Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уральский федеральный округ




Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет выраженную индустриально-сырьевую направленность – более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладает добыча полезных ископаемых. На территории округа расположены крупнейшие в стране нефтегазовый и металлургический комплексы.

Перспективы развития экономики Уральского федерального округа связаны с двумя мегакластерами: на севере (Западная Сибирь) – топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50% экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) – базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.

Помимо природно-ресурсного и индустриального потенциала к числу важнейших конкурентных преимуществ округа относятся высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами; высокий научный и образовательный потенциал округа, наличие передовых научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений широкого профиля; наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций; устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.

Перспективы экономического развития[25] Уральского федерального округа будут определяться следующими факторами:

увеличением добычи нефти и газа за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа Карского моря, внедрения более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи и добычи других минеральных ресурсов в районах Крайнего Севера, техническими и технологическими инновациями в добыче и транспортировке углеводородов;

переходом на качественно новый уровень применяемых в нефтегазодобыче технологий, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;

модернизацией производства в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного оборудования;

диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;

созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в том числе зону инновационного развития на базе закрытых административно-территориальных образований;

созданием инновационных продуктов и высоких технологий в особой экономической зоне "Титановая долина", в гг. Снежинск-Озерск и Тюмень, которые обеспечат высокотехнологичное развитие базовых и новых перспективных отраслей специализации регионов Урала;

реализацией транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения;

интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующимся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;

формированием на базе агломераций Урала (екатеринбургской и челябинской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.

Важнейшим фактором развития Уральского федерального округа является реализация инвестиционного проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный".

Эффективное развитие экономики округа в перспективе требует развития и модернизации его транспортной и энергетической инфраструктуры, привлечения крупных государственных средств в строительство инфраструктурных объектов. К числу важнейших для округа инфраструктурных проектов относятся: развитие и модернизация транспортной инфраструктуры округа в центральной и южной частях Урала (строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск), обновление и развитие сети автомобильных дорог северного широтного коридора (Пермь – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск), развитие воздушного, речного и морского транспорта), которые позволят эффективно реализовать транспортно-транзитные преимущества Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения (транспортно-логистический узел на базе аэропорта Кольцово, Южно-Уральская, Тюменская и Ямальская транспортно-логистические зоны).

Уральский федеральный округ призван стать крупным промежуточным центром в трансевроазиатском коридоре мировой торговли (Западная Европа – Юго-Восточная Азия – Америка), что требует развития международных транспортных узлов, прежде всего авиахаба в Екатеринбурге. Необходимо также обустройство и развитие системы пограничных пунктов пропуска в приграничных регионах Южного Урала для стимулирования торговли со странами СНГ и снижения нелегальной миграции.

Перспективная динамика производства Уральского округа в значительной мере зависит от государственной политики по созданию условий для привлечения частных инвестиций в постиндустриальную экономику крупнейших городских агломераций, в сектор услуг (образование, торговля, рекреация) в других крупных промышленных городах, а также от поддержки развития инфраструктуры многочисленных монопрофильных городов, созданных на базе крупных градообразующих предприятий по добыче сырья и его «первому переделу», создания во взаимодействии с частными компаниями условий для повышения уровня образования и мобильности работников.

Доминирующее влияние на экономику округа сохранит нефтегазовый комплекс Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и сопряженные с ним отрасли, развитие которых напрямую определяется динамикой добычи нефти и газа. Даже при самых оптимистических прогнозах в части развития других отраслей специализации низкие темпы добычи углеводородного сырья станут главной причиной самых низких среди всех округов темпов роста ВРП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...