Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение и классификация уголовно-процессуальных функций




ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра уголовного права, процесса и национальной безопасности

На правах рукописи

Допущен к защите

Заведующий кафедрой

_____________________

ученая степень, звание, Ф.И.О.

«____» ________20__ г.

 

 

_______________

Магистерская диссертация

 

На тему: " Функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса "

                                              

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

 Магистерская программа «Теория и практика применения уголовного и уголовно-процессуального закона»

 

 

Научный руководитель _________________________________________

                         ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, подпись

 

Рецензент ____________________________________________________

                                               ФИО, должность, ученая степень, ученое звание

 

Киров 2018

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Общие положения об определении и системе уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу. 12

1.1 Определение и классификация уголовно-процессуальных функций. 12

1.2 Система уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу. 19

Глава 2. Общие положения о функциях прокурора на стадии подготовки к судебному заседанию и на стадии судебного разбирательства. 25

2.1 Основные функции прокурора на стадии подготовки к судебному заседанию 25

2.2 Основные функции прокурора на стадии судебного разбирательства. 32

Глава 3. Общие положения о функциях прокурора при проверке законности, обоснованности и справедливости судебных решений. 50

3.1 Основные функции прокурора при проверке решений суда, не вступивших в законную силу. 50

3.2 Функции прокурора при проверке приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу. 57

Заключение. 79

Список использованной литературы.. 90

Приложения. 95

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В действующем уголовно-процессуальном законодательстве на прокурора возложены функции, содержание которых требует уточнения и обоснования. Чрезмерная роль прокуратуры в советский период и попытки ограничить эту роль в последние четверть века привели к нарушению разумного баланса полномочий между судом и прокуратурой, отразились на состоянии защиты прав и свобод человека и гражданина, защите интересов государства.

Проблемы определения и соотношения функций прокурора на судебных стадиях уголовного судопроизводства являются одной из тем, которая постоянно подвергается широкому обсуждению в научных юридических кругах. С 01.01.2013 г. вступили в действие изменения в Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), внесенные Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 433-ФЗ, установившие новый порядок проверки судебных решений, вследствие чего изменились функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса.

 В отдельных случаях ему предписываются действия и полномочия, являющиеся содержанием не предусмотренных этим законодательством функций. Причину автор диссертации видит в том, что в юридической науке не сформировалось единого взгляда на содержание понятий "функция" и "полномочия", на систему функций, которые должен исполнять прокурор в судебном производстве. Это свидетельствует о необходимости продолжения исследований в данном направлении.

Необходимость четкого определения функций прокурора на судебных стадиях уголовного судопроизводства обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

В настоящем исследовании будут рассмотрены функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса в границах, предусмотренных частью 3 УПК РФ «Судебное производство» (за исключением главы 40.1 УПК РФ «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» и раздела XII «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей»).

Степень изученности проблемы. Исследованию уголовного процесса в дореволюционный период наука обязана трудам таких выдающихся ученых-юристов, как В.И. Веретенников, В.М. Грибовский, Н.В. Давыдов, А.Ф. Кони, Н.В. Муравьев, С.В. Познышев, Н.Н. Розин, В.К. Случевский, И.Я. Фойницкий. Функции прокурора не были предметом их специального исследования; однако, исследуя уголовный процесс, они внесли большой вклад в юридическую науку и по этому вопросу.

В уголовном судопроизводстве прокурор рассматривался как обвинитель; но обвинитель, выступающий от имени закона, законоохранитель.

Исследования функций и полномочий прокурора, преимущественно на стадиях досудебного производства, содержатся в диссертациях Е.Д. Болтошева, Э.Р. Исламовой, С.В. Романова, А.А Тушева. Функции прокурора на стадиях судебного производства рассматривались в трудах О.В. Воронина, Т.А. Ермаковой, Н.П. Кирилловой, В.Ф. Крюкова, В.Д. Миронова, А.М. Мухина, В.О. Трофимова. Однако изложенные авторами взгляды свидетельствуют о неоднозначном понимании ими функций и полномочий участников уголовного процесса, об отсутствии в юридической науке сложившегося представления по рассматриваемой в нашем исследовании проблеме.

Процессуальные функции профессиональных участников состязательного судебного разбирательства уголовных дел в суде первой инстанции: Крюков В.Ф., Миронов В.Д. Полномочия прокурора и их реализация при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции: Мухин А.М., Трофимов В.О.

Цель диссертационного исследования заключается в проведении научного анализа существующих в науке представлений о функциях прокурора на судебных стадиях уголовного процесса, и на этой основе – предложении научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы функций прокурора, которые позволяют обеспечить достижение целей уголовного процесса на каждой стадии судебного производства.

Для достижения указанных целей ставились следующие задачи:

- изучить систему и содержание процессуальных функций прокурора на различных этапах становления и развития отечественного, прежде всего – действующего, уголовно-процессуального законодательства применительно к теме диссертации;

- раскрыть и научно обосновать сущность и содержание процессуальной функции прокурора как участника уголовного судопроизводства;

- проанализировать соотношение понятий «функции», «полномочия» и «компетенция»;

- определить механизм реализации функций участников уголовного процесса;

- последовательно рассмотреть функции прокурора на судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении функций прокурора на судебных стадиях уголовного процесса, а также правовые нормы, регулирующие их в этой области.

Предметом исследования являются функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса: их содержание, состав, соотношение, их необходимость и достаточность для достижения целей уголовного процесса.

Методологической основой исследования являются диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. Для достижения полноты и всесторонности исследования использован ряд общенаучных и частнонаучных методов:

1. наблюдение, в том числе изучение практики производства по уголовным делам;

2. логический метод (при изложении материала, формулировании выводов и предложений);

3. анализ (при работе с отечественными и зарубежными нормативными правовыми актами, выработке научных понятий и определений);

4. синтез (при 8 обобщении полученных данных, формулировании выводов);

5. метод системного анализа;

6. исторический метод (при анализе ранее действовавших отечественных и зарубежных нормативных актов, дореволюционной, зарубежной и отечественной научной литературы);

7.  сравнительно-правовой (при сравнительном анализе зарубежного и отечественного законодательства);

8. дедукция и индукция; восхождение от абстрактного к конкретному.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области общей теории права, уголовно-процессуального, уголовного права, труды по прокурорскому надзору и исследованию функций участников уголовного процесса.

Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ); международно- правовые документы; федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; федеральные законы: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации; "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – ФЗ «О прокуратуре РФ»), "О Следственном комитете Российской Федерации", об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; решения Европейского Суда по правам человека; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; приказы, указания и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (далее – Верховный суд РФ); информационно-аналитические доклады Генерального прокурора Российской Федерации (далее – Генерального прокурора РФ); материалы прокурорской и судебной практики; аналитические материалы научно- исследовательских организаций по проблемам правоприменения; материалы уголовных дел, рассмотренных судами общей юрисдикции на территории Российской Федерации, в том числе судами г. Москвы и Кировской области за период 2012-2018 гг., с материалами по проверке и пересмотру судебных решений.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- в постановке проблемы, заключающейся в существующем представлении о сущности и содержании процессуальной функции участника уголовного процесса как юридической категории;

 - в авторской концепции определения функции через совокупность признаков, которым должна отвечать функция как юридическая категория, что позволяет идентифицировать действия участника уголовного процесса как функцию, отделив её от иных действий, не содержащих её признаков;

- в формировании научного представления о существующих и необходимых функциях прокурора на судебных стадиях уголовного процесса;

 - в обосновании того, что законодатель, регламентируя судебное производство, возложил на прокурора обязанности, которые тот может исполнить только при осуществлении им функции надзора за соблюдением законности и функции восстановления законности, которые уголовно- процессуальным законодательством не предусмотрены.

Теоретическая значимость исследования определяется авторским системным подходом к исследованию проблем уголовно-процессуальных функций и заключается в предложенных определениях и новых взглядах на отдельные положения теории уголовно-процессуальной функции (прежде всего – на само понятие "функция"), и на состав и содержание функций прокурора в судебном производстве, что позволяет использовать сделанные выводы и предложения для пересмотра отдельных существующих положений и будет способствовать продолжению научной разработки вопросов теории уголовно-процессуальных функций прокурора в уголовном судопроизводстве.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных в работе выводов и предложений для разрешений отдельных дискуссионных проблем в теории уголовно-процессуального законодательства, совершенствования уголовно-процессуального законодательства, преподавания теории и практики уголовного процесса в учебных заведениях юридического профиля.

Из сделанных в диссертации выводов и предложений на защиту выносятся следующие:

1. Под процессуальной функцией участника уголовного процесса понимается роль, которую законодатель закрепил за таким участником, и исполнение которой необходимо для достижения целей уголовного процесса.

 2. Процессуальная функция имеет сложную структуру, включающую 11 следующие элементы (признаки):

1) цель функции, т.е. то, что должно быть достигнуто в ходе судебного процесса исполнением функции;

2) способ осуществления, т.е. характер разрешенного действия;

3) процессуальное действие, т.е. объективное содержание функции;

4) условия совершения этого действия, т.е. обстоятельства исходя из содержания принятого решения, предыдущего действия, времени и т.д.;

 5) объем процессуальных полномочий (прав) на осуществление действий;

6) субъект, т.е. ответственное лицо, на которое законодатель возложил исполнение этого действия.

Наличие совокупности таких элементов в деятельности участника уголовного процесса дает основание считать данную деятельность функцией и отделить функцию от иного действия или деятельности, не являющейся таковой.

3. Автором предложен следующий механизм реализации функций в уголовном процессе: цели достигаются решением определенных задач; решение задач осуществляется исполнением определенных действий; сформированный для исполнителя набор определенных целенаправленных действий образует функцию исполнителя.

Цели и задачи уголовного процесса и функции исполнителя формирует законодатель. Функция определяет роль субъекта (исполнителя функции) в уголовном процессе.

4. Уголовное преследование не является процессуальной функцией участника уголовного судопроизводства (в т.ч. прокурора), поскольку законодатель не наделил названную деятельность необходимыми признаками функции. Понятие "уголовное преследование" как набор неопределенных действий неопределенного круга лиц не равнозначно понятиям "обвинение" как утверждению и "поддержание обвинения" как функции конкретного лица.

 5. Исходя из роли прокурора по обеспечению надзора за соблюдением 12 Конституции Российской Федерации и исполнением законов в судебном производстве, он исполняет функции поддержания государственного обвинения, надзора за соблюдением законности и восстановления законности, составляющие основу системы функций прокурора в судебном производстве и обеспечивающие достижение целей уголовного процесса. Очередность осуществления этих функций и их содержание определяется процессуальным порядком судопроизводства, логикой движения уголовного дела, определенного законодателем. Все указанные процессуальные функции равнонеобходимы, и неисполнение любой из них ставит под сомнение достижение целей уголовного процесса. На каждой судебной стадии уголовного процесса каждая из этих функций может проявляться в определенной форме (действии или их системе).

 6. В судебном производстве по уголовным делам законодатель возложил на прокурора обязанности, которые прокурор может исполнить только при осуществлении им функции надзора за соблюдением законности и функции восстановления законности, которые уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрены. Названные функции прокурора следует восстановить в уголовно-процессуальном законодательстве.

7. Прокурор, поддерживая государственное обвинение, должен обеспечить его законность и обоснованность. При этом обоснованность обеспечивается функцией поддержания государственного обвинения, законность – функцией надзора за соблюдением законности (в т.ч. путем «самонадзора» – надзора за соблюдением законности самим прокурором). В случае, если обвинение не находит подтверждения, прокурор отказывается от обвинения, осуществляя функцию восстановления законности.

8. При осуществлении функции восстановления законности предлагаемая законодателем формулировка "может обжаловать" неприемлема для прокурора. Прокурор не может, а обязан опротестовать каждое незаконное и необоснованное решение суда. Формами такого реагирования могут быть, по усмотрению законодателя, "представление" или 13 "протест прокурора".

9. Понятие "полномочия" как права на осуществление определенных действий следует отличать от понятия "функции" как обязанности, вытекающей из предписанной законом роли должностного лица, которую он обязан исполнить в ходе уголовного процесса. Полномочия (права) являются средством, обеспечивающим исполнение функции, составной частью функции и должны предоставляться в объеме, необходимом для исполнения функции.

10. На судебных стадиях уголовного процесса прокурор осуществляет функцию "предъявления и поддержания гражданского иска". Данная функция отличается от других функций прокурора по цели, инициатору предъявления иска и его отзыву, отсутствию влияния на приговор суда в части существа предъявленного обвинения, наличию надлежащего ответчика и другим причинам, что определяет ей отдельное от других функций место. В ряде функций, исполняемых прокурором, она является факультативной.

11. Необходимо восстановить институт дачи прокурором заключения на судебных стадиях уголовного процесса. Заключение прокурора – это предусмотренное законом выражение мотивированного мнения прокурора о соблюдении законности в рассматриваемом вопросе или принимаемом решении с позиции соответствия их нормам материального и процессуального права. Это позволит предотвратить судебные ошибки и позволит уменьшить количество обращений в суды высших инстанций.

12. Для четкого функционирования судебного производства необходимо присутствие в уголовно-процессуальном законодательстве прокурора не с "расплывчатыми" полномочиями, а с конкретными правами и обязанностями, позволяющими ему осуществлять возложенные на него функции и нести за их осуществление ответственность.

Апробация работы. В процессе прохождения научно-исследовательской практики, на основе собранного по теме магистерской диссертации материала, мною написана и 24 мая 2018 г. опубликована научная статья на тему «Функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса» в научном журнале «Студенческий» № 10(30).

 

 

Глава 1. Общие положения об определении и системе уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу

Определение и классификация уголовно-процессуальных функций

Реформирование уголовного судопроизводства существенно изменило роль прокурора в судебных стадиях процесса, в которых он, реализуя функцию уголовного преследования, является стороной обвинения, равной в процессуальных правах со стороной защиты. В отличие от стороны защиты прокурор-обвинитель является представителем государства, несущим бремя доказывания вины подсудимого, способствующим вынесению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию — надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).[1]

В п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функции.

Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершённость и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность естественно вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств.[2]

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.

Поэтому одна из сущностных характеристик прокурорского надзора состоит в его деятельности по проверке соблюдения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых в связи с их соответствующей спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т. п.).[3]

Всеми названными выше признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Ее основным содержанием является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.[4]

Уголовное преследование — важнейшая процессуальная функция (направление деятельности), включающая в себя выдвижение обвинения или подозрения в совершении преступления, его обоснование доказательствами, предъявление и изменение обвинения, завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, утверждение этих процессуальных актов прокурором и направление уголовного дела в суд, а в суде уголовное преследование осуществляется путем поддержания государственного или частного обвинения, а также путем апелляционного или кассационного обжалования приговора, если сторона обвинения, проиграв процесс на предыдущих стадиях, с ним не согласна и намерена продолжать уголовное преследование в соответствии с ранее занятой позицией.

Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, нередко возникает по его результатам, либо, наоборот, результаты расследований помимо иных источников сведений служат поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.

Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели — обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствие и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса — не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это — значит, отрицать очевидное. Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч.2 ст. 21 нового УПК: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе».

Основной обязанностью прокурора в уголовном судопроизводстве является осуществление уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК). В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции и полномочия в различных стадиях процесса неодинаковы.

Самыми широкими полномочиями прокурор наделен в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими выявление и расследование преступлений, а именно, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.[5]

Осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования есть деятельность, осуществляемая в рамках функции обвинения. Прокурор, как лицо ответственное за обоснованность обвинения, заинтересован в том, чтобы органы, осуществляющие предварительное расследование, не допускали нарушений закона. Любое допущенное при производстве следственных действий нарушение влечет признание полученных сведений не имеющими доказательственного значения. Естественно, что обвинение в таком случае становится менее обоснованным;

В ходе предварительного расследования прокурор не только надзирает за законностью деятельности следователей и дознавателей, но и активно руководит расследованием. При этом одна задача не противоречит другой. Прокурорский надзор за законностью досудебной деятельности реализуется через процессуальное руководство таковым. Осуществление прокурором уголовного преследования также является средством осуществления прокурором надзорных полномочий (в этом случае уголовное преследование лиц, совершивших преступления, обеспечивает общесоциальную потребность в их выявлении, изобличении и справедливом наказании).[6]

Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса достаточно широки и характеризуются властно-распорядительным характером.

К основным полномочиям прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса относятся следующие:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные или процессуальные действия;

3) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если ими допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства;

6) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

7) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными нормами о подследственности уголовных дел; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

8) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом;

9) продлевать срок предварительного расследования;

10) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

11) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Прокурор имеет и другие полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации».

Ряд важных положений в УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением. В отличие от прежнего новый УПК предоставляет прокурору право прекратить уголовное преследование лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести в случае, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 25), а также в связи с изменением обстановки (ст. 26) или деятельным раскаянием (ст. 28).[7]

В судебных стадиях процессуальное положение прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя — стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК). Однако понятия «прокурор» и «государственный обвинитель» не следует смешивать. Государственный обвинитель — самостоятельный участник уголовного процесса, в качестве которого могут выступать не только прокуроры, но по поручению прокурора также и дознаватели либо следователи, если последние осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...