Гендерная идентичность подростков.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Гендерная идентичность есть не что иное, как соотнесение своего поведения с нормами поведения, принятыми данной возрастной группой. Причем эти нормы и стереотипы относительно независимы от половой принадлежности индивидов, ибо являются, в значительной мере, общими как для мужчин, так и для женщин. Другое дело, что гендерная идентичность имеет два способа бытия – маскулинный и феминный. Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к 1,5 годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет осознавать различия. В 3-4 года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Особенно актуальны вопросы гендерной идентификации в подростковом возрасте. В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные с гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.
Гендерная идентификация подростка – это сложный процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это особый механизм распознавания представителей разных гендерных групп. В результате подросток формирует собственную гендерную идентичность. Половая идентичность очень актуальна в подростковом возрасте, так как усложняются критерии «маскулинности – фемининности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т.д.). Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности – фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность. Современные подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Перед ними стоит непростая задача, состоящая в интегрировании часто противоположно направленных воздействий семьи, СМИ, интернета, образовательных учреждений, подростковых субкультур в личностную идентичность. Многие специалисты утверждают, что именно у подростков гендерная идентичность включает в себя общий набор предписаний и норм со стороны общества, возникающих также в ходе общения со сверстниками, их совместной деятельности. Включенность в мужскую или женскую группу определяют выбор соответствующих моделей поведения, формирует определенные гендерные роли. Принадлежность к мужскому или женскому полу в ходе «включения» подростка в поле действия различных социокультурных институтов, «обеспечивающих» гендерную идентификацию, наполняется духовными смыслами, социальным содержанием, которое дает возможность подростку осознать также себя как личность и свое место в этом мире.
Следует отметить, что в подростковом возрасте на первоначальном этапе развития личности присутствует сильный элемент нетерпимого отношения к поведению, которое, по мнению подростка, не соответствует половой принадлежности субъекта. В ходе развития индивида эта позиция смягчается, становится более гибкой, однако повышенная чувствительность подростков, сензитивность по отношению к данным проблемам является также важнейшим фактором принятия соответствующих ценностей, модусов поведения и социокультурных статусов, приписываемых себе или другим. Весьма сильными факторами в процессах гендерной социализации подростков являются традиционные стереотипы о социокультурных ролях мужчин и женщин. Эти позиции в значительной степени размыты в современном обществе, где важнейшую роль приобретают «размытые», переходные социокультурные факторы гендерной идентификации. «Существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях во многом трансформировались и продолжают динамично развиваться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность, при этом мучительно переживая ситуации «Я не настоящий мужчина» или «Я недостаточно женственна». Подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а конфликтующие моменты следует уравновесить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-мальчиков и наличием общих интересов с группой девочек-художниц), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером). Задача подростка – конструирование своей идентичности как представителя определенного пола, распознавание и принятие в себе индикаторов мужского и женского и включение в референтную группу».
Наиболее устойчивым элементом среди современных институтов социализации является семья. Однако и здесь происходят существенные изменения, влияющие на гендерную идентификацию подрастающего поколения. Разрушение гендерных стереотипов, размытость мужское/женское ведет к разрушению традиционной межпоколенческой связии и распаду традиционных стереотипов гендерного поведения. Отсюда гендерные стереотипы, возникающие у подростков в родительской семье, на основе которой создается образ будущей идеальной семьи с соответствующим распределением гендерных ролей, оказывается подвержен серьезным изменениям в результате воздействия как внешних обстоятельств, так и динамики глубинных ценностных ориентаций. Одним из основных для современного подростка агентов социализации является Интернет. Для подростков характерен особый интерес к собственным переживаниям, эмоциональному выражению своих чувств и настроений. Социологическое исследование показало, что коммуникативная функция, функция общения является для подростков самой главной. Для подростков обоего пола характерно наиболее широкое использование для самопрезентации аудиофайлов. Девочки-подростки значительно чаще размещают анкеты для знакомств в своих блогах и дневниках. Они чаще оставляют и номера своих телефонов для дальнейшего поддержания знакомства. Мальчики-подростки создают более разнообразные рубрикации своих интернет-дневников. Их отличает интерес к содержательной стороне различных феноменов социальной жизни. У девочек же подростков превалируют темы, связанные с личностными эмоциональными переживаниями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|