Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»




Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дается задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию готовится новая интересная таблица.

Задание такого характера:

Назовите самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

) готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

) знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок размером 100Х100 мм, толщиною 1,5 - 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

Набор состоит из следующих фигур:

. Круг (диаметр - 50 мм).

. Квадрат (сторона - 40 мм).

. Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

. Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

. Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

. Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).7. Трапеция (основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

. Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой угол).

. Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

. Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

. Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

. Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два противоположных угла - 90 градусов).

. Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Цель - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку. Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в 3 - 4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело.

. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет - 2 - 3 мм).

. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга, или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов.

. Узнай фигуру на ощупь. Ребенку завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

Правильно! - одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и ребенок кладет ее слева.

. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как дети узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только 1 -- 3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд - четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т. д.

Это задание на классификацию фигур дает представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур.

Таким образом, на протяжении семи месяцев индивидуально и совместно с воспитателем мы проводили занятия по развитию сенсорной культуры с использованием дидактических игр. После проведения формирующего этапа эксперимента мы повторно провели методики «Коробочка форм», «Эталоны» и «Перцептивное моделирование».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...