Особенности содержания программы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Возрастная ориентация курса на учащихся начальных классов. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности в силу того, что дети б-10 лет обладают благоприятными психологическими предпосылками развития эстетического отношения и художественных способностей в целом. В начальной школе активно развивается восприятие детей, происходит становление мьшления, острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная память, чувство цвета, чувство ритма. Это позволяет детям усваивать знания, умения, необходимые для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества. 2. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов целесообразно предложить им многообразную художественную деятельность. Исходя из этого следующей особенностью программы являются комплектность и вариативность содержания в рамках каждой отдельной темы. Соединение трех видов ремесел: обработка бумаги и картона,художечтвенная обработка кожи, художественное ковроткачество - позволяет расширить кругозор детей в сфере декоративно-прикладного искусства, научить их работать с разными материалами, проявить себя в многообразных видах творческой деятельности.
Особое место на начальном этапе обучения занимает бумага и картон. Это наиболее доступный, популярный и знакомый для детей младшего школьного возраста материал, дающий основные представления о процессе ручного труда. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Учащиеся получают представления о деталях — основных, крепежных, украшающих, осваивают технологические операции таких как разметка, заготовка деталеи, сборка, отделка. В процессе обучения закрепляются навыки культуры труда, формируются общетрудовые умения: рационально организовать рабочее место, осуществлять анализ изделия, планировать работу, действовать осознанно, правильно, по назначению использовать инструмент и материал, осуществлять самоконтроль в трудовой деятельности, искать и находить пути рационального решения в новой ситуации, строго соблюдать правила безопасной работы инструментами и приспособлениями.
Дети получают необходимую базовую подготовку, что является основой для художественно-творческой деятельности и позволяет свободно вводить в канву программы любые направления декоративно-прикладного творчества. Благодаря знаниям и умениям, полученным при работе с бумагой, дети легко овладевают технологиями художественной обработки кожи. Кожа — прекрасный материал для творчества, она пластична, послушна, прочна. Поэтому так много способов ее обработки. Дети с большим увлечением и радостью работают с кожей, создают множество поделок, сувениров, украшений, подарков, полезных вещей для дома. Художественное ковроткачество в программе представлено технологией изготовления гобелена. Гобелен — синтетическое искусство. В его основе лежит крепкий рисунок, строгий расчет всех декоративных элементов и эффектов, а потом долгое терпеливое воплощение в материале. Приобщаясь к искусству гобелена, дети учатся понимать его красоту, видеть красочное многообразие и гармонию окружающей природы, С помощью разноцветной пряжи и нехитрых приспособлений ребенок сможет создать свой неповторимый мир, в котором его фантазия, его чувство прекрасного, его индивидуальность. Вариативность содержания обеспечивает творческий характер обучения. Ситуация выбора, самостоятельность, поощрение творческого подхода к работе активно формирует у учащихся акт творческой деятельности.
3. Соединение художественных видов творчества с трудовым обучением также являются особенностью программы. Практика показывает, что в творческие объединения приходят дети без технических навыков, неподготовленными или плохо подготовленными в техническом плане. Это значительно затрудняет их обучении по различным направлениям декоративной работы и художественно-творческой деятельности тормозит развитие творческих способностей детей. Без качественной технологической подготовки невозможно приобрести навыки художественной работы, освоить выразительные возможности художественных материалов, овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности. Соединением художественной деятельности и трудового обучения в одном учебном процессе имеет воспитательное и развивающее значение. Содержание программы построено на этом взаимодействии при том, что ручной труд (ручные умения, владение технологиями) выступают в качестве средства реализации основной цели программы.
Построение программного материала. Программа «Чудесная мастерская» рассчитана на 2 года обучения, построена на концентрической основе. Содержание программы представлено разделами: § обработка бумаги и картона; § художественная обработка кожи; § художественное ковроткачество.
Как 1 так и 11 год обучения, но на протяжении всего курса содержание разделов Каждый раздел включает: • правило техники безопасности; • культурно-исторические сведения; • технико-технологические сведения; • художественно-технические сведения; • перечень практических работ и объектов труда.
Программа построена на основе <<спирально-концентрического принципа». Характерной особенностью программы, при данном принципе ее построения, является то, что дети, постоянно используя и таким образом не теряя из поля зрения ранее сформированные знания, умение ее навыки, постепенно расширяют и углубляют круг собственных возможностей в данной сфере. Содержание программы выстроено по схеме: «техническая подготовка+ художественная деятельность+ творческая самореализация»
Формирование базовых знаний, трудовых умений, навыков художественного труда и декоративной работы позволяют детям свободно овладевать различными видами декоративно-прикладного творчества На основе принципов поощрения содержания программы определены ведущие методы обучения — практические, а именно всевозможные упражнения, работа с дидактическим материалом, опьггы. По характеру познавательной деятельности репродуктивная деятельность учащихся имеет место, но только до тех пор, пока не обеспечит овладение приемами работы. Четного разделения на этап репродуктивной деятельности учащихся и творческой в программе нет. В каждой теме заложены отдельные занятия для самостоятельной творческой работы учащихся. На таких занятиях широко применяется метод привлечения индивидуального опыта ребенка эмоционального, визуального, бытового. Важным методом практической работы является метод индивидуальной и коллективной работы. Творческие задания курса разработаны как для индивидуального, так и для группового и коллективного, это важно для развития коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в трудовом и творческом процессе. Ведущей формой организации учебного процесса является учебное занятие. Типы занятий варьируются: практические, занятия усвоения новых знаний, закрепление и совершенствование знаний и умений, обобщающие, комбинированные. На учебных занятиях широко применяются вербальные и демонстративные методы обучения о форме рассказа, объяснения, инструктирования, беседы, а так же показ объектов труда, демонстрация трудовых операций, приемов работы, опыты с материалом. В соответствии с методами развития объемно-пространственного мышления учащихся выполняют следующие виды творческих работ: фронтальные, объемна-пространственные и, наконец, глубинно-пространственные. Важно отличить именно такую последовательность в композиционном решении работ. Важным компонентом содержания является национально-региональный компонент. Знакомство, приобщение детей к национальной культуре способствует воспитанию духовной культуры и направлено на решение следующих задач:
Национально-региональный компонент представлен следующими темами: «Природа Коми края «Коми — орнамент», «Национальная одежда», «Бытовая утварь, «Народные верования», «Коми-село», «Традиционные украшения Коми», «Охотничий промысел Коми». Каждая тема реализуется через систему практических занятий, в которых акцент сделан на декоративное оформление изделий, т.к. орнаментальная основа народного искусства близка и доступна младшему школьнику для восприятия, отображения и творчества. На занятиях перед детьми ставятся задачи, требующие творческой самостоятельности в процессе составления декоративных композиций из бумаги, кожи, ткани и меха.
Список литературы, используемой педагогом:
1. Андрианова Т.Н.Художественная обработка кожи. — СПб., Питер, 2004. 2. Афанасьев М.А. Дидактический материал по трудовому обучению для 3-4 классов школ: пособие для учащихся. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995. 3. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «Ьапй — гпайе». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие/ под ред. Шпикаловой Т.Я,, Поровской Г.А. — М.:ВЛАДОС, 2000. 5. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование: пособие для уч-ся 2 класса. — М.: Просвещение, 2001. 6. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: уроки труда 1 — 4 класса. М.: АСТ ПРЕСС ШКОЛА, 2003. 7. Голубинцева Е.А. Подарки из кожи: украшения и аксессуары. — М.: ЭКСМО, СПб.: Валерии СПД, 2002. 8. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999. 9. Дворкмна И.А. Гобелен за 10 вечеров. — М.:, Культура и традиции, 1998, 11. Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин.— М.: Культура и традиции, 1997. 12. Ерзенкова Н.В, Свой дом украшу я сама. — Минск: Полымя, 1992. 13. Клементов А.Е, Народные промыслы. — М.: Белый город, 2002. 14. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. 15. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: кн. для уч-ся. — М.: Просвещение, 1993. 16. Латынин Л.А. Образы народного искусства. — М.: Знание, 1983.
17. Лихачева Т.Г. Моя подружка — мягкая игрушка. — Ярославль, 2001. 18, Лихонин А.С. Скорняжные и кожевенные работы. — Нижний Новгород: Времена, 2000. 19. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров./Авт.-сост. Загребова Л.В. Минск: Миринда, 2002. 20. Лихонин А.С. Изделия из кожи. М.: Легпромиздат, 1991. 21. Ляукина М.В. Бисер. — М.: АСТ — ПРЕСС, 1998. 22. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. Кл.. — М.: Ветана — Граф, 2002. 23. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками: популяр. Пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. 24. Неймышева Л.Г. Декоративно — прикладное искусство Латвийской ССР. — М.: Советский художник, 1990, 25. Новикова И.В., Базулина Л.В. 110 поделок из кожи. — Ярославль, Академия развития, 1999. 26. Новикова Е.Ф.. Мы художники-умельцы: кн. для уч-ся. — Минск: Нар. Асвета, 1991. 27. Пушкина В.З.. Кожа: практическое руководство. М.: Культура и традиции, 1999. 28. Рапп А.Н., Андреева Р.П. Машинная вышивка: практическое пособие. — СПб: Издательский Дом «Литера», 1999. 29. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. — М.: Знание, 1998. 30. Рейли С. О.. Плетение. Уроки детского творчества. — СПБ.: Полигон, 1998. 31. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.С.. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. Пособие для студентов худ. граф. факультетов. — М.: Просвещение, 1987.
32. Савенков А, И.. Детская одаренность; развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 33. Синеглазова М.О.. 1000 мелочей из кожи. — М.: Профиздат, 2002. 34. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. М.: Издательский Дом МСП, 2000. 35. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. — 2-е изд, доп... - М.: Айрис — пресс, 2003. 36. Соколова Ю.А. Уютный дом. — СПб, Литера, 1998. 37. Столярова С.В.. Я машину смастерю — папе с мамой подарю: моделирование автомобилей из бумаги и картона. — Ярославль: Академия развития, 2000. 38. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: учеб. Пособие для проф. Учеб. Заведений. — М.. Высшая школа, 1992. 39. Филиппова С.Н.. Изделия из кожи. М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2004. 40. Чебан В.. Узоры и орнаменты для мастера. — Ростов — Дон: Феникс, 2004,
Дополнения к списку литературы, использованной педагогом:
1. 2. 3. 4. Андреева Р.П. Расписные самоделки: от ларцов до матрешек. — СПб: Регата, 2000. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский Дом МКП, 2001. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы?????
Список литературы для обучающихся и родителей: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Андреева Р.П. Расписные самоделки: от ларцов до матрешек. — СПб: Литера, 2000. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский Дом МСП, 2001. Голубинцева Е.А. Подарки из кожи: украшения и аксессуары. — М.: ЭКСМО, СПб.: Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей Дворкмна И.А. Гобелен за 10 вечеров. — М.:, Культура и традиции, 1998. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. — Минск: Полымя, 1992. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: кн. для уч-ся. — М.: Просвещение, 1993. Лихачева Т.Г. Моя подружка — мягкая игрушка. — Ярославль, 2001.
10. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров./Авт.-сост. Загребова Л.В. Минск: Миринда, 2002. 11. Ляукина М.В. Бисер. — М.: АСТ — ПРЕСС, 1998. 12. Новикова И.В., Базулина Л.В. 110 поделок из кожи. — Ярославль, Академия развития, 1999 13. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. М.: Издательский Дом МСП, 2000. 14. Синеглазова М.О.. 1000 мелочей из кожи. — М.: Профиздат, 2002. 15. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. — 2-е изд, доп... - М.: Айрис — пресс, 2003. 16. Соколова Ю.А. Уютный дом. — СПб, Литера, 1998 17. Столярова С.В.. Я машину смастерю — папе с мамой подарю: моделирование автомобилей из бумаги и картона. — Ярославль: Академия развития, 2000. 18. Филиппова С.Н.. Изделия из кожи. М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|