Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 политический аспект в жизни Данте алигьери

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение...................................................................................................................2

 Историография.........................................................................................................4

Глава 1. Биография Данте.

1.1 Семья...................................................................................................................6

1.2 Образование..............................................................................................................6

1.3 Беатриче и Джемма..............................................................................................7

1.4 Общественно-политическая деятельность Данте................................................9

1.5 Изгнание и смерть................................................................................................9

Глава 2. Историческая обстановка в Италии XIII-XIV веков...................................11

Глава 3. Политика глазами Данте.

3.1 Политические взгляды Данте и их отображение в «Божественной комедии»...13

3.2 Политический идеал Данте..................................................................................17

Заключение.................................................................................................................20

Список литературы...................................................................................................22


Введение

Конец феодального средневековья был ознаменован появлением одного из титанов мировой литературы- Данте Алигьери. Еще при жизни писателя его произведения приобрели широкую популярность. Но несмотря на то что некоторые из современников Данте пытались написать его биографию, многие стороны жизни поэта до сих пор остаются загадкой.

Будущий поэт получил хорошее философское и юридическое образование и активно участвовал в политической борьбе. Политика, как и поэзия, была одним из важнейших интересов Данте. Он создал гениальную поэму «Божественная комедия», в которой максимально сумел охватить все стороны жизни Итальянского общества, причем не только своего времени. Также автор отразил и пласт прошлого, и даже попытался предсказать будущее. Особенное внимание Данте уделяет политическому   

аспекту, он и будет подробнее рассмотрен в этой работе.

Цель данной реферативной работы- рассмотреть политические взгляды Данте Алигьери.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1.Понять историческую обстановку в Италии XIII-XIV вв..

2.Ознакомиться с биографией Данте Алигьери.

3.Рассмотреть политические взгляды Данте Алигьери, на примере его произведения «Божественная комедия».

4.Определить политический идеал Данте.  

Великий поэт, является «совершенно сыном средних веков»[1]. Он большей половиной своих воззрений живет еще в 13 столетии. Отживающая идея всемирной империи находит в нем ревностного защитника. Он старается сочетать теории болонских юристов с учением Фомы Аквинского о конечной цели, о первенстве теоретического разума и о необходимости всеобщего мира. Признавая в человеке две различных цели, а потому в обществе две независимых друг от друга власти, он не выясняет их отношения между собой и заканчивает неопределенным подчинением светской власти духовной. Характерной чертой размышлений Данте является противоречивость взглядов, размышлений, стремлений и мечтаний. С одной стороны, он всеми мыслями и чувствами привязан к средневековым традициям, с другой же- неумолимо стремится к далекому счастливому будущему. Он как убежденный католик и монархист мечтал о создании идеальной империи во главе со справедливым монархом. И в то же время, именно он стал первооткрывателем многих передовых идей, взглядов нового времени.


ИСТОРИОГРАФИЯ

 

Охватить всю историографию по Данте, накопившуюся за многие десятилетия, практически невозможно. Можно сказать, что многие работы по Данте носят либо сугубо литературоведческий характер, либо исторический. Но исторический план часто не выходит за рамки жизни поэта, не учитывая поэтическое наследие Данте Алигьери. Рассмотрим лишь небольшую часть из советской и российской историографии, которая была использована в данной работе и максимально отвечает задаче, поставленной в этой работе.

В 30-е и 40-е годы одним из ведущих советских итальянистов был профессор Московского Университета А. К. Дживегелов (1875-1952). Все работы этого автора- его лекции, статьи, предисловия и два издания его книги «Данте Алигьери. Жизнь и творчество» - имели большое значение для популяризации в нашей стране великого итальянского поэта. В своей книге Дживегелов уделяет большое внимание биографии Данте в историческом контексте. Он прослеживает жизнь поэта без отрыва её от политических реалий Италии XIV века. Автор не оставляет без внимания и поэтическую деятельность Данте, давая подробную характеристику и анализ «Божественной комедии». Однако Дживегелова обвиняли в перенасыщении книги малодостоверными фактами и искажении социально-политической ситуации.

Книгой иного рода является книга Л.М. Баткина «Данте и его время. Поэт и политика». Основная тема ее, как видно из названия, - это политическая деятельность Данте, этапы становления его взглядов и выражение их в «Божественной комедии» и в трактате «Монархия». Баткин уделяет немаловажное внимание политическим идеалам поэта. Однако основной проблемой этой книги является марксистский, устаревший и неактуальный в наше время, подход Баткина, изменяющий реальную дантовскую идеологию.

А.Л. Доброхотов написал книгу «Данте Алигьери» (1990). Автор является преподавателем кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. В своей работе он во многом подходит к творчеству Данте с философской точки зрения, не оставляя без внимания личность поэта и рассматривая её с позиций психологии.

Автором первой в России научной монографии о творчестве Данте, относящийся к старшему поколению советских дантологов, был И.Н. Голенищев-Кутузов. В его работе «Творчество Данте и мировая культура» уделено большое внимание не только самому творчеству великого флорентийца, рассматриваемое на широком фоне культурного и литературного развития Европы на рубеже Средних веков и Возрождения, но и прослеживается становление крупнейших дантологических школ в мировой науке и эволюция их воззрений. Книга «Данте», является больше биографической и в ней дается жизнь Данте в контексте политических и социальных распрей его эпохи.

Также можно выделить прекрасные предисловия к «Божественной комедии» К.Н. Державина и А.М. Беляцкого. Однако специальных научных работ о Данте после книги Дживегелова у нас, по сути, не было.        

 


ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ

 

 

1.1 Семья

 

Данте Алигьери родился в мае 1265 года во Флоренции в семье Алигьери, относившейся к мелкой флорентийской знати и жившей в скромном достатке. Корни его семьи идут от Каччагвиды, который получил титул рыцаря от императора Коррадо II за свои заслуги в борьбе против сарацин и погиб в Святой Земле во время крестового похода в 1148 году. Из своих предков Данте вспоминает лишь его одного, славного доблестью и разумом; в юности он по желанию родителей женился на девице из феррарского рода Альдигьери (Данте был назван в её честь), всеми превозносимой за красоту и знатность, равно как и за скромность нрава.1

Каччагвиду Данте упоминает в «Божественной комедии» с большим уважением:

Вы прародитель мой;

Вы мне даете говорить вам смело;

Вы дали мне стать больше, чем собой;

Чрез столько устий радость овладела

Моим умом, что он едва несет

Ее в себе, счастливый до предела.

Об его отце и матери ничего не известно, как неизвестны обстоятельства его ранней юности.

 

2.2 Образование

 

Данте получил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился по традиционной средневековой программе: тривиум (грамматика и риторика, что давало возможность читать средневековые латинские тексты и немного классические)2 и квадриум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Так же он получил знания по истории, богословию, обрывки логики, географии и естествознания. Школьное образование, по сути серьезным не являлось, он сам признает свое начальное образование недостаточным, а университета во Флоренции не было. Однако, едва выучившись грамоте, он не повесничал, подобно нынешним знатным юнцам, не предавался под материнским крылышком праздности и лени, но от младых ногтей усердно занимался свободными искусствами и необычайно преуспел в них.1 Большое внимание Данте уделял самообразованию, много читая по- провансальски и по-французски, узнавая по этим книгам античные образы. И это привело к тому, что Данте не только стал знатоком Вергилия, Горация, Овидия, Стация, но не довольствуясь постижением их, еще и сам стал складывать стихи в подражание им. У Данте был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем и наставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиял своими книгами на Данте, упоминается в «Божественной комедии» с большим уважением автором:

Во мне живет и горек мне сейчас, Ваш отчий образ, милый и сердечный,

Того, кто наставлял меня не раз...

Известно, что позже он посещал правоведческий факультет старейшего европейского университета в Болонье, а уже на пороге старости, оказавшись в Париже, Данте выступал на многих диспутах и стяжал такую славу блеском своего гения, что тогдашние его слушатели рассказывали об этом с превеликим изумлением.2

За свою глубокую и разнообразную ученость он вполне справедливо заслужил почетнейшие звания, и недаром еще при жизни одни именовали Данте поэтом, другие - философом, третьи - теологом.

 

1.3 Беатриче и Джемма

 

Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари (в замужестве деи Барде). Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизнь Данте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности способствовала его становлению как поэта. Впервые он увидел её на празднике девочкой одних с ним лет; это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде ее видал, но впечатление именно от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 г.) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею. Она становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе, когда Беатриче уже умерла (1290), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчету, какие в то время были в ходу. Спустя три года после ее смерти, Данте собрал стихотворения написанные им в 1823-1293 годах и наиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями. Так появилась его книга «Новая жизнь».

Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати; Данте женился (до 1298 г.) на Джемме Донати. Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, храня остатки отцовского достояния; она - тип честных жен, сидящих у колыбели. Данте слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою «Божественную комедию», и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались сыновья, Якопо и Пьетро, поэты и будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; Джемма была еще жива, но вдали от семьи. Бокаччо обобщил все это: будто Данте женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену.1

Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды, их архаизм.

 

 

1.4 Общественно-политическая деятельность Данте

 

Первое актовое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам. По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых гвельфов, в частности по причине того, что к партии принадлежала его семья (более подробно проблема борьбы гвельфов и гибеллинов будет рассмотрена в следующей главе). Его общественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 года избирается членом правившей Флоренцией, коллегии шести приоров. Фортуна первоначально была так милостива к нему, что если случалось надобность принять или отправить послов, утвердить или отменить закон, заключить мир или объявить войну, короче говоря решиться на какой-нибудь важный шаг, правители в первую очередь спрашивали мнение Данте. Казалось, Флоренция только ему и верит, только на него и надеется.1

После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 году Данте был изгнан из родного города.

 

 

1.5 Изгнание и смерть

 

Уже в первые годы изгнания, Данте стал одиноким. Он гибеллин, но личного, идеального пошиба, это должно было отшатнуть его от сверстников.2 Время изгнания было для него временем скитальчества, тревожных надежд и неудачных попыток вернуться на родину. Ему пришлось испытать, как горек чужой хлеб и трудно подниматься по чужим лестницам.3 Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди поэтов «нового стиля». Изгнание настроило его серьезнее, поставило перед ним новые задачи, воспитало, за вопросами партии и самолюбия, идею культурной родины, Италии. Он продолжает работать над собой, писать с перебоями и остановками, понятными в условиях скитальческого существования. Данте затевает свой «Пир» (Convivio).

Судьба Данте за все это время полна неясностей, он постоянно исчезает с глаз, фактических сведении о нем мало. На первых порах он нашел приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала.. Мы видим его в Болонье, в Луниджьяне и Казентино. В 1308-1309 годах он очутился в Париже. Здесь его застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Мечты его «Монархии» воскресли в Данте с новой силой, он вернулся в Италию. Есть версия, что Данте было предложено вернуться во Флоренцию, но под условиями унизительными для его достоинства, и будто бы Данте горделиво отказался.1

С 1316-1317 годов он поселился в Равенне. Здесь дописывались песни Рая для божественной комедии, в кругу детей, среди друзей и поклонников2, которых Бокаччо застал уже стариками и рассказы которых он записал.

Данте скончался 13 сентября 1321 года от малярии и похоронен в Равенне. Великолепный мавзолей, который поэту готовил Гвидо да Полента, не был воздвигнут из-за его смерти. Ныне сохранившаяся гробница относится к более позднему времени, а всем знакомый портрет Данте лишен достоверности. 

  


  ГЛАВА 2 Историческая обстановка в Италии XIII - XIV вв.

 

 

XIII-XIV века, в которые жил и творил Данте, были векамиострой политической борьбы. Это было противостояние партий гвельфов и гибеллинов, а позже Белых и Черных гвельфов. Истоки и причины этой борьбы уходят в далекое прошлое Италии. После лангобардского завоевания Италии в VI веке, государство было поделено на независимые области, а часть страны оставалась под властью Византии. Начиная с этих пор, Италия долгое время была раздроблена. Воссоединению ее частей не помогло ни включение ее в империю Карла Великого, ни деятельность правивших в ней впоследствии германских династий: Саксонской, Франконской и Гогенштауфенов. Но на фоне этого, в Италии, начиная с VIII века идет восстановление и активный рост городов. Быстро шел как и подъем старых городов, так и появление новых. Интенсивно развиваются Милан, Болонья, Верона, Рим, Равенна, Павия, Флоренция. «Обилие развитых городов - важный фактор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века» - пишет Л.М. Брагина. Основной проблемой являлась проблема управления этими городами. Период раннего средневековья заканчивается тем, что города, начали войну с замками, которые находились близ городов и вмешивались в их развитие, и, что особенно важно, с властью епископов. «Решающая власть в городе в IX-X веках принадлежала графу или епископу, получившему графские права и привилегии от короля». Многим городам удалось отстоять свою независимость и стать самостоятельными республиками. Однако в XI-XII произошло столкновение основных сил - империи и папства. Изначально власть папы не была очень сильной, но после разделения Византии и Рима, папа становится весьма значительной фигурой. Это порождает борьбу светской и духовной власти в Европе. Города же являлись важными союзниками, и было очень важно, кого в этой борьбе поддержит тот или иной город. Потому что в городах начал складываться капитал, развивалась торговля, и интересы папы и императора носили и экономический характер. В свою очередь города также не оставались единой силой - в них обострились противоречия между пополанами - торгово-ремесленными слоями и нобилями - городской знатью, один из которых поддерживали императора, а другие папу. В ходе этих противоречий сформировались две партии - гвельфов и гибеллинов и особенно остро эта борьба протекала в торгово-промышленной Флоренции, что было вызвано «успехами ее раннего буржуазного развития».

Существует несколько версий начала борьбы гвельфов и гибеллинов во Флоренции. Одну из них описывает хронист Дино Кампаньи, повествуя о том, как молодой дворянин Буондельмонте деи Буондельмонте, обещавший женится на дочери Одериго Джантруфетти, обручился с дугой - девушкой из семьи Донати. Тогда Уберти и Ламберти, знатные и могущественных родственники Одериго, помогли отомстить за оскорбленную невесту и убили Буондельмонте на его свадьбе, что и положило начало распре.1 Однако эта история лишь пример стандартной междоусобной дворянской борьбы, которая впоследствии была прикрыта политическим лозунгом. В эту борьбу постепенно вовлекались различные социальные слои города, и к XIII веку гвельфская партия, оказывала финансовую поддержку папе, в котором видела человека, способного объединить Италию. А гибеллины, как старые вассалы императора, помогали ему. При этом у двух партий не было чётких разграничений в составе, и переходы из одной в другую не были чем-то необычным.

Борьба Гвельфов и гибеллинов во Флоренции XIII века прошла в несколько этапов. В середине века на престоле находился сильный император Фридрих Гоэнштауфен, которому противостояла не менее могущественная курия папы Иннокентия Третьего. В 1248, благодаря усилиям императора, гибеллины побеждают, и гвельфы уходят в изгнание. Однако через два года, когда умирает Фридрих, они не просто возвращаются, но и проводят реформу primo popolo, которая потеснила дворян в их правах. В 1260 году сын Фридриха Манфред вместе с главою флорентийских гибеллинов Фаринатою дельи Уберти и при поддержке города Сьены разгромил в битве при Монтапетри гвельфов, и те вторично покинули Флоренцию. А в 1266 году состоялась битва при Бенивенто, в которой победили усилившееся гвельфы, а Манфред был убит. При поддержке папской курии и Карла Анжуйского, гибеллины были окончательно выгнаны из Флоренции, их имущество было конфисковано, а замок Уберти был срыт. Однако мира во Флоренции изгнание гибеллинов не означало. Последующие конституционные реформы наметили противостояние двух новых группировок в рамках партии гвельфов. В 1296 году было положено начало разделения ее на Белых и Черных. Глава Белых - семейство Черки - были родом из деревни, они поздно появились в городе и сумели нажить богатства путем ростовщичества. В состав Белых входила городская интеллигенция и богатая буржуазия. Черные были преимущественно старыми дворянами, беднеющим цветом феодальной знати. В их главе стояли Донати. Суть проблемы  заключалась в том, что власть находилась в руках верхушки пополанов, дворяне же были отстранены. В их противостояние вмешался папа Бонифаций VIII, категорично настроенный против Белых, одна из причин этого была в том, что он поверил в их связь с гибеллинами. Папа принимал все меры для того, чтобы искоренить Белых: наложил на город интердикт, а в 1301 году послал на Флоренцию войска Карла Валуа, которые довершили разгром Белых. Белые были изгнаны.


ГЛАВА 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖИЗНИ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...