Цели деятельности современной школьной библиотеки
И.С. Пилко, доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядом признаков: -целесообразность достижение планируемого результата с оптимальными затратами; -процессуальность= алгоритмическое представление деятельности в виде последовательностей технологических процессов и операций; -нормализованность= регламентация процессов деятельностей и требований к конечным результатам; -воспроизводимость= гарантированность результата при соблюдении технологических предписаний; -системность = целостность, взаимосвязь технологических подсистем, управляемость. -эффективность = ориентация на разработку и использование эффективных и экономичных процессов. Основная цель соблюдения всех технологических процессов состоит в том, чтобы обеспечить содействие всестороннему развитию личности всех групп читателей, в том числе оказать им специфическими информационно-библиотечными средствами помощь в накоплении человеческого капитала. Теория человеческого капитала выдвинута и обоснована американскими экономистами в середине 20 века. Позднее рядом других ученых из разных стран положения теории перенесены в социальную сферу и адаптированы для нее. Под человеческим капиталом в самом общем виде понимается воплощенный в человеке запас здоровья, способностей, знаний, навыков, мотиваций, психологических установок и этических норм. Можно говорить о том, что деятельность библиотеки, направленное на гармоничное развитие личности читателя, содействует накоплению и приумножению им человеческого капитала. В современной библиотечной практике выделяются три подхода к определению всестороннего гармоничного развития личности:
-отождествление этого понятия с всесторонней функциональностью личности; -акцент исключительно на интеллектуальном развитии, то есть отождествление с процессом накопления знаний и повышением образовательного уровня; -представление о всестороннем развитии личности юного читателя как об абстрактном идеале. В интересах подлинно гармоничного развития читателя в интересах наращивания и постоянной актуализации им человеческого капитала, следует рассматривать эти подходы не как взаимоисключающие установки, а как их комплекс. В этом случае библиотекарю удастся преодолеть односторонность каждого из них и сохранить все позитивные аспекты. Содействие этому динамическому и многоплановому процессу является магистральным направлением деятельности любой библиотеки, обслуживающей детей и юношество.
Цели деятельности Предметы Исполнители
Процессы
Ресурсы, средства Организационная структура Продукты и услуги
Специалисты Московского государственного университета культуры в 90-е годы 20 века в учебном пособии по организации библиотечного обслуживания определили стратегические и соответствующие им перспективные цели: -содействие формированию мировоззрения читателей; -пропаганда среди читателей общечеловеческих нравственных ценностей; -правовое, экологическое и эстетическое воспитание школьников; -информационная поддержка образовательной и самообразовательной деятельности. В настоящее время можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим актуальность до настоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в условиях информационного общества, их адаптации к современному сложному информационному пространству.
В одном из выступлений А.А. Демидов, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», говорил: «Развитие в России информационного общества- задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно- жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они - жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто работает сегодня с информационно-коммуникационными технологиями, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру, но также учителям и библиотекарям. Безусловно, главное при построении информационного общества- это четко оформленная виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию». Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество- это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации, и тем самым – к образованию, духовным и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Таким образом можно говорить, что все перспективные цели деятельности школьных библиотек связаны между собой, дополняют друг друга и, как правило, реализуются в комплексном единстве. Перспективные цели деятельности в обобщенном виде закрепляются в миссии библиотеки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|