Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация управленческих решений




УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Роль решений в менеджменте. Особенности управленческих решений

Принятие управленческого решения всегда связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации. Проблему можно определить как несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Сущность задачи принятия решения заключается в выработке плана действий по разрешению конкретной проблемы.

В общепринятом понимании решение – это выбор альтернативы.

К отличительным особенностям управленческих решений относят:

- цели. Субъект управления (человек или группа) принимает решения, исходя не из собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретных организаций;

- последствия. Частный выбор человека сказывается на его собст- венной жизни. Менеджер, особенно высшего звена, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей;

- разделение труда. В частной жизни человек сам принимает решения и сам же их выполняет. В организациях одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений;

- профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта, в управлении организациями принятие решений – это более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Поэтому далеко не все сотрудники, а только обладающие определенными профессиональными знаниями и навыками наделяются полномочиями самостоятельно принимать решения.

Современные менеджеры должны знать и соблюдать требования к управленческим решениям, так как это может существенно повлиять на эффективность принимаемых в организации решений:

- любое управленческое решение должно иметь строгую целевую направленность и соответствовать целям развития данной организации;

- решение должно быть обоснованным, то есть учитывать всю совокупность факторов и условий; такое решение должно опираться на достоверную информацию;

- решение должно быть своевременным;

- решение должно соответствовать полномочиям руководителей и иметь законное обоснование;

- решение должно быть непротиворечивым, согласованным и по возможности лаконичным.

Таким образом, управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Классификация управленческих решений

В современных организациях принимается большое количество разнообразных решений. Классифицировать их можно по следующим признакам:

1) по содержанию:- экономические решения,- организационные,

- политические,- социальные,- технические и др.;

2) по степени влияния на будущее организации:

- оперативные решения (их наибольшее количество в организации, на будущее организации оказывают незначительное влияние);

- тактические решения (конкретные способы продвижения по основным путям развития организации);

- стратегические решения (определяют основные пути развития организации);

4) по лицу, принимающему решения (ЛПР):- индивидуальные,- групповые.

Преимущества индивидуальных решений заключаются в том, что для них характерен более высокий уровень творчества и в них часто реализуются новые идеи и предложения; они требуют меньше времени, так как не связаны с необходимостью промежуточных голосований. А их основным недостатком является то, что индивидуальные решения чаще оказываются неверными.

Преимущества групповых решений состоят: в более полном информационном обеспечении, так как привлекаются лица, обладающие разными знаниями в отношении решаемой проблемы; повышении ответственности и мотивации каждого сотрудника; повышении степени вовлеченности работников в процесс реализации решения.

Недостатки групповых решений сводятся к следующему:

- более высокие затраты времени; больше времени уходит на координацию, и, следовательно, удлиняется процесс выработки решения;

- групповые решения часто принимаются под давлением большинства или высокопоставленных людей;

- отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения;

5) по степени уникальности:- рутинные (нетворческие),- уникальные (творческие);

6) по степени неопределенности (полноты информации):

- решения в условиях определенности;- решения в условиях риска (вероятностной определенности);- решения в условиях неопределенности.

Решение, принятое в условиях, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора, является определенным.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых являются неопределенными, но вероятность наступления каждого результата известна.

Решение, принимаемое в условиях неопределенности, – это когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов;

7) по способу принятия решения:

- интуитивное решение;

- решение, основанное на суждениях;

- рациональное решение.

Интуитивное решение – выбор, сделанный на основе ощущения, что он правильный.

Решение, основанное на суждениях, – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным практическим опытом.

Рациональное решение не зависит полностью от прошлого опыта и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса;

8) по степени структурированности проблемы:

- запрограммированные решения (высокоструктурированные);

- незапрограммированные решения (слабоструктурированные).

Запрограммированные решения – это результат реализации определен- ной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения.

Незапрограммированные решения – решения, которые требуются в ситуациях, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми, они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными ранее факторами;

10) по форме отражения:- план,- программа,- приказ,- распоряжение,- указание;

11) по способу передачи:- вербальные решения,- письменные,- электронные;

Так как решения принимаются людьми, то их характер во многом несет отпечаток личности менеджера. В соответствии с этим решения могут быть: уравновешенные; импульсивные; инертные; рискованные; осторожные.

Процесс принятия решения

 
 

 


 

Рис. 18. Этапы процесса принятия решений

Основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема. Главное, что должно волновать менеджера, – это не сам выбор альтернативы, а разрешение конкретной управленческой проблемы. Для этого часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и их осуществление.

Процесс принятия решений представляет собой циклическую последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

На рисунке 18 представлена идеализированная модель процесса, так как фактически структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.

 

Процесс принятия управленческого решения состоит из восьми этапов.

1. Анализ ситуации. Анализ управленческой ситуации требует сбора и обработки информации. На данном этапе происходит восприятие организацией внешней и внутренней среды.

2. Идентификация проблемы. Важный шаг на пути решения проблемы – это ее полное и правильное определение (диагноз). Выявление и формулировка проблемы представляет собой сложную процедуру. В момент своего возникновения многие проблемы слабо структурированы, то есть не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. Доведение проблемы до количественной определенности требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Первый шаг в диагностировании сложной проблемы – установление симптомов.

3. Определение критериев выбора. Прежде чем рассмотреть возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели будут служить критериями выбора.

4. Разработка альтернатив. Решение может быть оптимальным, если выявлены все возможные альтернативные пути решения проблемы. Но на практике чаще всего менеджеры ищут не оптимальный, а достаточно хороший и приемлемый вариант, позволяющий снять проблему. На данном этапе полезны коллективные обсуждения проблемы и генерирование альтернатив.

5. Выбор наилучшей альтернативы. После разработки возможных вариантов решения проблемы их необходимо оценить и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимы критерии, по которым их можно сравнивать. Важно учитывать фактор риска, то есть определить вероятность осуществления каждой альтернативы. Учет фактора риска приводит к пересмотру понятия наилучшего решения. Им является не тот вариант, который максимизирует или минимизирует тот или иной показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероятности.

6. Согласование решения. Принятие управленческих решений в организации часто рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации.

7. Управление реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Для получения реального эффекта, принятое решение должно быть реализовано. Для этого надо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам.

8. Контроль и оценка результатов. На данном этапе проводится измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость его корректировки или принятия нового решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...