Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни.
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни. Исследование проводилось на базе дома-ребенка № 3 города Нижнего Тагила Характеристика исследуемой группы. Группа в составе 12 человек (100%) в возрасте от 1года 2 месяцев до 1 года 9 месяцев, имеет следующие показатели: § 83,3% детей - смешанные специальные расстройства (в том числе и задержка психоречевого и сенсорного развития); § 16,7% детей - косоглазие; § 8,3% детей - гемофилия; § 8,3% детей - поражение ЦНС; § 8,3% детей - спастический тетрапарез; § 8,3% детей - папилома языка; § 8,3% детей - полидактимия пальцев рук; § 8,3% детей - расщелина неба; § 8,3% детей - гипотрофия; Диагностический инструментарий. Диагностика – распознавание, определение уровня интеллектуального и личностного развития внутри каждого возрастного этапа и при переходе от одного периода развития к другому. [5, c. 29] Смысл изучения детей воспитателем состоит в том, чтобы понять причины их поведения и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверит их эффективность, вовремя заметить отклонения в процессе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников. В итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход развития и переход на новую возрастную ступень. Дети раннего возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получить достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.
Обследование уровня речи детей исследуемой группы проходило по методике.М.Аксариной, Н.М.Щелованова. Обследование включало в себя несколько диагностических процедур: Процедура № 1 «Изучение понимания речи и пассивного словаря». [7, c. 319] Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (погремушка, собачка, петушок). Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком 1 Ситуация - проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя. 2 Ситуация - просили ребенка указывать на называемый предмет. 3 Ситуация - предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела. 4 Ситуация - просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя. 5 Ситуация - просили ребенка дать называемый предмет. 6 Ситуация - предлагали произвести с предметом определенные действия (положить в коробку). Формулировку задания повторяли несколько раз. Обработка данных. Все данные заносили мы в таблицу, которая находится в приложении № 2. В зависимости от числа повторений формулировки задания, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, ставиться балл (оценка) действий ребенка. То есть число повторений определило количество набранных ребенком баллов: -если исследователь 1-2 раза повторял инструкцию – ребенку ставилось 2 балла; -если исследователь повторял задание 3-4 раза – ребенку ставился 1 балл; -если исследователь повторял задание больше 4-х раз или, если ребенок не смог выполнить задание – ему ставили 0 баллов. Процедура № 2 «Кто это, Как он говорит?» [7, c. 320] Цель: выявить объем активного словаря. Материал: предметные картинки. Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на две равные группы по степени частотности употребления слов в речи.
В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: игрушки домашних и диких животных, которые детям показывают ежедневно (петушок, собачка, киска, курочка). Во вторую группу вошли игрушки домашних и диких животных, которые ребенку показывают реже (тигренок, медвежонок, поросенок, барашек). Обработка данных. Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число ответов: 1 балл - наличие правильного ответа; О баллов - неправильный ответ или ребенок не дал ответ вообще. Таблица находится в приложении № 3. Выводы по исследованию активного словаря: -от 0 до 2 баллов- низкий уровень развития активного словаря; -от 3 до 5 баллов - средний уровень развития активного словаря; -от 6 до 8 баллов – высокий уровень развития активного словаря. Для проведения исследования необходимы следующие условия: Ø исключение контактов ребят между собой (т.е. проводится индивидуально); Ø ребенок должен находиться в своей группе, в привычной обстановке; Ø длительность каждой диагностической процедуры не должна превышать 10 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|