой степени",

§ "в очень слабой степени" (я совсем безразличен к этим ситуациям).

Тестовый материал

1) Мне случается действовать в условиях, когда люди, чьи мнения мне приходится учитывать (чьи мнения для меня важны), имеют противоположные представления (мнения) о том, как я должен действовать.

) Бывает, что руководство требует от меня выполнения плана любой ценой, а исполнители ждут от меня чуткого и внимательного отношения к себе.

) Мне приходится решать вопросы, когда у исполнителей и руководства различное понимание конкретных ситуаций, целей, задач и сроков их выполнения.

) Бывает, что руководство и исполнители имеют противоположное (разное) мнение о том, какие воздействия (руководства) на группу я должен применять.

) Руководство считает, что я должен обладать настойчивостью, умением требовать, исполнители считают, что я должен, прежде всего, быть чутким, внимательным, входить в "их положение".

) Случается, что разные представления о моих обязанностях у руководства и исполнителей доставляют мне много хлопот, неприятностей.

) Бывает, что я получаю одновременно два или более срочных задания от руководителей разного уровня управления (например, от непосредственного и вышестоящего или от начальника и его заместителей). Оба считают свое задание первоочередным.

) Случается, что когда я применяю "мягкие" меры воздействия, мной недовольно руководство, а если "жесткие", то исполнители.

) Мне приходится работать в ситуациях, когда исполнители ждут от меня одного решения, а руководство другого.

) При решении вопросов мне приходится совершать такие поступки (действия), которые признаются одними людьми и отвергаются другими, причем мнение и тех и других я должен учитывать в одинаковой степени.

) Бывает, что я должен одновременно удовлетворять требованиям (ожиданиям) и руководства, и исполнителя, а они не всегда совпадают.

) Иногда знаешь, что нельзя так делать, но в интересах дела, производства приходится поступать (выполнять).

) Бывает, что заработная плата не компенсирует моих усилий по выполнению моих обязанностей.

) Я чувствую, что у меня слишком много обязанностей и маловато прав.

) Случается, что я должен и имею право наказать за проступок "по всей строгости закона", а обстоятельства таковы, что приходится ограничиваться только разговором или другим легким наказанием.

) Мне приходится требовать соблюдения трудовой дисциплины в условиях неритмичности и простоев производства.

) Мне случается получать задания без необходимых для их выполнения людских резервов и материалов.

) Бывает, что требуют выполнять задание немедленно, а мы в это время выполняем другое, не менее срочное задание.

) Бывает, что приходится жертвовать качеством, для того чтобы сделать большее количество, а это лежит на моей совести.

) Я постоянно работаю на пределе моих сил.

) Бывает, что для того, чтобы выполнить задание, приходится поступиться некоторыми установленными правилами (инструкциями).

) Бывает, что за одну смену невозможно сделать все, что нужно, весь планируемый объем работ.

) Мне приходится выполнять работу, которая не соответствует моим желаниям, устремлениям.

) Случается, что меня затрудняет работа в условиях, когда я обращаюсь к исполнителям с просьбами, советами (уговорами), а руководство ко мне - с приказами и "нажимами".

) Мне приходится разрешать споры, разногласия (конфликты) среди исполнителей, а я чувствую, что роль судьи не для меня.

) Мне приходится делать ежедневно большое количество бесполезной, ненужной и несвойственной моему положению работы, а это выводит меня из себя.

) Меня тяготит постоянный контроль за поведением и работой других.

) Мне приходится работать в условиях, когда я не вижу перспективы своего служебного роста.

) Мне приходится работать в условиях, когда престиж непосредственно руководителя на нашем предприятии не так высок, как мне хотелось бы.

) Мне часто приходится выполнять работу не так, как мне хотелось бы.

) Мне приходится работать в условиях, когда мое мнение о способах выполнения работы расходится с мнением руководства, а это осложняет работу.

) Меня беспокоит (угнетает), что на мне лежит большая ответственность.

) Мне приходится выполнять задания (действовать) по указке руководителя, хотя я лично имею совершенно другое мнение на этот счет.

) Бывает, что, когда я действую против ожиданий, требований моей группы, подчиненных мне исполнителей, мне не по себе.

) Бывает, что количество обязанностей, которые я должен выполнять, мешает хорошему качеству их выполнения.

) Случается, что моя работа служит помехой (препятствием) для моей семейной (личной) жизни из-за большой занятости и постоянных задержек на производстве.

) На мне "висит" столько обязанностей и всяких дел на работе, что не передохнуть.

) Мне приходится выполнять противоречивые обязанности, а это всегда вызывает внутреннюю напряженность.

) Случается, что нелегко учитывать интересы разных людей, групп, так как часто они слишком противоречивы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...