Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существуют две теории, объясняющие возбуждение латеральных ядер гипоталамуса.




Существуют две теории, объясняющие возбуждение латеральных ядер гипоталамуса.

Периферическая теория - первичным при возникновении чувства голода является сокращение пустого желудка. От его рецепторов импульсы идут по волокнам n. vagus в продолговатый мозг, затем в гипоталамус.

Теория голодной крови - 1929 г. - Чукичев - брал кровь голодной собаки и вводил ее сытой собаке, что вызывало активацию пищедобывающего поведения у сытого животного. " Голодная" кровь - характерно снижение уровня питательных веществ (глюкозы, общего белка, липидов) и уменьшение теплообразования.

При снижении уровня питательных веществ возбуждение латеральных ядер происходит двумя путями:

- рефлекторный путь - возбуждаются рецепторы сосудов и от них импульсы идут в гипоталамус;

- гуморальный путь - кровь с низким содержанием омывает гипоталамус и возбуждает центр голода.

Латеральные ядра находятся в реципрокнаом взаимоотношении с вентромедиальными ядрами, таким образом, если возбуждается центр голода - тормозится центр насыщения.

Физиологическая сущность насыщения

Насыщение - чувство, возникающее при удовлетворении чувства голода.

Субъективно - положительные эмоции. Объективно - прекращение пищедобывающего поведения.

Возникает при возбуждении вентромедиальных ядер гипоталамуса по принципу безусловного рефлекса.

Аппетит

Важную роль в регуляции пищеварения играет центральная нервная система, которая была доказана академиком И. П. Павловым. Даже при виде определенной пищи или мысли о ней образуется желудочный сок определенного состава.

Аппетит (латинский appetitus стремление, желание) - эмоциональное ощущение, связанное со стремлением человека к определенной пище. Аппетит субъективно отличается от ощущения голода (см. ). Ощущение голода отражает потребность организма в питательных веществах и обычно субъективно неприятно. Аппетит строится на основе пищевой потребности, связан с представлениями о будущем приеме пищи и отражает приятные эмоциональные ощущения, которые обычно сопровождают прием той или иной пищи. Аппетит усиливается действием специальных пусковых и обстановочных раздражителей (вид, запах, вкус пищи, обстановка и т. д. ).

Аппетит вырабатывается в процессе индивидуальной жизни человека и всегда избирателен в зависимости от исходной потребности, национальных и индивидуальных привычек. Особенно отчетливо избирательный характер аппетита проявляется у детей, у беременных и у больных злокачественными новообразованиями, когда в организме вследствие особенностей обмена веществ формируется потребность в определенных питательных веществах. При некоторых инфекционных заболеваниях избирательный аппетит может переходить в извращенный (см. ниже). Возникновение аппетита обусловлено специфическим влиянием «голодной крови» на пищевой центр. Согласно современным представлениям возникновение аппетита объясняется избирательным возбуждением лимбических структур (перегородка, амигдалоидная область, гиппокамп, поясная извилина, орбитальная кора и др. ), коры больших полушарии, на которые распространяются восходящие активирующие влияния инициативных пищевых центров гипоталамической области. Физиологические наблюдения показывают, что повреждения гипоталамических и лимбических структур приводят к нарушениям приема пищи: прекращенио - афагия или, наоборот, к потреблению в чрезмерных количествах - гиперфагия.

С точки зрения концепции П. К. Анохина о функциональных системах организма, аппетит связан с функционированием аппарата акцептора результатов действия (см. ). Именно в этом аппарате при неоднократных удовлетворениях пищевой потребности на основе механизмов памяти запечатлеваются представления о свойствах пищевого раздражения и о том приятном эмоциональном переживании, которое обычно сопровождает прием пищевых веществ. Наличие такого аппарата, который формируется в состоянии голода еще задолго до реального употребления пищи, является мощным направляющим фактором, стимулирующим голодное животное и человека к поиску и приему пищи.

Аппетит, как правило, усиливается в первые минуты приема пищи, особенно если пища соответствует ожидаемой. Это способствует активации секреторной деятельности пищеварительного тракта, в частности выделению желудочного сока (так наз. запального, или аппетитного, сока по И. П. Павлову), усиливается моторная деятельность желудочно-кишечного тракта - «голодная перистальтика».

Отсутствие или нарушение аппетита вызывает расстройство пищеварительной деятельности. Любые отвлекающие факторы (разговоры, чтение, работа во время еды) могут привести к нарушению аппетита. Это особенно касается аппетита детей: систематическое отсутствие положительной эмоции во время еды может явиться причиной того, что аппетит вообще не сформируется. С биологической точки зрения механизм формирования аппетита осуществляется на основе неоднократных удовлетворений потребностей с получением при этом положительных эмоциональных ощущений.

Расстройство аппетита может возникать при многих патологических состояниях: нейро-психических заболеваниях (опухоли мозга, энцефалиты, истерия, психозы и др. ), болезнях эндокринных желез (сахарный диабет, гиперинсулинизм, тиреотоксикоз, гипотиреоз и др. )» заболеваниях систем крови (анемии, лейкозы и т. п. ), заболеваниях печени (гепатиты, циррозы) и желудка (язвенная болезнь, гастриты и др. ), злокачественных новообразованиях, гипо- и авитаминозах, интоксикациях (алкоголизм, уремия, передозировка дигиталиса и др. ), инфекциях, беременности.

Различают три вида расстройств аппетита: понижение аппетита вплоть до полной потери (анорексия); повышение аппетита, выраженное иногда в резкой степени (булимия); извращение аппетита - так называемая pica (от латинского pica сорока), выражающееся в стремлении употреблять в пищу несъедобные вещества (мел, известь, зола, земля, уголь, керосин, металлические предметы и т. д. ). Извращения аппетита обусловлены прежде всего изменениями функционального состояния пищевого центра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...