Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и методические основы организации бухгалтерского учета основных средств

 

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить выполнение следующих задач:

— формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

— правильное оформление и своевременное отражение операций по движению (приобретение, внутреннее перемещение, выбытие) объектов;

— контроль за сохранностью объектов, принятых к учету;

— выбор оптимального способа начисления амортизационных отчислений;

— полное исчисление затрат, связанных с поддержанием объектов в рабочем состоянии;

— обеспечение контроля за сохранностью основных средств;

— достоверное определение финансовых результатов от выбытия (продажи) объектов;

— получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

Учет основных средств организуется централизованно в бухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.

Аналитический учет наличия и движения основных средств внутри организации осуществляется в инвентарных карточках. Бухгалтерия ведет инвентарные карточки в одном экземпляре: на каждый объект — по ф. №ОС-6, на группу объектов — по ф. №ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий — по ф. № ОС-66. Записи в инвентарные карточки производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (ф. №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б), об их перемещении (ф. № ОС-2), документов по дооборудованию, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту (ф. №ОС-3) и списанию (ф. №ОС-4, №ОС-4а, №ОС-46), а также на основании технических паспортов и других документов.

В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования) и дату передачи (фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации), а также сведения о переоценке, внутреннем перемещении.

При наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях в целях контроля сохранности учет основных средств может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, его наименовании, первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Акты о приеме-передаче (ф. №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-16) применяются для оформления и учета операций приема, приема—передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, — в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, — после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию). Указанные формы применяются во всех случаях поступления объектов:

— по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

— путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и проч.) другой организации.

Исключением являются случаи, когда прием или передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту. Акт о приеме-передаче содержит следующие данные об объекте основных средств: наименование объекта, инвентарный номер, первоначальная стоимость, дата ввода в эксплуатацию, дата изготовления и поступления в организацию, срок полезного использования, способ и норма амортизационных отчислений

Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. №ОС-2). Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий экземпляр передается получателю.

Для оформления и учета приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации применяется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. №ОС-3). Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются акты о списании:

— ф. №ОС-4 — при списании отдельного объекта основных средств;

— ф. №ОС-4а — при списании автотранспортных средств;

— ф. №ОС-46 — при списании групп объектов основных средств.

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (Госавтоинспекции).

Для оформления операций с оборудованием, требующим монтажа, используются три первичных документа. При поступлении оборудования к установке на склад приемной комиссией составляется в двух экземплярах акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. №ОС-14). Передача оборудования монтажным организациям оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. №ОС-15). Если при поступлении оборудования на склад в состав комиссии входил представитель подрядной монтажной организации, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (ф. №ОС-15) не составляется. В этом случае представитель монтажной организации расписывается в получении оборудования на ответственное хранение непосредственно в акте о приеме (поступлении) оборудования (ф. №ОС-14), и ему передается копия акта.

Если в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования выявлены дефекты, не установленные при его поступлении на склад, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (ф. №ОС-16). В этом случае акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. №ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Синтетический учёт наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства»

02 «Амортизация основных средств»

91 «Прочие доходы и расходы»

Для обобщении информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. предназначен активный счёт 01 «Основные средства».

Учет затрат на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, осуществляется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

К счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" открываются субсчета по направлениям: 1 "Приобретение земельных участков", 2 "Приобретение объектов природопользования", 3 "Строительство объектов основных средств", 4 "Приобретение объектов основных средств" и др. На субсчете "Строительство объектов основных средств" отражаются фактические затраты по строительству зданий и сооружений, монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами и титульными списками на капитальное строительство. Аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением объектов основных средств.

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств предназначен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 «Основные средства». По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Затраты, связанные с выбытием, продажей и прочим списанием объектов основных средств, могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства. Они списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы". Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы", в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.

Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В организации должна быть разработана рациональная система документооборота, определены должностные лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме. Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" от 21 января 2003 г № 7.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...