Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пушкарев А.Н. О роли женщины в деле утверждения и сохранения Трезвости (по материалам доклада доктора А.М. Коровина)




About the role of woman in establishing and safeguarding Sobriety (according to the report of doctor A. M. Korovin)

В работе рассмотрены материалы доклада доктора А. М. Коровина, представленного им на заседании Комиссии по вопросу об алкоголизме 29 ноября 1900 года. В докладе подчеркивается важность роли русской женщины в деле утверждения и сохранения трезвости в обществе.

Ключевые слова: трезвенницы, женские общества трезвости, трезвое движение в Российской империи.

The paper considers the materials of Dr. A. M. Korovin’s lecture delivered during the session of Committee on the issue of alcoholism on November 29, 1900. The author emphasizes the importance of Russian women’s role in the cause of sobriety promoting and preserving in society.

Keywords: sober women, women’s temperance societies, temperance movement in the Russian Empire.

Коровин Алексей Михайлович – врач-психиатр и общественный деятель, почетный член Лондонского Общества изучения пьянства, создатель и врач-директор одной из первых в России лечебниц для алкоголиков. Его авторству принадлежит множество докладов, книг и переводов на русский язык работ зарубежных авторов, посвященных проблеме утверждения трезвости. Являлся первым председателем Первого Московского общества трезвости и редактором его издания. [1, с. 170]

В настоящей работе рассматривается содержание доклада доктора А. М. Коровина «Обязанности русской женщины в борьбе с алкоголизмом», представленного на заседании Комиссии по вопросу об алкоголизме 29 ноября 1900 года. [2, с. 2]

В начале своего доклада автор отмечает, что зарождающееся в России трезвое движение до сих пор не привлекло внимания и не возбудило сочувствия русской интеллигентной женщины. Это вызвано тем, что в обществе забота об утверждении трезвости ошибочно считается преимущественно мужским вопросом. Однако оздоровление современного и грядущих поколений в физическом, умственном и нравственном отношениях является задачей, которая не может быть решена без участия женщин.

Начиная действовать, женщина-трезвенница должна во всеоружии – ей следует быть сведущей в деле утверждения трезвости и верить в его правоту. Чтобы составить ясный план дальнейших действий, ей следует ознакомиться с соответствующей литературой и уже затем с новой выработанной точки зрения разбираться постепенно в окружающих людях и условиях, наметить для себя ряд задач и приступить к совместной деятельности с единомышленниками.

Прежде всего трезвой женщине следует взяться за искоренение нетрезвых привычек и обычаев, которые притупляют критическое отношение ко многим недостаткам нашего строя жизни, завораживая даже таких людей науки, как медики. Указанные привычки и обычаи делают нечувствительными ум и совесть к возмутительным поступкам нас самих и наших близких и знакомых, приучают бывших дотоле трезвых людей к нетрезвому образу жизни, распространяясь среди всех классов, среди различных возрастов, среди мужчин, равно как и среди женщин. В то же время женщины более чем кто-либо в состоянии способствовать укоренению трезвых привычек и обычаев. Призвание трезвенницы по убеждению – реформировать, обновить общение между людьми и содействовать облагораживанию нравов. Такому очищению нравов, уменьшению распущенности и пошлости будут способствовать трезвые обычаи.

Громадное поле деятельности для трезвенницы, будь то мать, сестра или дочь, представляет семья. Здесь личный пример убежденного трезвого поведения может оказать могучее оздоровляющее влияние.

Мать-трезвенница, зная, что детские и юношеские впечатления составляют основу склада будущего зрелого человека, может свободно и глубоко посеять в своих детях отвращение к алкоголю. Детям нетрудно объяснить вредное действие алкоголя и его ужасные последствия, нетрудно помочь сформировать правильное отношение к встречающимся явлениям нетрезвости взрослых. Однако необходимо также развить в молодых сердцах и умах способность противодействия соблазнам нетрезвого образа жизни их товарищей и взрослых.

Трезвенница жена не позволит трезвому мужу изменить свой образ жизни, поскольку она знает, что всякая привычка имеет начало, середину и конец. Наконец, такая хозяйка дома будет действовать воспитывающим образом на весь круг знакомых – примером, беседой, спорами. В результате ее муж будет все меньше чувствовать смущение от своего трезвого поведения.

В своем докладе А. М. Коровин отмечает, что наиболее опасными и заразительными элементами, на которых главным образом держатся нетрезвые обычаи, является категория лиц, считающих себя безупречными, а именно – умеренно пьющие. Автор подчеркивает, что они в силу своей вредоносности заслуживают наибольшего внимания трезвенниц. Ради себя и потомства трезвенницам следует объявить непримиримую войну низким, грубым и вредным нетрезвым обычаям. Также они должны объяснить родителям и девушкам, что при браке следует принимать во внимание, имеет ли жених склонность в ближайшем будущем начать вести нетрезвый образ жизни. В свою очередь, молодым супругам следует указать на ядовитое влияние острого и хронического опьянения на зачатие ребенка.

Помимо своей семьи трезвенница также способна оказать благотворное воздействие на служащих и других подчиненных ей лиц. А. М. Коровин отмечает, что у таких хозяек служебный штат отвыкает от вредных привычек и приучается вести трезвый, здоровый образ жизни. Впоследствии многие благодарят за проявленную к ним строгость. В качестве примера автор приводит одного слугу, который, уйдя от хозяйки-трезвенницы и впав на новом рабочем месте в нетрезвый образ жизни, молил взять его обратно, опасаясь совсем пропасть. Таким образом, сила примера убеждения и последовательности в трезвости всегда производит на окружающих бодрящее действие.

Велик потенциал трезвенницы и на общественном поприще. Каждый деятель, как отмечает А. М. Коровин, как бы силен он ни был, нуждается в единомышленниках и товарищах. Поэтому и женщинам нужно прежде всего организоваться в сплоченное общество или примкнуть к существующим обществам трезвости. Далее необходимо в соответствии с личными способностями и положением разделить труд между собой. Для начала следует выбрать из своей среды женщин, которые бы посвятили себя разработке и пропаганде принципов трезвости среди публики, а также поддерживали бы интерес членов своего общества к таким задачам. Далее каждой трезвеннице следует в своем окружении изучать причины женского нетрезвого образа жизни и искать средства помощи от него, для чего автор рекомендует заручиться сочувствием и поддержкой влиятельных лиц.

В целом работа по утверждению трезвости подразделяется на два направления: предупредительное и непосредственное спасение женщин различных слоев и возраста от нетрезвого образа жизни. Несмотря на то, что первое направление приносит свои плоды лишь спустя определенное время, оно имеет первичное значение. Западный опыт показал, что возврат взрослого человека к трезвости сопряжен с значительными усилиями и тратой времени. Между тем, воспитание детей на основах трезвого существования быстрее достигает поставленной цели.

А. М. Коровин отмечает, что в жизни наших детей имеется большой пробел, который свободно может и обязана восполнить женщина-трезвенница. Прискорбным является то, что дети лишены детского общества, что проводят много времени среди взрослых, заражаясь от них дурными привычками и взглядами. Необходимо изолировать детвору от вредных привычек взрослых, следует приучать ее к иным началам общественности. Давно назрел в России вопрос о детских обществах, где дети, руководимые опытными взрослыми, проводили бы время среди себе подобных в различных играх и упражнениях, где бы они чувствовали себя в своем царстве непринужденности, возни, шума, смеха, где бы для них устраивали концерты, представления, чтения и т. п., где бы их в занятной форме систематически знакомили с вопросами трезвости, иллюстрируя их картинами, рассказами, пением, где бы, в противовес распространенным песням и романсам, воспевающим прелести опьянения и разврата, их обучали песням трезвого, нравственного направления, без ресторанного пошиба. Трезвая молодость сама веселит и влечет к прекрасному. А. М. Коровин призывает взрослых устроить для детей гигиеническую трезвую атмосферу, где бы их молодость цвела чудными розами чистой и прекрасной юности.

Также автор указывает, что трезвенницам следует в тех же видах хлопотать о введении преподавания трезвой науки в низших, средних и высших женских и мужских школах. Следует и самих наставниц знакомить с вопросами утверждения и сохранения трезвости и разъяснять им важную роль школ в данном вопросе. Наконец, стоит просить духовных лиц принять близкое участие в судьбе подрастающего поколения путем воздействия словом на своих прихожан. В тех же целях следует пользоваться существующими различными детскими приютами и исправительными колониями для несовершеннолетних, чтобы распространять среди юных обитателей этих учреждений начала трезвости, а там, где нет подобных учреждений, – основывать их самим.

Второе направление спасения заключается в оказании помощи ведущим нетрезвый образ жизни словом участия, предоставлением пристанища, работы. Здесь также надо стремиться шире пользоваться, помимо своих учреждений, существующими женскими домами трудолюбия и другими благотворительными учреждениями, имеющими дело с женщинами, организуя в них соответствующие беседы, чтения и т. п.

Не менее других нуждаются в поддержке женщины, отбывающие наказание в местах заключения за совершенные преступления и проступки в нетрезвом состоянии. После отбытия ими наказания члены женского общества трезвости должны взять их на свое попечение. Конечным результатом спасения будет принятие их в общество трезвенниц, где для них будет создана здоровая среда, которая защитит их от пагубного нетрезвого влияния и в которой они со своими добрыми намерениями не увидят себя одинокими и смешными – ведь их принимает общество, которое стремится удовлетворить все нравственные и умственные запросы своих членов.

А. М. Коровин подчеркивает, что самим трезвым женщинам не следует стесняться вступать в состав обществ трезвости, где их присутствие как здоровых и добрых элементов является необходимым для укрепления и поддержки слабых членов, только обретающих трезвость. Иначе кто же будет нести свет любви и знания в царство мрака и печали, в котором находятся женщины, утратившие трезвость?

Изучая влияние нетрезвого образа жизни на судьбу женщин и детей, трезвенницы будут содействовать также выяснению желательного направления благотворительности с целью облегчить их тяжелое положение. Следует направить внимание благотворителей на утрату трезвости как на причину многих зол. Уже одно это вызовет большую симпатию к деятельности трезвенниц.

Однако в деле утверждения трезвости не все зависит от усилий отдельных лиц и учреждений, поскольку существуют такие вопросы, которые требуют вмешательства закона. Поэтому трезвенницы обязаны ходатайствовать и способствовать проведению в жизнь законодательным путем таких мер, как, например, запрещение торговли алкогольными изделиями на железнодорожных станциях и пароходах, в театрах, на балах и маскарадах, в колониальных лавках (которые в Англии в большой мере способствовали утрате женщинами трезвости). Также следует законодательно запретить торговать алкогольными изделиями по праздничным дням и позаботиться об усилении наказания за допущение несовершеннолетних к торговле алкогольными изделиями в трактирах и ресторанах, где эти дети подрабатывают.

Способом распространения идей трезвости также служит издание листков, брошюр, периодических журналов, учебников, сборников песен с нотами, а также устройство публичных собраний, систематический обход местных жителей и регулярные посещения селений и городов.

А. М. Коровин отмечает, что процесс избавления народа от какого бы то ни было недуга теряет смысл и не дает удовлетворения, если его проводят шаблонным образом и без связи с другими явлениями общественной жизни. Чтобы победить зло, следует брать его с как можно большего числа сторон, всегда учитывая особенности ситуации. Автор доклада указывает, что следует по мере надобности открывать для трезвенниц школы, ночлежные дома, конторы труда, библиотеки, приюты, клубы, вспомогательные классы, столовые, передвижные кухни для обучения, а также вступать в живое общение с лицами и учреждениями, преследующими схожие цели, что позволяет снизить расходы и избежать бесполезного распыления сил. Автор также рекомендует русским трезвенницам ближе ознакомиться с опытом деятельности по утверждению трезвости американских и европейских женщин, поскольку ими накоплено много интересных, поучительных и полезных сведений.

В заключение своего доклада А. М. Коровин призывает женщин к участию в деле защиты физического и душевного благополучия общества и грядущих поколений, в деле укрепления лучших сторон человеческой жизни. Автор подчеркивает, что если русские женщины, следуя примеру западных соратниц, отнесутся серьезно к этому важному вопросу нашей жизни и окажут поддержку трезвому движению, то этим они сослужат великую службу своему Отечеству.

Список литературы

1. Богданович Л. А. Для чего люди одурманиваются? / Л. А. Богданович, Г. Т. Богданов. – М.: Московский рабочий, 1988. – 173 с.

2. Коровин А. М. Обязанности русской женщины в борьбе с алкоголизмом / А. М. Коровин. – СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1901. – 13 с.

Сведения об авторе

Пушкарев Александр Николаевич, к. т. н., старший преподаватель, Тюменский государственный университет, pushkarevalex@yandex. ru, +7-922-48-666-82

About author

Pushkarev Alexander Nikolaevich, Ph. D., Senior Lecturer, Tyumen State University, pushkarevalex@yandex. ru, +7-922-48-666-82

УДК 316. 4. 051

Абросова В. И., Зверев А. А., Коба Т. В.

Abrosova V. I., Zverev A. A., Koba T. V.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...