Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ полученных результатов




 

После проведения контрольного этапа в группах мы получили следующие результаты:

 

Таблица 4

Уровень развития действий восприятия (%)

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Низкий 30 5
Средний 50 70
Высокий 20 25

 

Как видим из таблицы 4, результаты детей контрольной группы не изменились. В экспериментальной группе уровень произошли изменения - на 20% уменьшилось количество детей с низким уровнем, на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем, на 5% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития действий восприятия.

 

Таблица 5

Диагностика уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону (%)

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Низкий 35 10
Средний 50 60
Высокий 15 30

 

По результатам методики «Эталоны» изменений в контрольной группе нет. В экспериментальной группе по прежнему большинство детей имеют средний уровень и относятся ко второму типу, который характеризуется смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Однако количество детей с низким уровнем уменьшилось на 15%, а с высоким увеличилось на 15%.

Таблица 6

Уровень развития перцептивных действий моделирующего типа (%)

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Очень низкий 5 -
Низкий 40 10
Средний 45 70
Высокий 10 20

 

По методике «Перцептивное моделирование» мы получили результаты, которые указывают на то, что в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем уменьшилось на 25%; на 20% увеличилось количество детей, имеющих средний уровень и относящихся к третьему типу - дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко; также на 10% увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 5% уменьшилось количество детей с очень низким уровнем.

Таким образом, анализ результатов исследования на контрольном этапе показал, что использование дидактической игры является эффективным средством сенсорного развития детей дошкольного возраста.


Заключение

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Формирование сенсорной культуры предполагает использование различных средств. Одним из наиболее эффективных, по мнению ряда ученых Е.И. Тихеевой, А.И. Усовой, О.М. Дьяченко является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемая педагогами в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка. Дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В своей работе мы рассмотрели проблему использования дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Научно-теоретическое обоснование данной проблемы раскрыто в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Н.П. Сакулиной и др., которое и дало нам возможность определиться в постановке экспериментального исследования.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы побудили к созданию условий повышения уровня сенсорного развития детей с помощью системы дидактических игр.

Исходя из этого, мы провели работу по сенсорному развитию детей с использованием дидактических игр и упражнений. В рамках данной работы мы опирались на игры и упражнения М. Монтессори, Б.П. Никитина, А.И. Сорокиной и др. Используя в работе с детьми систему таких игр как «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди такой же по цвету», «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори» мы добились положительной динамики в формировании сенсорной культуры у старших дошкольников.

Таким образом, наше предположение о том, что дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания, нашло подтверждение.


Библиографический список

 

1. Божович Л.И. Этапы формирования личностного опыта//Вопросы психологии, №4, 1978.- 214 c.

2. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.-199 c.

.   Венгер Л.А. Старший дошкольник// Дошкольное воспитание №1, 1994.-C.21-23.

.   Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -232c.

.   Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.-328c.

.   Возрастная и педагогическая психология/Под ред М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение,1984.-252c.

.   Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М.: Педагогическое

.   Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте/Избр. психол.труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1.-378c.

.   Кашеварова Л. Цветовосприятие// Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 5-14.

.   Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.-182c.

.   Луканова Г. Изобразительное искусство. // Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 26-31.

.   Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.-330c.

.   Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.-329c.

.   Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.

.   Муханова К.,Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание, №4, 1994.-275c.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.-179c.

.   Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981. - 72с

.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995.-312c.

.   Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1996.-189c.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.

.   Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.-211с.

.   Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника// Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.-344с.

.   Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1993.-232с.

.   Сенсорное воспитание в детском саду/Под. Ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой, 2-е изд. - М.,1981.-214с.

.   Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика,1990.-166с.

.   Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

.   Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1960.-125с.

.   Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.-276с.

 


Приложение

 

Приложение А

 

Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

 


Приложение Б

 

 


Приложение В

Правильно отмеченные картинки:

 

 


Приложение Г

Рис. 2. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

 


Приложение Д

Рис. 3. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)

 


Приложение Е

 

Рис. 4. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

 


Приложение Ж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...