Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ конкурентного состояния предприятия

 

2.1 Характеристика и анализ деятельности ООО "Омск-ижмаш-сервис"

 

ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" - торговая фирма по продаже автомобилей и запчастей, зарегистрирована 10.06.02. Компания является официальным дилером компании "ИЖ-Авто". Виды деятельности, осуществляемые данным предприятием представлены в табл.1.

 

Таблица 1 Услуги, оказываемые ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

Продажа товаров

Автомобили

ИЖ ODA, FABULA

Москвич, ВАЗ

Запчасти (продажа, установка)

Услуги

Ремонт, техобслуживание Регулировка колес, жестяные, малярные работы, ремонт двигателей, коробок передач, ремонт автоэлектрики, карбюраторов Гарантийное, послепродажное обслуживание автомобилей ИЖ, продажа, установка автозвука и сигнализаций

Подразделения

Магазин

Запасные части

ТО и Р ИЖ, Москвич

СТО, сервисный центр, мастерские

 

Управлением предприятия в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.

В статусе официального дилера ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" выполняет следующие функции:

обеспечивает развитие взаимосвязей с потребителями товаров;

выполняет работу по покупке или продаже товаров оптом;

изучает конъюнктуру и тенденции развития рынка, цены и спрос на товары и предоставляемые услуги;

выясняет запросы и мнения потребителей о них.

разъясняет покупателям преимущества определенного вида товаров или услуг в сравнении с аналогичными им;

подготавливает необходимые документы по купле-продаже, на получаемые и отправляемые товары, а также для заключения договоров с юридическими и физическими лицами;

анализирует информацию о надежности клиентов и компаний, участвующих в инвестиционной деятельности, особенности и ожидаемые изменения товарного и финансового рынков, консультирует клиентов о состоянии и перспективах их развития;

способствует сокращению сроков реализации товаров и предоставления услуг, увеличению объема продаж, числа клиентов, в том числе постоянных, систематически обращающихся за товаром либо услугой, улучшению качества обслуживания клиентов, расширению услуг, сокращению транспортных затрат;

изучает поступающие жалобы на продаваемый товар и предоставляемые услуги, принимает меры по предупреждению их возникновения, а также случаев причинения клиентам материального ущерба;

обеспечивает соблюдение действующих стандартов и норм по организации хранения, сбыта и транспортировки товара, а также принятие мер по совершенствованию (ускорению) сбытовых операций;

участвует в организации рекламы, пропаганде достоинств продаваемого товара, его потребительских свойств, преимуществ предлагаемых услуг, в подготовке образцов товаров, описаний услуг.

Основные технико-экономические показатели для анализируемого предприятия представлены в таблице 2.

Балансовая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим годом сократилась на 36,9% и составила 10446 тыс. руб. Данное изменение связано со значительным ростом внереализационных расходов.

Рост численности работников приводит, как говорилось выше, к повышению производительности труда, и как следствие, увеличивается объём товарной продукции (+6,07%) и выручка от продаж (+16,6%) это свидетельствует о расширении сферы деятельности и о наличии перспектив дальнейшего развития.

 

Таблица 2 Основные экономические показатели деятельности ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

Показатель 2005 2006 Темп роста,%
Выручка от продажи, тыс. руб. 110889 129338 116,6
Себестоимость продаж, тыс. руб. 91951 120232 130,8
Прибыль от реализации, тыс. руб. 18938 9107 48,1
Затраты в рублях на рубль реализованной продукции, руб. 0,83 0,93 112,1
Балансовая прибыль, тыс. руб. 16549 10446 63,1
Объем товарной продукции, тонн 103064 109324 106,07
Среднесписочная численность, чел. в т. ч. рабочих, чел. 264 185 342 201 121,4 108,65
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 12418 20334 163,7
Выплаты социального характера, тыс. руб. 500,4 744,2 148,7
Среднемесячная заработная плата, руб. 2843 3366 118,39
Ввод новых основных фондов, тыс. руб. 8310 3114 37,5
Чистые активы, тыс. руб. 29144 35046 120,3

 

Среднесписочная численность персонала ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" возросла на 21,4% по сравнению с предыдущим годом и в отчетном году составила 442 чел. Это изменение оказало соответствующее влияние на фонд оплаты труда: он увеличился с 12418 тыс. руб. в предыдущем году до 20334 тыс. руб., т.е. на 63,7%. При этом видно, что фонд оплаты труда растет опережающими темпами по сравнению со среднесписочной численностью персонала (163,7% и 121,4%, соответственно). Это связано с тем, что на предприятии используется сдельная форма оплаты труда применительно к производственным рабочим. Следовательно, рост объемов производства повлек за собой соответствующее увеличение заработной платы.

Величина выплат социального характера увеличилась с 500,4 тыс. руб. в предыдущем году до 744,2 тыс. руб. в отчетном году. Опережающие темпы роста указанных выплат по сравнению с темпом роста численности (148,7% и 121,4%, соответственно) говорят о повышении не только производительности труда работников, но и о том, что на предприятии увеличивается численность персонала, имеющего длительный стаж работы.

В 2005 году на ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" были введены в эксплуатацию новые основные фонды на сумму 8310 тыс. руб. В 2006 году ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" ввело в эксплуатацию новых основных фондов на сумму всего 3114 тыс. руб., что на 64,5% меньше, чем в предыдущем году. Данный момент говорит о том, что предприятие не приобретает новые основные фонды, а ремонтирует старые. Также следует отметить, что анализируемое предприятие берет кредиты на реконструкцию и модернизацию основных фондов.

Среднегодовая величина чистых активов в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим на 20,3% и составила 35046 тыс. руб. Данный момент свидетельствует о том, что предприятию достаточно активов для продолжения своей деятельности после того, как оно рассчитается по своим обязательствам.

Таким образом, рост величины основных экономических показателей анализируемого предприятия свидетельствует о расширении сферы деятельности и наличии перспектив дальнейшего динамичного развития.

Однако анализ значений себестоимости и прибыли говорит о необходимости разработки мероприятий по снижению первого и соответственно увеличения второго показателя, например за счет более рационального использования материальных ресурсов и денежных средств, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени, а также за счет увеличения объема продаж, расширения рынка, увеличения качества продукции и услуг.


2.2 Анализ конкурентов ООО "Омск-ижмаш-сервис"

 

Поскольку ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" осуществляет продажу и обслуживание только автомобилей отечественного производства, конкурентами можно считать автосалоны, также осуществляющие продажу легковых автомобилей-аналогов (в данном случае, это фирмы, поставляющие на омский рынок автомобили ВАЗ и ГАЗ). Необходимо отметить, что все рассматриваемые автомобильные фирмы нацелены на потребителя со средним доходом.

В настоящее время в г. Омске существует около 70 фирм, работающих на автомобильном рынке (по продаже автомобилей и запасных частей). В тоже время нельзя выделить очень крупные компании, они либо мелкие, либо средние. Приведенные ниже таблицы 3 и 4 содержат информацию, полученную в ходе обследования наиболее крупных автомобильных фирм г. Омска.

 

Таблица 3 Характеристика автомобильных фирм г. Омска

Название фирмы Продажа автомобилей Дополнительные услуги
Авто-Родео Lada, ВАЗ, ИЖ СТО, продажа запасных частей, автохимии и масел, прокат, эвакуатор, автомойка, тюнинг-центр, шиномонтаж, система дисконтных скидок
Западно-Сибирский Альянс Opel, Chevrolet, Lada, снегоходы, квадроциклы, гидроциклы СТО, тест-драйв, лизинг, продажа запасных частей
ГАЗ-АТО ГАЗ Продажа запасных частей, тюнинг, антикоррозийная обработка, гарантийное и послегарантийное ТО

 


Таблица 4 Сравнительный анализ конкурентов ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

Название фирмы

Показатели конкурентоспособности (в баллах)

Качество продукции Ассортимент Ценовая политика Реклама Гарантия Обслуживание Общий балл
Авто-Родео 5 3,5 4,5 1,5 5 4,5 24
Западно-Сибирский Альянс 4,0 4,5 4,5 2,5 4,5 4,5 24,5
ГАЗ-АТО 4,0 2,5 4,0 1,5 4,0 3,0 19

 

Из таблицы видно, что основные недостатки конкурентов: это небольшой ассортимент, низкое качество обслуживания и практически полное отсутствие рекламы. Продавцы предлагают подождать или сделать спецзаказ, при этом могут потерять клиентов. Так как все фирмы работают с ограниченным количеством поставщиков, то в основном берут товар на реализацию. Некоторые компании, пользуясь тем, что у них уже есть постоянные клиенты, просто могут не обратить внимания на новые потребности, при этом, теряя прибыль, руководствуясь принципом "что есть то и купят". Основное преимущество практически всех конкурентов заключается в том, что они уже достаточно долгое время существуют на данном рынке, и у них есть постоянные клиенты. Наибольшее количество баллов набрали автосалоны "Авто-Родео" и "Западно-Сибирский альянс". Преимущество первого в том, что он предоставляет достаточно широкий спектр дополнительных услуг, включая эвакуатор и прокат. Второй набирает большое количество баллов за счет продажи не только отечественных автомобилей, но и европейских. Кстати, в будущем эта фирма планирует выставлять на продажу автомобили марок Hammer и Cadillac.


2.3 Анализ существующей стратегии ООО "Омск-ижмаш-сервис"

 

Реальной проблемой, стоящей перед ООО "Омск-Ижмаш-Сервис", является повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение числа покупателей, посредством удовлетворения их потребностей. То есть для предприятия важно выяснить, как наилучшим образом удовлетворить данные потребности, что привлекает потребителя в аналогичной продукции других производителей и каков имидж предприятия на данный момент времени.

При анализе конкурентоспособности используют такой метод, как SWOT-анализ, позволяющий оценить текущее положение предприятия на рынке. SWOT-анализ для ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" представлен в табл.

 

Таблица 5 SWOT-анализ ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

Сильные стороны техническая оснащенность хорошая ремонтная база высоко квалифицированный персонал грамотная кадровая политика и система мотивации персонала мобильность и гибкость коллектива Слабые стороны слабая рекламная деятельность отсутствие маркетинговой работы продажа и обслуживание только отечественных автомобилей небольшой ассортимент продаваемых автомобилей и оказываемых услуг
Возможности расширение ассортимента товаров и услуг и как следствие расширение клиентуры увеличение спроса предоставление более широкого спектра услуг Угрозы конкуренты снижение спроса на отечественные автомобили нестабильность рыночных отношений изменение таможенной политики

 

В настоящий момент фирма придерживается стратегии сохранения своей доли на омском автомобильном рынке и стратегии фокусирования на определенном круге потребителей. Исследования показали, что целевой потребительской группой для автомобилей ИЖ являются мужчины и женщины возрастом от 25 до 35 лет, начинающие водители, городские жители с доходом на уровне среднего и выше среднего. Маркетинговые исследования по потребительской оценке автомобилей "ИЖ", проведённые на московских автосалонах в 2005 и 2006 годах, подтвердили наличие спроса на эти автомобили. Порядка 25% целевой группы потребителей готовы выбрать эту модель в качестве своего следующего автомобиля.

Как говорят разработчики автомобиля "ИЖ": "Мы постарались предоставить владельцу "ИЖ" примерно тот же уровень потребительских качеств, что и у зарубежных аналогов, но за существенно меньшие деньги". Из данного высказывания можно сделать вывод, что, несмотря на то, что по идее новинка должна по ценности для потребителя равняться иностранным автомобилям этого же класса, она будет существенно дешевле. Предприятием была объявлена предварительная цена на новый автомобиль - 7500 тысяч долларов США, то есть стоимость нового автомобиля будет равняться примерно 150-170 тысяч рублей. Существующее соотношение цены и качества как раз и привлекает потребителей со средними доходами и доходами выше среднего.

Выводы:

1) Конкурентами на автомобильном рынке Омска для ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" являются компании, осуществляющие продажу отечественных автомобилей. Основное преимущество практически всех конкурентов заключается в том, что они уже достаточно долгое время существуют на данном рынке, и у них есть постоянные клиенты.

2) Недостатком стратегического управления в ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" в данное время является то, что руководство не ориентируется на будущее, не использует возможности расширения своей деятельности и ассортимента продаваемых автомобилей и оказываемых услуг, действует медлительно по сравнению с конкурентами, а также на предприятии слабо развита маркетинговая политика и рекламная деятельность.

3) ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" обладает хорошей ремонтной базой, в коллективе работают только квалифицированные специалисты, разработана грамотная кадровая политика и система мотивации персонала. Поэтому фирма имеет достаточно возможностей для разработки новой, эффективной стратегии, позволяющей повысить рентабельность продаж и достичь устойчивых конкурентных преимуществ.


3. Разработка конкурентнойстратегии ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

 

3.1 Конкурентная стратегия ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

 

ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" придерживается в данное время стратегии фокусирования на определенном круге потребителей (клиенты со средними доходами или дохами выше средних) и стратегии минимизации издержек (продажа относительно недорогих, доступных широкому кругу потребителей автомобилей). Цель данной главы - разработать или усовершенствовать существующую стратегию с целью повышения конкурентоспособности ООО "Омск-Ижмаш-Сервис".

В данном разделе мы рассмотрим процесс стратегического планирования.

Как известно процесс планирования состоит из следующих этапов:

1) Определение миссии организации, которая представляет собой причину ее существования. Миссия содержит следующие моменты:

задачи фирмы;

определение внешней по отношению к фирме среды (кто является клиентами фирмы и каковы их потребности).

2) SWOT - анализ.

3) Выработка стратегии.

Процесс стратегического планирования представлен на рис.1.

Что касается последнего этапа (выработки стратегии), можно сказать следующее. Для выбора стратеги необходимо определить, каких конкурентных преимуществ предприятие хочет достичь. В данном случае предприятию необходимо расширить границы своей деятельности (стратегия синергизма), расширить ассортимент товаров и услуг (стратегия инноваций и дифференциации). Возможный синтез данных стратегий поможет предприятию повысить эффективность работы, получить преимущества перед конкурентами.


 

Рисунок 1 - Стратегический план по достижению конкурентоспособности ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...