Доход и прибыль предприятия в условиях рыночной экономики
Одной из центральных или опорных категорий системы хозяйствования рыночного типа выступает доход предпринимательской фирмы. У работодателя и работополучателя есть собственные экономические интересы, которые реализуются в особых формах: · Прибыль - превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты · Процент (процентный доход) - доход, получаемый владельцем денежных средств, от предоставления их на время другим экономическим субъектам. Представляет собой компенсацию, выплачиваемую за пользование финансовыми средствами. Обычно выражается в форме годовой процентной ставки · Дивиденд - часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении; · Капитал - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями; · Заработная плата - денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд. Современные неоклассические теории, разработанные для развитой рыночной экономики, исходят из того, что, используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получит доход, который зависит от объема реализованной продукции и рыночных цен.
Валовой доход состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов - денежных средств, полученных от непроизводственных операций (проценты по вкладам; дивиденды; полученные пени, штрафы (за вычетом уплаченных); доходы от ценных бумаг, валютных операций и др.). Важным является распределение дохода в соответствии с долей участия каждого ресурса при производстве и реализации услуг. В связи с этим образуются так называемые факторные доходы. Часть дохода предприятие использует на издержки в виде выплаты заработной платы работникам, покрытия материальных затрат, амортизацию изношенного оборудования, выплат по налогам, процентов за кредит и другие цели. Разница между общей суммой валового дохода и издержками на производство и реализацию товаров и услуг носит название прибыли. В свою очередь прибыль выступает в факторных формах. Прибыль, полученную за приложение капитала в производстве товаров и услуг, называют предпринимательским доходом. Предпринимательский доход - это часть дохода промышленника за минусом процента за взятый в ссуду капитал. Он включает, во-первых, нормальную прибыль - вознаграждение предпринимателю за удержание его в данной сфере деятельности (нормальная прибыль входит во внутренние издержки предприятия). Во-вторых, предпринимательский доход включает и доход сверх нормальной прибыли, то есть экономическую (чистую) прибыль. Заработная плата есть форма дохода за приложение ресурса труда. Если труд и капитал применяются в производстве с использованием земли, доход принимает форму земельной ренты. Капитал, используемый в качестве ссудного фонда, приносит его владельцу доход в форме ссудного процента. Через доход предприятия стремится активно уловить в свою пользу «доллар покупателя», что позволяет ускорить движение оборотного капитала, своевременно возобновлять фонды оплаты труда, амортизационных отчислений, сохранять рабочие места и вовремя выплачивать зарплату персоналу, оплачивать различные счета поставщиков. Увеличение массы дохода не в последнюю очередь свидетельствует о возрастании загрузки производственных мощностей. Получение дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности производственных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта. Наоборот, отказ от оплаты счета, отсутствие спроса и затоваривание, трудности в подборе партнеров для совместного осуществления маневра, финансовых проектов и т.п. негативно отражаются на доходной части предпринимателя.
В экономической теории различают общий, средний и предельный доход. Общий (валовой) доход TR, есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он равен цене товара, умноженной на количество проданных единиц: = P∙Q;
где Р - цена единицы товара; Q - количество проданных единиц товара. Как видим, величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации. Средний доходAR - это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага:
AR= = = Р.
Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение определенного временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой продукции состоит или множества товаров или услуг. Предельный доход MR есть приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции. Прибыль - это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.[3.с.96]
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. В экономической литературе существуют разные концепции прибыли. Марксистская теория рассматривает прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального производства. Превращенной формой прибыль является потому, что она представляется порождением не только наемного капитала, но и всего затраченного капитала. Теории прибыли и ее норма (общая и средняя) использовалась К. Марксом для объяснения как экономических процессов образования средней прибыли в ходе конкуренции, цены производства, ренты и процента, так и классовых взаимоотношений наемного труда и капитала. Прибыль в капиталистическом обществе - и цель производства, и движущий мотив технического процесса, экономического роста.[4.c.223] Основным экономическим интересом предприятия является не доход, что само по себе важно, а именно прибыль. Но со стороны хозяйствующего субъекта основным экономическим интересом является не сама по себе прибыль, а её максимально возможный объём. Главной стратегической целью предприятия является максимизация прибыли за определённый период времени. Прибыль равна разнице между общим (валовым) доходом (TR) и полной себестоимостью (издержками - ТС). Формула выглядит так:
Pr = TR - TC = P x Q - (FC + VC).
Данная формула позволяет выявить основные факторы, влияющие на массу прибыли: 1. уровень цены (Р), по которой реализуется продукция; 2. объём производства (Q);
. уровень постоянных (FC) и переменных (VC) издержек производства. Уровень цены и объём производства определяют объём валового дохода предприятия (TR). Уровень себестоимости (ТС) - третий компонент - оказывает особое влияние на формирование прибыли, что видно из выше указанной формулы ТС = FC + VC. Отсюда видно, что снижение издержек производства реализованной продукции увеличивает прибыль предприятия:
Pr = (P x Q) - TC = (P x Q) - (Q x ATC) = (P - ATC) x Q.
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод: чтобы увеличить массу прибыли, необходимо производить больше, продавать больше по более высоким ценам при минимальном уровне себестоимости единицы продукции. Известны две модели максимизации прибыли: 1. краткосрочная; 2. долгосрочная. В краткосрочном периоде, располагая неизменным оборудованием, предприятие пытается максимизировать свою прибыль или минимизировать свои убытки, приспосабливая объём производства посредством изменений в величине переменных ресурсов, таких как труд, капитал. «Известны два принципа, по которым можно определить уровень производства, при котором конкурентная предприятие будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек». При первом принципе предприятие получает прибыль, если общий (валовой) доход больше общих (валовых) издержек (TR > ТС). Если общий (валовой) доход меньше общих (валовых) издержек (TR < ТС), то у предприятия возникают убытки. И пока разница между общим (валовым) доходом и общими (валовыми) издержками будет расти, предприятию необходимо в целях максимизации прибыли увеличивать объём производства и реализации продукции. Другим подходом к определению объема продукции, который предприятие захочет предложить на рынке по любой возможной цене, является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC) каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает её предельные издержки, следует производить. Потому, что от каждой такой единицы продукции предприятие получает больше дохода от её продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет прибыль или уменьшает убытки. И наоборот, если предельные издержки единицы продукции превышают её предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы, т.к. она добавит больше к издержкам, чем к доходу. Следовательно, единица продукции уменьшит прибыль или увеличит убытки. На начальных стадиях производства, когда объём выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно превышать предельные издержки. Отсюда следует, что прибыльно производить в пределах этого объёма производства. Но на последующих стадиях производства, когда объём выпуска значительно увеличивается, предельные издержки будут превышать предельный доход. Отсюда следует, что необходимо избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибыли. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка является правилом, определяющим объём производства: предприятие будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя объём продукции в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).
Правило MR = MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Долгосрочный период позволяет предприятием вносить определённые изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы расширить или сократить свои производственные мощности и число предприятий по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль. Общее рыночное предложение товара формируется как сумма значений по всем производящим предприятиям. Если типичная предприятие на небольшом участке имела экономическую прибыль, то это производство станет привлекательным для новых производителей. И наоборот, если большинство предприятий отрасли несет убытки, начинается отток капиталов в другие сферы экономики. Центром, вокруг которого происходит это движение, является точка, в которой предприятие имеет нулевую экономическую прибыль. Это точка, в которой цена совпадает со средними валовыми издержками (Р = АТС). Это точка конкурентного равновесия. Чем легче проникнуть в отрасль новым конкурентам, тем быстрее сократятся сверхприбыли и понизятся цены. Чем легче уйти из отрасли, тем быстрее будет достигнуто повышение цен до уровня, гарантирующего нормальную прибыль производства. Именно поэтому в условиях несовершенной конкуренции отдельные фирмы стремятся проводить политику, ограничивающую доступ на рынки новым компаниям, что помогает признанным лидерам сохранять сверхприбыли в течение длительного времени. Основное заключение гласит так: после того, как предприятие завершит все долговременные приспособления и будет достигнуто долговременное равновесие, цена продукта (цена производства) будет в точности соответствовать точке минимума средних валовых издержек производства, а максимальный объём выпуска придётся на ту же точку. [397.C.]. Из всего рассмотренного следует, что максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия равнялись бы рыночной цене, т.е. P=MC.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|