Алгоритм построения самоуправления в школах
Одним из самых сложных этапов реализации школьного самоуправления является его запуск. Ниже приведены методические рекомендации по реализации самоуправления с учетом различной степени его разработанности в школе.
Инициатива может идти от:
1. Администрации школы (необходимо заинтересовать учеников);
2. Учеников (идеальный вариант – одна из причин успеха работы структуры);
3. Извне (движение «Школа Жизни», необходимо заинтересовать учеников).
Степень разработанности схемы самоуправления в школах:
1. Есть и работает;
2. Работает в ограниченном варианте;
3. Есть и не работает;
4. Нет вообще.
В зависимости от степени разработанности выбираем следующий алгоритм построения схемы самоуправления в школе и её слияние с движением «Школа Жизни»:
1. Система самоуправления есть и работает:
2. Представление проекта Президенту/ Совету старост/ Совету Актива - заинтересовать – показать возможности каждого (перспектива дальнейшего участия в самоуправлении в виде участника студенческой команды, куратора и т.д., интересная школьная, а затем и студенческая жизнь).
|
3. Слияние школы и проекта: организация торжественного приёма в структуру с выдачей атрибутики (символы школы и проекта), по необходимости – проведение тренингов, мастер-классов по самоуправлению.
|
1. Представление проекта Администрации школы. Необходимо заинтересовать – показать перспективы данного слияния (включение в целостную структуру школьного самоуправления, создание престижа среди школьников).
|
2. Система самоуправления работает в ограниченном варианте:
1. Первые два этапа из алгоритма «есть и работает»
|
2. Знакомство администрации школы с существующими схемами самоуправления – выбор наиболее подходящей, либо дополнение существующей недостающими элементами
|
3. Знакомство Президента/ Совета старост/ Совета Актива с нововведениями, выявление мнения о них, внесение изменений, если необходимо. Выбор учащихся на новые должности
|
4. Слияние школы и проекта: организация торжественного приёма в структуру с выдачей атрибутики (символы школы и проекта), по необходимости – проведение тренингов, мастер-классов по самоуправлению
|
1. Знакомство с Администрацией школы, учениками, частичное освещение проекта «Школа Жизни»
|
3. Система самоуправления есть и не работает:
3. Комплексное представление проекта администрации школы. Необходимо заинтересовать – показать перспективы данного слияния (включение в целостную структуру, создание престижа среди школьников)
|
2. Выявление причин – почему не функционирует схема (отсутствие заинтересованности Администрации, учеников, нерационально подобранная схема реализации самоуправления)
|
4. Поиск наиболее рациональной модели самоуправления для данной школы
|
5. Знакомство учащихся с выбранной схемой, выявление мнения о ней, внесение изменений, если необходимо. Выбор учащихся на должности
|
6. Слияние школы и проекта: организация торжественного приёма в структуру с выдачей атрибутики (символы школы и проекта), по необходимости – проведение тренингов, мастер-классов по самоуправлению
|
3. Комплексное представление проекта администрации школы. Необходимо заинтересовать – показать перспективы данного слияния (включение в целостную структуру, создание престижа среди школьников).
|
2. Выявление причин – почему нет схемы (отсутствие заинтересованности Администрации, учеников, отсутствие информации о существующих схемах).
|
1. Знакомство с Администрацией школы, учениками, частичное освещение проекта «Школа Жизни»
|
4. Система самоуправления нет вообще:
4. Представление проекта учащимся - заинтересовать – показать возможности каждого (перспектива дальнейшего участия в самоуправлении в виде участника студенческой команды, куратора и т.д., интересная школьная, а затем и студенческая жизнь)
|
5. Поиск наиболее рациональной модели самоуправления для данной школы
|
6. Знакомство учащихся с выбранной схемой, выявление мнения о ней, внесение изменений, если необходимо. Выбор учащихся на новые должности
|
7. Слияние школы и проекта: организация торжественного приёма в структуру с выдачей атрибутики (символы школы и проекта), по необходимости – проведение тренингов, мастер-классов по самоуправлению
|
План занятий по подготовке к мероприятиям
Молодёжного движения «Школа Жизни»
В соответствии с планом реализации (Приложение 1) молодёжного движения «Школа Жизни» в 2016 году сформированы рекомендации по проведению занятий для подготовки к мероприятиям.
Занятие 1. Проведение дня Школы Жизни в школе
Вопросы
1. Обсуждение итогов участия делегации в III зимней (VIII ежегодной) Школе Актива.
2. Формирования оргкомитета для проведения дня «Школы Жизни» в школе.
3. Проработка плана проведения дня «Школы Жизни» в школе (см. Приложение 2).
4. Написание пост и пресс-релиза. Отправка в местные СМИ.
Источники информации:
1. Официальный сайт молодёжного движения «Школа Жизни» http://zadobriedela.org/
2. Группа Вконтакте молодёжного движения «Школа Жизни» https://vk.com/shzh_altkr
3. Канал YouTube молодёжного движения «Школа Жизни» https://www.youtube.com/watch?v=xnnfLdtwHqY
4. Методические рекомендации по проведению «Школы Актива» https://vk.com/docs?oid=-30995321
Занятие 2. Краеведческий проект «Мой край для меня – это Родина, а Родина – это Алтай!»
Вопросы
1. Обсуждение итогов проведения дня «Школы Жизни» в школе.
2. Обсуждение положения о проекте «Мой край для меня – это Родина, а Родина – это Алтай!».
3. Формирования команды для участия в краеведческом проекте. Распределение ответственности по направлениям.
4. Написание пост и пресс-релиза. Отправка в местные СМИ.
Источники информации:
1. Официальный сайт молодёжного движения «Школа Жизни» http://zadobriedela.org/
2. Группа Вконтакте молодёжного движения «Школа Жизни» https://vk.com/shzh_altkr
4. Положение о проведении конкурса https://vk.com/docs?oid=-30995321
Занятие 3. Мисс и мистер/ Фестиваль красоты и мужества молодежного движения «Школа Жизни»
Вопросы
1. Мониторинг выполнения заданий по проекту «Мой край для меня – это Родина, а Родина – это Алтай!».
2. Формирование оргкомитета для подготовки к Мисс и мистер/ Фестивалю красоты и мужества. Обсуждение положения о конкурсе.
3. Выбор пары/команды для участия в мероприятии.
4. Обсуждение творческих номеров и костюмов участников.
5. Формирование команды болельщиков. Подготовка атрибутов для поддержки участников.
6. Написание пост и пресс-релиза. Отправка в местные СМИ.
Источники информации:
1. Официальный сайт молодёжного движения «Школа Жизни» http://zadobriedela.org/
2. Группа Вконтакте молодёжного движения «Школа Жизни» https://vk.com/shzh_altkr
3. Положение о проведении конкурса https://vk.com/docs?oid=-30995321
Занятие 4. Патриотический слёт «Алтайский батальон», праздник культуры народов Алтайского края
Вопросы
1. Мониторинг выполнения заданий по проекту «Мой край для меня – это Родина, а Родина – это Алтай!».
2. Формирование оргкомитета для подготовки к участию в патриотическом слёте «Алтайский батальон», празднику культуры народов Алтайского края. Обсуждение положения о конкурсе.
3. Формирование команды для участия в мероприятии.
4. Подготовка домашних заданий.
5. Написание пост и пресс-релиза. Отправка в местные СМИ.
Источники информации:
1. Официальный сайт молодёжного движения «Школа Жизни» http://zadobriedela.org/
2. Группа Вконтакте молодёжного движения «Школа Жизни» https://vk.com/shzh_altkr
3. Положение о проведении мероприятия https://vk.com/docs?oid=-30995321
Приложение 1
ГОДОВОЙ ПЛАН МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ»
|
|
| НАИМЕНОВАНИЕ
ЭТАПОВ, МЕРОПРИЯТИЙ
| СРОКИ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ
| ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ОБУЧЕНИЕ
|
| Школа Актива для школьников и студентов
Межшкольное мероприятие
| Август
| Выездное обучение актива: веревочный курс, мастер-классы, встречи с интересными людьми и т.д.
Присутствие старших участников проекта для последовательного формирования системы наставничества и трансляции содержательной части проекта.
Цель обучения – знакомство участников проекта «Школа Жизни», формирование и развитие студенческих команд, их вовлечение в социальный проект, личностный рост, знакомство с широкими возможностями проекта «Школа Жизни».
Насыщенная программа Школы предполагает блок знакомства и командообразования, блок лидерства и разработки молодежных инициатив и социальных проектов, блок конфликтологии и эффективных коммуникаций со школьниками, блок организации мероприятий. Содержательная часть — идеи проекта «Школа Жизни».
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
|
| Месячник пожилого человека
Внутришкольное мероприятие
| Октябрь
| Создание поделок для пожилых людей младшим звеном, с помощью старшего звена школьников.
Реализация Добрых Дел для пожилых людей старшим и средним звеном школьников.
Концертная программа для пожилых людей: творческие номера от школ, анимационные площадки от молодежных команд, выставка поделок.
|
| Экологические акции
«Зеленая улица»
Межшкольное мероприятие
| Сентябрь - Октябрь
| Улучшение внешнего вида улиц, дворов, школьных участков, ведение этих территорий в течение года, установка на данных территориях табличек «Школа Жизни», возможно продолжение посадки аллей «Школы Жизни»
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
|
| «Мама, папа, я – счастливая семья»
Межшкольное мероприятие
| Октябрь
| Объединение молодежи, пропаганда семейных ценностей.
Формат интернет-конкурса.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
|
| «Школьный капустник»
Межшкольное мероприятие
| Ноябрь
| Получение навыков публичного выступления, самореализация детей.
|
| День матери
Межшкольное мероприятие
| Ноябрь
| Большая программа, посвященная празднованию дня матери: конкурсы, поздравления.
|
| Круглый стол «Стратегия развития воспитания в РФ»
Внутришкольное мероприятие
| Ноябрь
| Обсуждение с педагогами и представителями заинтересованной молодежи возможностей и стратегий развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ТВОРЧЕСТВО
|
| Создание комнаты школьника,
«Перезагрузка» комнаты школьника
Внутришкольное мероприятие
| Декабрь
| Студенты вместе со школьниками декорируют, обустраивают предоставленную администрацией школы комнату для работы и отдыха школьников либо совершенствуют уже имеющуюся комнату школьника.
|
| Конкурс «Снежный городок»
Межшкольное мероприятие
| Декабрь
| Создание снежного городка на территории школы, его презентация.
|
| Карнавал для школьников и студентов совместный
Межшкольное мероприятие
| Декабрь
| Мероприятие, направленное на сплочение студентов и школьников. Поощрение наиболее активных ребят грамотами и памятными призами.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ОБУЧЕНИЕ
|
| Обучающая программа для школьников
Школа Актива
Межшкольное мероприятие
| февраль
| Выездная программа для школьников в количестве не менее 350 человек на 3 дня. Веревочный курс, мастер-классы, встречи с интересными людьми, деловые игры и т.д. Отдельные Школы актива по окружному принципцу.
Подведение итогов за полугодие.
Присутствие старших участников проекта для последовательного формирования системы наставничества и трансляции содержательной части проекта.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕКОЕ ВОСПИТАНИЕ + ОБУЧЕНИЕ
|
| Моя Родина
Межшкольное мероприятие
| Январь - Апрель
| Просмотр фильмов, чтение стихов поэтов-земляков.
Конкурс на лучшее эссе.
Количество участников мероприятия не менее 1250 человек (в среднем по 25 человек из каждой школы)
Пропаганда чувства патриотизма, получение знаний о своей родине. Формирование правильной активной гражданской позиции.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ТВОРЧЕСТВО
|
| Мисс и Мистер
«Школа Жизни»
для школьников
Межшкольное мероприятие
| Март
| Предварительно проходят мастер-классы по искусству быть собой, ораторскому мастерству, спортивной подготовке и т.п. Объединение молодежи, реализация школьников и студентов.
В рамках мероприятия проходят соревнования для юношей и девушек по спортивным, творческим направлениям.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
|
| «Праздник славянской культуры»
Межшкольное мероприятие
| Май
| На одной из площадей проводятся анимационные площадки (мастер-классы по изготовлению кукол, выжиганию по дереву, спортивные эстафеты, игры и т.п.), а также концерт в духе славянской культуры.
Количество участников не менее 1000 человек.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕКОЕ ВОСПИТАНИЕ
|
| Патриотический слет
«Алтайский батальон»
Межшкольное мероприятие
| Май
| 3-х дневные сборы. Обучение навыкам самообороны, строевая песня, рассказы о днях воинской славы, исторический экскурс, полевая кухня.
Количество участников не менее 300 человек.
Присутствие старших участников проекта для последовательного формирования системы наставничества и трансляции содержательной части проекта.
|
| НАПРАВЛЕНИЕ: ТВОРЧЕСТВО
|
| Профильная смена «Школа Жизни» в детском оздоровительном лагере
| Июнь-Август
| Одной из особенностей смены является то, что в каникулярное время лидеры школьного самоуправления проходят теоретический и практический курс, который в дальнейшем поможет в работе этого актива в школах. В качестве вожатых с ребятами в лагерь поедут студенты, которые на протяжении всего года занимались со школьниками.
Каждый отряд – это представители школ, участники движения «Школа Жизни», которые на протяжении года посещали мастер-классы, участвовали в соревнованиях.
В течение смены для детей будут проводиться творческие мастерские по направлению: Лидерство, Вожатское мастерство, Ораторское искусство, Прикладное творчество, Искусство быть собой. Также будут организованы соревнования по туризму с ведущими мастерами края. Ежедневно будут проходить вечерние мероприятия.
|
|
| | | | |
Приложение 2
1. Описание концепции мероприятия по плану:
· Цель и задачи мероприятия
· Формат проведения (место, время, механизм, численность участников)
· Фишки мероприятия
· Возможность дальнейшего использования мероприятия (как в той же школе, так и с выходом на другие школы)
· Возможное освещение в СМИ
· Необходимый инвентарь для проведения мероприятия
2. План дня с указанием функционала каждого организатора
Время
| Мероприятие
| Место
| Ответственный
|
|
|
|
|
3. Номер в формате агит-бригада (продолжительность 1,5 минуты).
Воспользуйтесь поиском по сайту: