Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клюшникова Е.А. Клюшникова Е.А. Страницы истории трезвеннического движения в Западной Сибири. The history of sober movement in Western Siberia




Клюшникова Е. А.

Klyushnikova E. A.

Клюшникова Е. А. Страницы истории трезвеннического движения в Западной Сибири

The history of sober movement in Western Siberia

В данной статье освещаются страницы истории трезвеннического движения в Западной Сибири, упоминаются активные борцы за трезвый образ жизни, рассматриваются причины распространения пьянства в Западной Сибири и опыт антиалкогольной пропаганды.

Ключевые слова: общество трезвости, здоровый образ жизни, насаждение пьянства, антиалкогольная пропаганда, борьба с пьянством.

This article highlights some of the pages of the history of sober movement in Western Siberia. Active fighters for a sober way of life are mentioned, the causes of the spread of drunkenness in Western Siberia and the experience of anti-alcohol propaganda are examined.

Key words: society of sobriety, healthy lifestyle, propagation of alcoholism, anti-alcohol propaganda, the fight against alcoholism.

Пьянство насаждалось в России издавна. И всегда находились силы, которые сопротивлялись этому: от одиночек до крестьянских трезвых бунтов.

В Сибири пьянство всегда развивалось более значительными темпами, чем в других регионах. Причин для этого было много, вот некоторые из них: территориальная удаленность от центра, а это ослабляло присмотр за населением со стороны полиции и церкви; холодный климат способствовал тому, чтобы выпить «для сугрева»; территория Сибири всегда была местом ссылки, мягко говоря, не самой лучшей части населения (в смысле потребления алкоголя); излишки зерна и невозможность продать его в урожайные годы толкали сибирских крестьян на незаконный «промысел» - производить водку домашним способом у себя в хозяйствах; оплата за выполнение сельскохозяйственных работ, например, за вспашку земли или наём пастухов для выпаса скота и др. производилась тоже в основном водкой [1].

Поэтому в Сибири пили много. И главная причина была одна – пьянство одних служило источником доходов другим. Известно, что первый сибирский кабак был открыт в Верхотурье. В 1612 году кабак открыли в Тобольске, а к концу XVII века кабаки были во всех сибирских городах и, как правило, казённых [4].

К концу XVIII века питейных домов было в Тобольске двадцать, в Ишиме три, в Кургане один, в Ялуторовске два, в Туринске четыре, в Берёзове два, в Нарыме три. В 1804- в Тюмени было13 питейных домов, они имели названия: Высокий, Городищенский, Знаменский, Кузнецкий, Красный, Медовый, Мокрый, Новый, Потаскуевский, Разгуляевский, Спасский, Старозаречный, Фунтовый [7].

И к 1825 году Тюмень занимала по числу питейных домов (кабаков) - 6 место в Сибири. К середине XIX века в Тобольской губернии насчитывалось 74 питейных заведения.

В начале 20 века в Сибири пили больше, чем в европейской части России. С 1906 года по 1913 Сибирь пропила почти 400 миллионов рублей [4].

Зная эти факты, можно только преклоняться перед подвигом людей отстаивающих трезвый образ жизни народа.

Одним из таких незаметных героев был скромный учитель из Тобольской губернии Попов В. М. Учитель провёл опрос в начальной школе и выяснил, что среди 75 детей, обучаемых в школе, алкоголь употребляли почти 70%.

Получив неутешительные результаты опроса, учитель разработал программу антиалкогольной пропаганды в начальных школах губернии. Целью программы ставилось осознание вреда алкоголя и отказ от употребления. Средства для достижения целей предлагались следующие:

1. Личный пример учителя.

2. Беседы о вреде алкоголя для личности, общества.

3. Детские праздники и вечера для развития в детях эстетичного вкуса, любви к родине.

4. Детские игры и работы, развивающие физические и духовные силы учащихся.

5. Экскурсии и паломничества.

6. Организация детских обществ трезвости.

Надо заметить, что даже беседы, проведённые учителем Поповым В. М. в первые годы дали свои положительный результаты. Около 80% учащихся окончивших курс начальной школы, не употребляли спиртных напитков [2].

Поборники трезвости не молчали и не бездействовали. Материалы о вреде алкоголя публиковали журналы: «Трезвая жизнь», «Трезвые всходы», «Вестник Трезвости». Действовал Тобольский уездный комитет попечительства о народной трезвости. В Кургане и Тобольске проводили лекции и курсы для учителей начальных школ губернии о вреде алкоголя.

Первые общества трезвости - Гилёвское и Мальковское-возникли под эгидой православной церкви в 1890 году в Тюменскомуезде Тобольской губернии.

Святейший синод специальным циркулярным указом советовал священнослужителямподдерживать идею трезвости личным примером и проповедовать отказ от употребления алкогольных напитков.

Большой вклад в трезвенническое движение в Западной Сибири внёс купец 1 гильдии А. И. Текутьев. В 1899-1911 он работал городским головой в Тюмени. На его средства построены многие здания города, он оказывал разнообразную помощь горожанам. Текутьев был человеком сурового вида, резким правдолюбцем, деспотичным предпринимателем, который не терпел конкурентов и подчиненных держал в «ежовых рукавицах». В то же время занимался благотворительностью. Его запомнили как большого мецената в сфере культуры, здравоохранения и народного образования. Во многих школах, библиотеках и училищах Андрей Иванович был попечителем. В области здравоохранения город обязан ему появлением двух больниц. В наши дни одна из них – больница № 1 на улице Ленина, другая – неотреставрированное здание на Даудельной.

В деревне Шешуково, где А. И. Текутьев заготавливал сено для продажи, не было ни одного кабака – деревенская общественность не дала своего согласия на открытие питейного заведения. А в его родной деревне Борки работал кабак и водка продавалась в одиннадцати постоялых дворах. Наблюдая жизнь пьяной и трезвой деревни, А. И. Текутьев выступал за самые суровые меры против корчемства – системы кабаков и трактиров. Направлял петицию о вреде пьянства в Государственную Думу России. Правда, ответа не дождался [3].

Известным поборником трезвости был тюменец Н. М. Чукмалдин - купец, благотворитель, один из основателей краеведческого музея, Народного дома, клуба приказчиков, бесплатной городской библиотеки. Он родился в д. Кулаковой под Тюменью, там на его средства построена церковь. Проживая в Москве, он посылал деньги крестьянским обществам Кулаково и Гусельниково, чтобы те не давали согласие на открытие питейных заведений.

Перед Первой мировой войной Николай II ввёл с 19 июля 1914 года «сухой закон». Этот закон получил поддержку у 84 % населения России. В Государственной Думе в 1915 году даже готовился проект «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости».

Согласно официальным данным за 1915 год, потребление алкоголя в России снизилось на 23. 5 % по сравнению с 1913 годом.

Результаты «сухого закона» за 1915 год впечатляют: резко сократилось число людей, обратившихся за помощью в амбулатории и больницы, в т. ч. психиатрические, где алкоголики составляли 4/5 всех присутствующих; количество самоубийств уменьшилось на 55 %; более чем на 70 % снизилась преступность (меньше стало хулиганств, драк, мелкого воровства и оскорблений личности); прекратилось строительство новых тюрем, так как опустели даже старые, а одну вообще обратили в лазарет для раненых; почти полностью исчезло профессиональное нищенство; число пожаров сократилось наполовину; несчастных случаев на производстве на 80 %; оживилась торговля, улучшилось благосостояние населения; стало заметно «повышение умственных интересов» населения: читальни переполнены даже в праздники, когда при прежних условиях они пустовали, число посетителей оперных и драматических театров увеличилось на 30 %; русская деревня стала неузнаваемой [1].

В дальнейшем «сухой закон» поддержала новая власть. Отменён «сухой закон» был в 1925 году по инициативе троцкистской оппозиции. Это спровоцировало новый рост потребления алкоголя в России. Отмена «сухого закона» была абсолютно непопулярной мерой в народе. Очевидцы вспоминают, что «бабы голосили по сухому закону», как по покойнику…

В 70-80-х годах XX столетия в Западной Сибири наблюдалось увеличение потребления алкогольной продукции. Пьянство начало распространяться среди представителей социальных категорий, ранее практически не подверженных ему (женщин, несовершеннолетних и государственных чиновников).

Основными причинами подъёма алкоголизации были все те же, что и триста лет назад: стремление наполнить бюджет и местничество (организационная обособленность, неслаженная работа и покровительство «своим» злоупотребляющим на производстве).

Борьба с пьянством велась с использованием как административных, так и общественных мер воздействия. В первом случае чаще побеждал формализм. А вот волна общественного трезвеннического движения в это время возникает как форма самозащиты от угрозы вырождения под воздействием массового насаждаемого пьянства.

Оценить общий итог борьбы с пьянством в Западной Сибири в 1970-х – первой половине 1980-х гг. можно как умеренно-позитивный (она не смогла остановить усугубление проблемы, но сдерживала её в некоторых рамках). Стоит при этом указать, что демонтаж существовавшей тогда системы антиалкогольных мер, при всех накопившихся в ней проблемах, сыграл отрицательную роль [5].

В 1983 году новосибирские учёные, не дожидаясь высоких партийных решений, развернули работу у себя в Академгородке и в Новосибирске по пропаганде трезвого образа жизни. Начинают читать лекции известные сегодня борцы за трезвость Ф. Г. Углов, В. Г. Жданов, Б. И. Искаков, В. В. Юмин. Тысячи людей бросали принимать алкоголь, узнав правдивую информацию. В Академгородке было образовано «Добровольное общество трезвости».

В 1983-84 гг. в Тюмени возникает клуб «Разум», возглавляет его Беседовский. В 1989 клуб переименовался и стал носить название «Оптималист». Такая реорганизация была связана с тем, что клуб овладел начальными основами теории Трезвости и стал проводить занятия с населением по освобождению от табачно-алкогольной зависимости. В 1990 году клуб «Оптималист» регистрируется как юридическое лицо. В 2001 году переименовывается в ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» [8].

Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень» и сегодня продолжает благородное дело освобождения сибиряков от пьянства. А лекторы и преподаватели тюменского общества трезвости, пропагандируя здоровый образ жизни, продолжают использовать ничуть не устаревшие средства, которые словно эстафетную палочку передал скромный учитель Тобольской губернии В. М. Попов в своей программе антиалкогольной пропаганды: личный пример, беседы, трезвое познание мира, развитие личности.

Список литературы

1. Из истории борьбы за трезвость в Сибири. К 100-летию со дня принятия «сухого закона» http: //kraevushka. livejournal. com/503084. html

2. Сулимов В. С. Антиалкогольная пропаганда в школах Тобольской губернии в начале XX века. ТОГИРРО. - 2001. - С. 32

3. Калининский В., Текутьев за трезвую Россию. /Тюменская область сегодня. -2009. -№219. С. 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...