Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2 УК РФ). 33 глава
Состав преступления формальный, деяние признается оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу Российской Федерации вышеперечисленных предметов. Говоря о возможной конкуренции ч. 2 ст. 188 УК РФ и ст. 189 УК РФ, следует иметь в виду, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, отличается от состава, предусмотренного ст. 189 УК РФ. Во-первых, предметом последнего являются неовеществленные научно-техническая информация, технологии, услуги, которые не отнесены к предметам контрабанды как движимым предметам материального мира. Во-вторых, для квалификации деяний по ст. 189 УК РФ в отличие от ст. 188 УК РФ не требуется установления специальных способов перемещения через таможенную границу (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.). Кроме того, при контрабанде предусматриваются действия как по ввозу, так и по вывозу, а в ст. 189 УК РФ речь идет только о вывозе <1>. -------------------------------- <1> См.: Иванова С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 97 - 98.
Субъект преступления - специальный. Это лицо, наделенное правом осуществлять внешнюю экономическую деятельность, т.е. руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, и физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Субъект раскрывается в примечании к ст. 189 УК РФ. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а цель этого деяния - совершить незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Мотивы на квалификацию не влияют.
Квалифицирующий признак - совершение деяния группой лиц по предварительному сговору. Особо квалифицирующими признаками являются: 1) совершение деяния организованной группой; 2) а также в отношении особых указанных в ч. 3 ст. 188 УК РФ предметов. Это сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы (услуги), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие монополию государства на владение, пользование и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Предметом преступления являются ценности, перечисленные в ст. 7 рассматриваемого выше Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей". К ним относятся: 1) исторические ценности - это ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы и искусства); 2) изделия традиционных народных художественных промыслов; 3) редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; 4) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение; 5) взятые государством под охрану как памятники истории и культуры, которые, согласно ст. 9 этого Закона, не подлежат вывозу из Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в невозвращении на территорию Российской Федерации без уважительных причин, т.е. при реальной возможности их возврата, ранее вывезенных предметов культурного достояния, если их возвращение к установленному сроку являлось обязательным. Таможенные органы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 190 УК РФ должны руководствоваться рядом нормативных актов, имеющих ведомственный характер (инструкциями ГТК РФ), справочными пособиями о порядке хранения, приобретения и обращения культурных ценностей. Под уважительными причинами понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязательство об обратном ввозе в Россию в установленные сроки предметов культурного достояния, которые лишили данное лицо возможности его реально исполнить: заболевание или увечье, требующее оставления данного лица для госпитализации за пределами Российской Федерации; стихийное бедствие, катастрофа, уничтожившие предметы культурного достояния; похищение этих предметов; стихийное бедствие, катастрофа, военные действия, сделавшие невозможным своевременное возвращение в Российскую Федерацию культурных ценностей. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, на котором лежит обязанность по возвращению предметов культурного достояния в Российскую Федерацию. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, субъект преступления в определенном смысле специальный - это лицо, на котором в соответствии с законодательством лежит обязанность возвратить на территорию РФ культурные ценности. Деяние признается оконченным с момента фактического невозвращения на территорию РФ культурных ценностей в установленный правовым актом срок.
Если будет установлено, что лицо, не вернувшее в указанный срок на территорию РФ предметы, перечисленные в ст. 190 УК РФ, в момент вывоза этих предметов уже имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе таких предметов на территорию России им было представлено в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия подлежат квалификации по ст. 188 УК РФ по признакам контрабанды, дополнительной квалификации по ст. 190 УК РФ не требуется. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Объект этого преступления - общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулирующие порядок формирования и источники бюджетных поступлений. Предмет преступления - таможенные платежи. Объективная сторона выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей. Диспозиция ст. 194 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому для установления ее содержания необходимо обратиться к нормативным актам, определяющим виды таможенных платежей и порядок их уплаты при перемещении товара через таможенную границу РФ. Важнейшими из них являются: Таможенный кодекс РФ; Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <1>; Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <2>. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821. <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
Понятие и виды таможенных пошлин определены в Таможенном кодексе РФ. К таможенным платежам отнесены: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) таможенные сборы (ст. 318 ТК РФ). В ст. ст. 47, 48 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливаются специальный сбор за право вывоза культурных ценностей и порядок его взимания государственными органами, выдающими свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с разд. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с ТК РФ. При этом любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено ТК РФ. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня исчисления срока подачи таможенной декларации. Уголовная ответственность наступает, если уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ под крупным размером понимается стоимость неуплаченных таможенных платежей, которая превышает 3 млн. руб. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, может быть выражена: - в действиях, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или уплаты; - в действиях, направленных на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований; - в нарушении сроков уплаты таможенных платежей. Она может также заключаться: - в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или их занижение путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров, а также заявлении таможенным органом иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера; - в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений, невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения; - в неуплате таможенных платежей таможенному органу РФ в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством РФ в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, при реальной возможности их уплаты. Неуплата выражается: 1) в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей; 2) в представлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
3) в отзыве плательщиком платежных документов при перечислении банком денежных средств на счета таможенных органов либо в нарушении сроков уплаты таможенных платежей. Если крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей образовался в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, для определения ответственности по ч. 1 ст. 194 УК РФ необходимо установить, что неуплата всех платежей была обусловлена (определялась) единым умыслом. Субъектом преступления в данном случае, в соответствии с ТК РФ, выступают декларант и иные лица. Декларант (лицо, перемещающее товары) и таможенный брокер (посредник) - это лица, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. Субъектом преступления могут быть специалисты по таможенному оформлению, действующие от имени таможенного брокера. Таможенный кодекс не дает понятия об иных лицах, обязанных уплачивать таможенные платежи. К ним могут быть отнесены владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, руководители организаций, собственники товаров и иные лица. Не может быть признан субъектом рассматриваемого преступления перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства, но не наделенное правом совершать от собственного имени юридические действия, предусмотренные ТК РФ. Если такое лицо знало о неуплате платежей и принимало участие в уклонении от уплаты таможенных платежей, оно может нести ответственность за соучастие в преступлении. Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием уклонению от уплаты таможенных платежей, несут ответственность за соучастие в совершении этого преступления. В том случае, если эти работники таможенных органов совершили для этого должностное преступление, их действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ и статьями гл. 30 УК РФ. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии умысла на уклонение от их уплаты влечет за собой административную ответственность. Квалифицирующим признаком состава данного преступления является уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное: 1) группой лиц по предварительному сговору и 2) в особо крупном размере. Особо крупный размер - сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 36 млн. руб. Он определен в примечании к ст. 194 УК РФ.
Глава 9. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Литература
Асанов Р.Ф., Изосимов С.В. Уголовная ответственность за преступления, совершенные служащими коммерческих и иных организаций. Уфа, 2001. Аснис А.Я. Служебное преступление: понятие, субъект. М., 2003. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005. Гордейчик С.А. Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций. Волгоград, 2000. Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. Изосимов С.В. Преступления, совершенные управленческим персоналом коммерческих и иных организаций. Н. Новгород, 2003. Корчагин А.Г. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Владивосток, 2001. Сидоров Б.В. От злоупотребления правом до злоупотребления властью. Набережные Челны, 2007. Солдатова Л.В. Ответственность за злоупотребление полномочиями или превышение полномочий служащими коммерческих и иных организаций (вопросы истории, теории и законодательного регулирования). Казань, 2002. Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997.
Глава 23 впервые появилась в новом УК РФ в 1996 г. В 2008 г. она дважды подвергалась изменениям в связи с принятием двух важных Федеральных законов: от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности") и от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции". Видовым объектом преступлений, объединенных в гл. 23 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие интересы службы в коммерческих и иных организациях. Интересы службы представляют собой нормальный, определенный соответствующими нормативными правовыми актами порядок организации и деятельности коммерческих и иных организаций. Преступления посягают и на авторитет коммерческих и иных организаций, их деловую репутацию, так как общественно опасные деяния совершаются от их имени или в их интересах. Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дается в ст. 50 ГК РФ. Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие такой цели не имеют и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации создаются в следующих формах: хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере); хозяйственные общества (акционерное общество закрытого и открытого типа, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью); производственные кооперативы; государственные и муниципальные преступления. Некоммерческие организации действуют в форме: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 201 и 202 УК РФ, выражается как в форме действий, так и в форме бездействия, а преступлений, предусмотренных ст. ст. 203 и 204 УК РФ, - только в форме действий. Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом. Субъект преступлений, кроме предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 204, - специальный. В ч. 1 и ч. 2 ст. 204 субъектом преступлений выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В международно-правовых актах к коррупции отнесена и коррупция в частном секторе, который охватывает круг интересов, охраняемых гл. 23 УК РФ. В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые дано определение коррупции; оно включает пять преступлений, два из них входят в гл. 23 УК РФ - злоупотребление полномочиями (ст. 201) и коммерческий подкуп (ст. 204) <1>. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568, указывает на необходимость приведения в соответствие санкций гл. 23 УК РФ с санкциями гл. 30 УК РФ, что и было сделано Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ. -------------------------------- <1> Российская газета. 2008. 30 декабря.
Особенностью преступлений, объединенных в данную главу, является особый порядок уголовного преследования, определенный в примечании к ст. 201 УК РФ. Такого примечания в других главах УК РФ нет. В примечании определено два варианта уголовного преследования. 1. Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. 2. Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Порядок уголовного преследования, таким образом, зависит, во-первых, от того, в какой коммерческой организации имело место преступление, во-вторых, кому причинен вред - только коммерческой организации или также личности, обществу и государству. Коммерческие организации могут образовываться в виде государственных и муниципальных предприятий. Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие порядок управления и интересы службы в коммерческой или иной организации. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества или государства. Состав сконструирован как материальный, и объективная сторона выражается в деянии (злоупотреблении полномочиями), последствиях в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций, охраняемым законом интересам общества или государства и причинной связи между ними. Злоупотребление полномочиями выражается в использовании полномочий вопреки законным интересам организации. Использование полномочий предполагает осуществление полномочий, входящих в круг обязанностей данного лица, которыми оно наделено по службе и которые связаны с управлением организациями. Ряд специалистов рассматривают злоупотребление служебными полномочиями как форму злоупотребления субъективным правом, "поскольку осуществление полномочий есть разновидность осуществления лицом своих субъективных прав, дозволенных законом. Это форма злоупотребления правом, состоящая в незаконном использовании официально предоставленных лицу в силу занимаемого им служебного положения прав, возможностей для совершения деяния, противоречащего интересам службы и влекущего существенное нарушение правоохраняемых интересов" <1>. -------------------------------- <1> Сулейманова А.Д. Злоупотребление полномочиями по российскому уголовному праву: проблемы квалификации и законодательной регламентации: Автореф. дис.... к.ю.н. Казань, 2005. С. 9.
Использование полномочий прежде всего предполагает действие. Б.В. Волженкин применительно к должностным лицам писал о том, что в случае, когда должностное лицо не исполняет обязанности по службе, "скорее это будет их неиспользование вопреки интересам службы" <1>. Однако современные исследователи, например Е.В. Львович, полагают, что должностные злоупотребления в подавляющем большинстве случаев совершаются путем конкретных действий и только редко в форме бездействия <2>. Эта позиция основана на том, что служебные полномочия включают в себя не только обязанности, но и права, а при бездействии лицо использует права, но уклоняется от выполнения обязанностей. -------------------------------- <1> Курс советского уголовного права. М., 1970. Т. II. С. 144. <2> См.: Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными: Автореф. дис.... к.ю.н. Саратов, 2004. С. 20.
Обязательный признак, характеризующий злоупотребление, - использование полномочий вопреки законным интересам организации. Это означает нарушение нормальной деятельности организации, ее устава, заключение невыгодного контракта, выдачу необеспеченных кредитов и т.д. Злоупотреблением могут быть признаны такие действия лица, которые вытекают из его полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу выполняемой служебной деятельности. Если действия лица, связанные с нарушением служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем причиненный вред, то при наличии других необходимых условий такие действия следует оценивать как совершенные в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). В ряде случаев встает вопрос о совершении деяний при наличии других обстоятельств, исключающих преступность; обоснованном риске (ст. 41 УК РФ) и исполнении приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ). Поскольку состав преступления сконструирован как материальный, то обязательно причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Существенный вред выражается в причинении не только материального, но и иного вреда, например в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета коммерческих и иных организаций, создании помех в их работе, способствовании совершению преступлений. При определении сущности вреда учитываются отрицательное влияние на деятельность организаций, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших, тяжесть причиненного им вреда, в том числе и морального. Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, понятие которого раскрывается в примечании 1 к ст. 201 УК РФ и более подробно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>. -------------------------------- <1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 6.
Субъектом преступления выступает лицо, которое выполняет управленческие функции постоянно, временно либо по специальному полномочию в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации независимо от формы собственности, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Субъектом преступления также признается лицо, выполняющее в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа. Лицо, выполняющее управленческие функции по специальному полномочию, - это лицо, выполняющее возложенные на него нормативным актом функции либо в течение определенного времени, либо одноразово, либо наряду с другой основной работой. К таким лицам относятся, например, стажеры, практиканты. Управленческие функции сводятся к двум видам функций: 1) организационно-распорядительные, 2) административно-хозяйственные. Организационно-распорядительные функции представляют собой функции по управлению коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Они выражаются в подборе и расстановке кадров, организации труда, планировании деятельности, поддержании дисциплины. Лица, осуществляющие такие функции, обладают правом найма и увольнения работников, применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий. Административно-хозяйственные функции - это функции по управлению и распоряжению имуществом коммерческих и иных организаций: определение порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за его сохранностью, принятие решений о начислении заработной платы и премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей. Такие функции выполняют главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складом, управляющие магазином и т.д. Субъективная сторона преступления характеризуется не только прямым умыслом, но и наличием одной из двух специальных целей: 1) извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц; 2) нанесение вреда другим лицам. Выгоды, преимущества и вред по смыслу этой статьи могут носить как материальный, так и нематериальный характер, например оплата обучения, командировки или стажировки, продвижение по службе, получение кредита или льготных условий кредитования, сокрытие совершенных правонарушений и др. В ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий в результате совершенного злоупотребления. Так же как и существенный вред, тяжкие последствия являются оценочной категорией. Они могут выражаться, например, в крупных авариях, длительном приостановлении деятельности коммерческой или иной организации, массовом увольнении работников или невыплате им заработной платы, причинении вреда жизни или здоровью хотя бы одному лицу. Злоупотребление полномочиями следует отграничивать от хищений, в первую очередь от присвоения и растраты вверенного имущества (ст. 160 УК РФ). Злоупотребление не связано с безвозмездным изъятием чужого имущества, оно может выражаться во временном использовании имущества организации без намерения обратить его в свою собственность. Если злоупотребление явилось способом хищения, то содеянное следует рассматривать как хищение, совершенное с использованием служебного положения. Злоупотребление полномочиями выступает общей нормой по отношению к специальным нормам, предусматривающим ответственность за отдельные виды злоупотреблений. В соответствии с правилами конкуренции и ч. 3 ст. 17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и ответственность наступает по специальной норме. Такие специальные нормы содержатся в гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности": незаконное получение кредита (ст. 176), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195), преднамеренное банкротство (ст. 196) и др. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ). Непосредственный объект - это общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность частных нотариусов и аудиторов. В данном случае речь идет о специальной норме по отношению к общей норме злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ). В основном отличие следует проводить по субъекту преступления. Объективная сторона выражается в использовании полномочий частным нотариусом и частным аудитором, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Многие понятия, употребляемые в данной статье, следует понимать так же, как и в ст. 201 УК РФ. Для уяснения сущности полномочий частных нотариусов и частных аудиторов необходимо обратиться к соответствующим нормативным правовым актам. Полномочия нотариусов определяются Основами законодательства РФ о нотариате 1993 г. <1>. Нотариус в переводе с латинского (notarius) означает "писец". В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус имеет право: совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международным договором; составлять проекты сделок, заявлений и других документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. К нотариальным действиям, которые совершаются в соответствии со ст. 35, относятся, например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|