Стереотипы типичных черт мужчин и женщин
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Гендерологии как научная и учебная дисциплина. Основные понятия: «пол» и «гендер». Гендерология - наука, исследующей взаимоотношения женщин и мужчин в социальном аспекте. Объектом гендерологии является мужчина и женщина. Предметом являются проблемы, взаимоотношения и становление м. и ж. в процессе социализации. Пол – совокупность физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Пол биологически детерминирован. Феминисты первыми выдвинули идею о необходимости разделения понятия "пол" на биологический (sex) и социальный (gender) - особенности взаимодействия мужчин и женщин в качестве социальных групп. Термин "гендер" был заимствован из лингвистики и использован для того, чтобы обозначить различие между биологическим (совокупность физиологических и морфологических особенностей) и социальным в развитии, ориентированном с самого начала на пол индивида, поскольку традиционные взгляды на роли мужчины и женщины в обществе сопровождают весь процесс социализации индивида. Этот термин дает понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о женщине и мужчине. В этом контексте понимается, что пол индивида влияет: · на общественное положение и статус; · на то, какое поведение считается нормальным или явно отклоняющимся для мужчин и женщин; · на то, какие психологические качества присущи тому или иному полу. «Гендер» - это система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате общения между собой и с внешним миром. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного общества. Это означает, что гендеру соответствует гендерная культура.
Образ мужчины и образ женщины в современном обществе. В течение очень длительного времени складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Гендерные стереотипы – это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представление о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Это способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Мужчины и женщины — не только биологически разные, но и социально неравные люди, и это неравенство, касающееся их возможностей, личных судеб, и даже того, как о них говорят и думают, буквально пронизывает все сферы жизни человека: самосознании, межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. В репродуктивном процессе (продолжение рода) мужчина и женщина выступают как противоположные, альтернативные, взаимоисключающие и взаимодополнительные начала. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин
Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных.
Отрицательные эффекты стереотипов: Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы подчеркивают различия между мужчинами и женщинами в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Второй отрицательный эффект – разная интерпретация одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. (Например, родители часто объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек – их старанием.) Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. (Например, стоит женщине – водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчина сразу восклицает: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину».) Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Так, большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов, а для лица мужского пола прослезиться – значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т.е. страх перед проявлением у себя женственности. Существование гендерных стереотипов помогает (см. лекцию и подумайте сами в чем же +).
Для полноценного развития и самореализация человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути - предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью. Т.о. гендерный стереотип – это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и женщин. Выделяют несколько групп гендерных стереотипов: 1-я группа. Маскулинность – феминининность. Маскулинность – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д. Фемининность - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д. 2-я группа. Представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. 3-я группа. Специфика содержания труда. Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различий в разные исторические периоды, в результате веками существовавшего разделения труда. Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|