Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические взгляды Данте и их отображение в «Комедии»

 

Данте Алигьери был гвельфом, и его детство прошло под знаком борьбы гвельфов и гибеллинов. В борьбе Черных и Белых он и сам принимал самое непосредственное участие. Когда наметился раскол в партии гвельфов, Данте понял, что папа уже не может представлять ту силу, которая может объединить страну. Это наглядно продемонстрировал папа Бонифаций, который был занят больше светскими проблемами (в частности своими личными) нежели церковными. Поэтому Данте был близок Белым, которые папу не поддерживали, несмотря на то, что сам был выходцем из дворянской семьи, а жена его носила фамилию Донати. Уже в изгнании Данте вновь пересмотрел свои взгляды. В 1310 году в Италию пришел германский король Генрих VII, в котором Данте видел миротворца и на которого возлагал все свои политические надежды. Однако они остались нереализованными ввиду ранней смерти императора.

Свои политические представления и их эволюцию Данте наглядно продемонстрировал в «Божественной комедии». Хотелось бы заранее отметить тот факт, что о различных политических деятелях упоминается преимущественно в Аде и Чистилище. Вероятно, это обусловлено тем, что, во-первых, ко времени написания Рая поэта заботили больше философские проблемы, нежели проблемы политики, от которой он отошел во второй половине 10-х годов. А во-вторых, это говорит о том, что многим политическим деятелям, которыми интересуется Данте, может просто нет места в Раю.

Данте проходит по загробному миру и встречает сторонников его взглядов и ярых противников - гибеллинов и Черных гвельфов. А так как Данте сам в праве выбирать с кем из умерших ему говорить, больше внимания он указывает своим согражданам - флорентийцам. Например, переплывая с Вергилием через Стигийское болото на лодке Флегия, Данте узнает в грязи Филиппо дельи Адимари, по прозвищу Адженти. Неожиданно злобный выпад поэта обусловлен тем, что он лично ненавидел Ардженти - богатого рыцаря, сторонника Черных:

Плачь, сетуй в топи невылазной,

Проклятый дух, пей вечную волну!1

А далее, в шестом круге Ада - круге еретиков - Данте встречает Фаринату дельи Уберти. И, несмотря на то, что гибеллин Фарината принимал участие в кровавой битве при Монтаперти, его разговор с Данте полон достоинства. Оба соперника внимательно выслушивают друг друга, чувствуется уважение Данте к человеку, который «казалось Ад с презреньем озирал» и, как выясняется из его речи, «когда решали Флоренцию стереть с лица земли» - он не допустил этого.

Но уже с некой неприязнью, автор «Комедии» упоминает имя Фридриха II, который находится также среди еретиков. Между деревьями, в которых мучаются души самоубийц, Данте встречает Пьера делла Виньи, канцлера и фаворита Фридриха, которому тот преданно служил, но был оклеветан и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Душа взывает:

Моих корней клянусь ужасной кровью,

Я жил и умер, свой обет храня,

И господину я служил любовью!2

В восьмом круге автор упоминает про «Федериков плащ», который хоть и был легче адских мантий, но по преданию был казнью для тех, кто смел оскорбить императора.

При этом Данте интересно распорядился семьёй Фридриха. Его сын Манфред, который также воевал против гвельфов, находится в чистилище среди умерших отлученными от церкви. Сам Манфред так объясняет смягчение его участи:

Мои ужасны были прегрешенья;

Но милость божья рада всех обнять,

Кто обратится к ней, ища спасенья.3

А может, причина заключается в снисхождении Данте, который знал о том, что остатки Манфреда после смерти были выкопаны и брошены по приказу папы Климента?

Как Данте и предполагал, он встречает в Аду и Моску деи Ламберти, принимавшего непосредственное участие в убийстве Буондельмонти, которое положило начало распре гвельфов и гибеллинов. Автор помещает его в девятый ров зачинщиков раздора, где тот «увечный безобразно» раскаивается в том, что «он злой посев принес родной земле». Моска жестоко наказан за это и пребывает в одном из самых страшных кругов ада. Слишком велика его вина, по мнению Данте, в столь страшно отразившемся для Флоренции убийстве. Во втором поясе десятого круга Ада, где страдают предатели родины и единомышленников, находятся многие гвельфы и гибеллины. Мы видим примеры именно их судеб, как наиболее важных для Данте, который понимал цену предательства этих людей. Это и Дуэра, который благодаря «французским денежкам» пропустил войско, шедшее на поддержку гвельфов, и Джанни Сольданер, и Тебальделло - предатели гибеллины. Наиболее драматичный эпизод в этом круге связан с Бокка дельи Абати, когда Данте опять дает выход своим чувствам. «Вцепясь ему в затылок волосатый», поэт «не одну повыдрал прядь», зная, что Бокка был не просто предателем, но предателем родной для Данте партии гвельфов. За это Данте обещает ему самую страшную участь:

В мире свой позор

Через меня навеки ты упрочишь.1

В чистилище Данте встречает много душ, среди которых есть гибеллины (Буонконте, Провенцан Сальвани, Гвидо дель Дука). Таким образом, мы видим, что

Данте распределяет различных политических деятелей по загробному миру, руководствуясь не только своими убеждениями, но и принципами нравственности.

 

Политический идеал Данте

Помимо того, что Данте иллюстрирует, как и за какие именно грехи человек, принадлежавший к той или иной политической группировке, наказывается в Аду или возносится в Рай, он пытается устами героев передать свой политический идеал, а также предсказать судьбу своей страны. Основной работой, которая касалась политических воззрений Данте, был трактат «Монархия» (ок.1312-1313 г.), в котором он впервые провозгласил принцип разделения властей на светскую и духовную. Но этой теме много посвящено и в «Божественной комедии». Данте мечтает об империи с Италией во главе и под управлением сильного монарха.1 Флорентиец пришел к этому не сразу. Как известно, вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных и от Белых гвельфов, возлагал свои надежды на сильного императора, под властью которого объединиться Италия. А лучшим вариантом государственного управления Данте считал императорский Рим. В поэме он неоднократно об этом упоминает. Например, его «великий старец», библейский образ, отождествляющий человечество, «к Риму, как к зерцалу поднял веки». Церковь же, в идеале Данте, возродиться, оставив свои посягательства на мирское правление.

Посмотрим, что об этом пишет Данте в «Комедии», и на что он надеется. Уже начальные страницы «Божественной комедии», когда Данте заблудился «в сумрачном лесу», можно трактовать как поиски политической истины. Этот дикий, дремучий, неприступный лес - есть верная картина не только смущения, в котором находилась душа поэта, но гражданской и политической смуты, царившей в его отечестве.[2] Появляется Вергилий и говорит о том, что для того чтобы найти истину (т.е. взойти на холм), Данте надо последовать за ним в загробный мир. И первым про политическое будущее страны заговаривает сам Вергилий, рассказывая, что победить волчицу (которая преградила путь Данте) сможет только «славный Пес». По мнению критиков, волчица олицетворяла собой не только корыстолюбие, но и мирскую власть римской церкви. Пес- это избавитель, которого ждет Данте.3

 Об этом правителе размышляет и сам автор, после встречи с папой Адрианом V:

Будь проклята волчица древних лет...

Идет ли тот, кто эту тварь изгонит?

О том, что он точно придет, говорит Беатриче:

Когда Пятьсот Пятнадцать вестник бога,

Воровку и гиганта истребит...

Гигант и воровка это аллегорические обозначения французского короля и церкви, от которой избавит мир Вождь. Среди первых критиков поэмы бытовало мнение, что цифры пятьсот пятнадцать в их римском варианте (DXV), будучи переставленным давали слово Dux, т.е. вождь. Но кто же он? Критика считает, что ожидания Данте весьма конкретны и речь идет об определенном лице. 1 Но на это счет существуют различные мнения. Возможно за этим образом стоит личность Генриха VII, которого Данте очень любил и даже «оставил» для него место в Раю:

Воссядет дух державного средь вас

Арриго, что Италию спасая,

Придет на помощь в слишком ранний час

Но Арриго, т.е. Генрих VII, умер, не успев реализовать надежд Данте. Также есть мнение, что под великим освободителем подразумевается некто, Угуччионе делла Фиджиола.2 Но большинство склоняется к мысли, что поэт имел ввиду Кане Гранде.

Кан Гранде де Скала (1291-1329) в раннем возрасте получил титул императорского викария в Вероне, был главой гиббелинской лиги в Ломбардии и «одним из наиболее сильных и никогда не изменявших своих убеждении поборником императорской власти в Италии».3 Однако он тоже не достиг никаких конкретных результатов. Данте, который после своего изгнания стал относиться к гибеллинам с большим пониманием, не только верил в Кана Гранде, но даже жил при его дворе и посвятил ему третью часть своей поэмы. За то, что он подразумевал под вождем- освободителем именно его говорят многие факты. Во-первых, имя Кан созвучно итальянскому Cane - собака. Во-вторых, Данте пишет о Ломбардце (т.е. Бартоломео делла Скалла - старшем брате Кана) и его сильном последователе. Вероятно, это и есть сам Кан Гранде.1

Твой первый дом в скитальческой судьбе

Тебе создаст Ломбардец знаменитый,

С орлом святым над лестницей в гербе.

С ним будет тот, кто принял в первый час

Такую мощь от этого светила,

Что блеском дел прославиться не раз.

Также в пользу Кана Гранде говорят такие строки из «Комедии»:

Не прах земной и не металл двухсплавный,

А честь, любовь и мудрость он [Пес] вкусит, меж войлоком и войлоком державный.

Эта последняя строчка звучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположением Вероны, т.е. между городом Фельтро и замком Монтефельтро в Романье. А один из исследователей, пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавита в имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signire de Verona) на их числовые значения, и получил символичное «пятьсот пятнадцать».2 Однако, как бы то ни было, Данте не мог не видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все в кого он верил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так и не дал точного ответа, пришествие кого он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечте о всемирной монархии так и не суждено было сбыться.   

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

 

 

Данте Алигьери был наиболее колоритной и выразительной фигурой своей эпохи. Он родился в переломный период истории Италии. Сложность и противоречивость творчества и взглядов великого итальянского поэта проистекает из той конкретной обстановки, в которой он жил и творил.

Истинный поэт и всегда философ, осмысляющий свою эпоху, ищущий новые пути.

Предметом забот настоящего поэта являются его современники его родина; он живет и борется и, будучи борцом, не может не быть политиком.

Художественно-психологическая противоречивость Данте, как она ни показательна и ни любопытна сама по себе, является лишь выражением гораздо более глубокой раздвоенности его сознания. Ведь Данте не только поэт и политический мыслитель, он - социолог.

Взгляды Данте не были связаны целиком и полностью с каким-нибудь одним определенным классом.

Данте Алигьери был провозвестником Возрождения, пионером реалистического восприятия мира и человека, человеком нового времени и в то же время человеком средневековья с присущими ему взглядами.

Энгельс справедливо говорил, что о мыслителе нужно судить не по тому, что было у него неизбежно переходящим, а по тому, что он внес нового, прогрессивного. Только такой подход является действительно верным.[3]

Наши попытки рассматривать взгляды Данте под разными углами зрения, в разных плоскостях и планах, потеряли бы всякий смысл, если бы мы забыли, что все плоскости и планы пересекаются, переплетаются друг с другом, вырастают один из другого и, не совпадая, образуют все же нечто единое - неповторимую фигуру гениального Данте.2 На него наложили отпечаток почти все слои итальянского общества. Корни идеологии Данте приходится искать то в интересах городских комунн, то в потребностях зарождающейся буржуазии, то в настроениях пополанской массы, а то и в предрассудках дворянской знати. Тем и интересно рассматривать взгляды Данте, что в его трактатах и стихах запечатлелась вся бурная и многообразная жизнь переходной эпохи.

Ничуть не упрощая идеологии Данте, мы имеем право заявить, что Данте прежде всего, идеолог городской коммуны. Он первым с огромной силой выразил интересы развития «первой капиталистической нации». 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Алигьери Д. «Божественная комедия» Пер. с ит. М. Лозинского. Изд. «Худ. лит.».М., 1967.

2.Алпатов М.В. «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто.»М.-Л.,1939

3.Баткин Л. М. «Данте и его время. Поэт и политика.» Изд. «Наука».М., 1965

4.Бокаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.

Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975

5.Дживегелов А.К. «Данте Алигьери.» ОГИЗ.М.,1946.                                                         

6.Доброхотов А.Л. «Данте Алигьери». Изд. «Мысль».М.,1990

7.Кондратов С. «Мир Данте» Москва, 1965г.

8.Котельникова Л.А. «Феодализм и город в Италии в VII-XV вв.» Изд. «Наука».М.,1967

9. Дж. А. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений. Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.

10.Сутуева Т.О. «Данте Алигьери (к 700-летию со дня рождения)»

11.Чичерин Б.Н. «Политические мыслители древнего и нового мира» Москва, 1999г.

12.Шеллинг Ф. «Философия искусства»

13.Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия».М.,1980 


[1] Б.Н. Чичерин «Политические мыслители древнего и нового мира» М.-1999г.

 

1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.

Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975

2 Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия».М.,1980

1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.

Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975

 

2 Там же

1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.

Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975

 

1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.

Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975

 

2 Там же

3 Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с ит. М. Лозинского. Изд. «Худ. Лит.».М.,1967.

1 Д. Боккаччо «Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо»М.,1898.

2 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.

Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975

 

1 Котельникова Л. А. Феодализм и город в Италии в VII-XV вв. Изд. Наука. М.,1967

1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Перевод с ит.

 М. Лозинского. Изд. «Художественная литература».М.,1967

 

2 Там же

3 Там же

1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Перевод с ит.

 М. Лозинского. Изд. «Художественная литература».М.,1967

1 Л.М. Баткин «Данте и его время. Поэт и политика» Изд. «Наука».М.,1965

[2] Дж. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений».Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.

 

3

1 Данте Алигьери. Божественная комедия часть 2 с объяснениями и примечаниями. Пер. с ит. Горбова М.А. М.,1898.

 

2 Дж. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений».Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.

 

 

3 История Средних веков. Под ред. Карпова С.П. Изд.МГУ.М.,2000

 

1 Боккаччо «Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо»М.,1898

 

2 А.К. Дживегелов «Данте Алигьери» Изд. «Мысль».М.,1990

 

[3] Л.М. Баткин «Данте и его время. Поэт и политика» Изд. «Наука».М.,1965.

 

2 А.К. Дживегелов «Данте Алигьери» ОГИЗ.М.,1946.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...