Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старовавилонское общество.




Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (XX-XVII вв. до х.э.) условно обозначают старовавилонским. В это время Вавилон впервые возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии.

В этот период Месопотамия могла по праву называться "страной множества городов". Они были разбросаны по берегам Тигра и Евфрата, на местах слияния крупных каналов. Некоторые из них насчитывали уже не одну сотню лет истории - такие, как Ниппур, Киш, Сиппар, Ур, Урук; были и более новые - Иссин, Ларса. Города эти занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города обычно помещался храмовой комплекс, обнесенный стеной, с зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других важнейших божеств, здесь же располагались дворец царя или правителя и основные хозяйственные строения государственного хозяйства. Остальная часть города была занята домами горожан и другими постройками, между которыми располагались храмики мелких божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5-3 м. На берегу реки или канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие ладьи и барки; здесь же, на площади, примыкавшей к гавани, происходила, видимо, и торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворца, где многие из них служили как чиновники, воины, жрецы, ремесленники и торговцы. Имущественное положение и жизненный уровень большинства горожан были примерно одинаковы.

Городская усадьба чаще всего состояла из жилого дома и участка незастроенной земли. Размеры отдельных домов колебались в пределах 35-70 кв. м. Другим видом имущества многих горожан были финиковые сады: располагались они или в окрестностях городов, или в сельских поселениях, находившихся неподалеку. Горожане, основным занятием которых были служба или ремесло, часто не занимались сами садовыми работами, а сдавали свои участки в аренду. За месяц-два до сбора фиников производился осмотр пальм, с тем чтобы определить ожидаемый урожай. На основании предварительной оценки составлялся письменный договор, согласно которому садовник должен был предоставить хозяину сада определенное количество фиников.

Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был ячмень. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени из Южной Месопотамии, были "жизнью страны". От их урожайности зависело снабжение городов зерном и в конечном счете благосостояние всех горожан. Кроме полей этих двух типов - надельных и общинных - некоторым горожанам принадлежали крупные земельные владения. Поля, так же как и сады, горожане редко обрабатывали сами, чаще они сдавали их в аренду земледельцам, жителям сельских поселений, на территории которых рядом с общинными землями располагались обычно служебные наделы. Участки сдавались в аренду либо за твердую плату, либо из доли урожая, чаще всего из 1/3.

Скота большинство горожан не держали, рабов имели немного. Большинство рабов были чужеземцами, либо пригнанными в плен местными воинами, либо приведенными торговцами из других городов, где они попали в рабство также, вероятно, в результате пленения. Раб стоил примерно 150 - 175 г серебра, рабыня - несколько меньше. В большинстве случаев рабы выполняли работу, в том числе производственную, наравне с другими членами семьи и по своему правовому положению были близки к малолетним, находящимся под патриархальной властью главы дома.

Таким образом, имущество, позволявшее горожанину прокормить себя и свою семью, сводилось к небольшому дому с самой необходимой мебелью и хозяйственной утварью и небольшому полевому участку, принадлежавшему ему как члену какой-либо сельской общины либо данному ему храмом или государством в пользование (кормление) за службу, иногда к нему добавлялась маленькая финиковая роща.

Другим источником доходов горожан были натуральные выдачи: храм и дворец снабжали некоторых своих служащих не земельными наделами, а продуктами - зерном, шерстью, растительным маслом, иногда небольшим количеством серебра. Кроме того, выдачи продуктов, часто в значительных размерах, производились во время храмовых праздников.

Кроме крупных и мелких городов на территории Месопотамии в старовавилонский период существовало много небольших сельских поселений, расположенных по берегам рек и каналов, соединявших города друг с другом. Сами постройки в таких поселениях занимали площадь в несколько гектаров и состояли из домов, построенных из кирпича-сырца, а часто и из тростниковых плетенок, обмазанных глиной. Население их составляло от пятидесяти до нескольких сот человек, основным занятием которых было земледелие. Жители образовывали территориальные общины, объединявшие один или несколько поселков с их земельными угодьями. Главной сельскохозяйственной культурой был ячмень, средний урожай которого в этот период составлял примерно 12,5 ц с гектара. Пшеницу сеяли редко, так как она не выдерживала все усиливавшегося засоления почвы. Выращивали также финики, лук, бобовые. Всей жизнью таких поселений управляя совет старейшин, избиравшийся жителями из числа наиболее уважаемых я богатых семейств; во главе совета стоял староста, назначаемый обычно царем. Одни общины платили налог государству натурой, в других - часть орошаемой земли отводилась под государственное хозяйство. Эти земли царь мог раздать своим чиновникам в качестве вознаграждения за службу, а мог поселить здесь работников из прибегавших к его покровительству бедняков, которые за это отдавали ему значительную часть своего урожая.

Основным средством платежа в это время служило серебро, которое значительно потеснило зерно, употреблявшееся ранее для этой цели. Все имело свою оценку в серебре - любые виды движимого и недвижимого имущества, доходы от жреческой должности, плата наемному работнику, расходы, связанные с несением определенных повинностей. Однако у большинства горожан, а тем более жителей мелких сельских поселений серебра в наличии не было совсем, им располагали в основном только лица, занимавшиеся торговлей. Некоторым количеством серебра владели в виде украшений наиболее обеспеченные семьи. Это ручные и ножные браслеты, серьги, кольца, имевшие стандартный вес, которые могли в случае необходимости употребляться при денежных расчетах. Но основная масса наличного серебра была сосредоточена в руках государства (во дворце и храмах), которое распределяло часть своих запасов среди высших дворцовых и храмовых служащих посредством выдач или подарков.

Низший слой общества составляли бедняки - из числа крестьян и горожан, разорившихся вследствие каких-либо природных или социальных катастроф, либо из пришлых людей, которые ничего не имели и жили только выдачами из дворца или храма, к покровительству которых они обратились. В количественном отношении бедняков и богачей в мирное время было немного по сравнению с основной средней массой населения, но их существование оказывало огромное влияние на социальную жизнь и общественное развитие.

В сословном отношении общество того времени делилось на полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства в какой-либо (городской или сельской) общине, на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась к авилумам. Собственность на землю не носила сословного характера, и в той мере, в какой земельные участки продавались (главным образом дома, сады, весьма редко поля), их могли покупать и мушкенумы.

Города и сельские поселения со всей их обрабатываемой площадью занимали сравнительно узкую территорию месопотамской аллювиальной равнины, к которой с обеих сторон примыкали пастушеские угодья, населенные подвижными западносемитскими племенами овцеводов-амореев, нередко враждовавшими между собой. Ежегодно в определенный сезон скотоводы вторгались прямо в зоны оседлого обитания или на границы этих зон. В зависимости от того, где они пасли свой скот другую половину года, они появлялись здесь либо летом, когда в степях выгорала трава и пересыхали источники, либо зимой, когда в горах не было корма для скота и его негде было укрыть от холодных ветров. В принципе каждое племя имело свою автономную территорию, но границы этих территорий были весьма расплывчаты. Оседлые жители и скотоводы были связаны между собой. множеством разнообразных экономических, социальных и политических факторов. Важную роль в экономической жизни играл обмен продуктов овцеводства на продукты земледелия; вероятно, через пастушеские племена в Месопотамию проникали и некоторые иноземные товары.

Неоседлое скотоводство оказывало значительное влияние и на социальное развитие общества Месопотамии. Одним из постоянных факторов являлся постепенный переход части скотоводческих племен к оседлости. Самые богатые предпочитали оседлость, когда размеры их стад превышали возможности пастбищной земли, и становились землевладельцами, военачальниками, пополняли собой городскую элиту. Самые бедные оседали на земле, когда потери скота уменьшали их стада ниже минимума, необходимого, чтобы прокормить семью, и поступали на службу в государственное или храмовое хозяйство, получая за свой труд земельный надел или натуральное довольствие и пополняя собой число беднейшего и наиболее зависимого населения Месопотамии. Все это усиливало социальное расслоение.

Влияние скотоводческих племен на политическую жизнь Месопотамии было еще более значительным. На протяжении всей ее истории ежегодные мирные миграции скотоводов легко превращались в агрессивные, стоило только немного ослабеть власти централизованного государства; этот процесс происходил и в рассматриваемый нами период.

Мировоззрение вавилонян.

Представления вавилонян о времени. Вавилоняне вели счёт времени по прошедшим поколениям или годам правления царя. Их представление о времени радикально отличалось от современного европейского понимания. Вавилонское время очень вещественно, это – не чистая длительность, а поток событий или цепь поколений. Время конкретно, линейно, неоднородно, прочно, пространственно, ориентируется на прошлое.

Прошлое для вавилонянина – это не бездна единиц, а конкретные события, прожитая жизнь. Будущее воспринималось как неукоснительное исполнение божественных планов и приказаний, это не богатство возможностей, т.е. вавилонское будущее – ещё не наступившее прошлое, т.к. оно уже известно. С понятиями «прошлое», «настоящее», и «будущее» связано понятие «судьбы». Именно эта категория выполняла в вавилонском сознании ту роль, которую в нашем сознании выполняем идея времени.

И так, основными характеристиками вавилонского восприятия времени являются конкретность, линейность, неоднородность, пространственность, прочность; ориентация во времени – на прошлое.

Сутки, начинавшиеся в Вавилонии с заходом солнца, состояли из дня и ночи, разделявшихся на стражи; 3 ночные стражи – от захода до восхода солнца и 3 дневные. Стражи делились на «половины» (обычно их называют «двойные часы»), а каждую половину в свою очередь, в согласии с шестидесятиричной системой счёта, составляли 30 «шестидесятых», т.е. единиц, равных 4 минутам.

Вавилоняне точно определяли продолжительность года, лунного месяца, их соотношение, что говорит о наличии развитых представлений о времени.

Представления вавилонян о судьбе. В основе вавилонских представлений о жизни лежит идея судьбы, жизнь понимается как реализация судьбы. Судьба, а не время являлась важнейшей категорией сознания, с помощью которой строилась картина мира!!!

Своя судьба есть у всего на свете: у божеств, у любого природного или социального явления, у всякой вещи и человека. Судьбы – это божественно установленная сущность и будущность каждой вещи. Вавилоняне считали, что все будущие события записаны в таблицах судеб, они навсегда данные и неотменяемые. Судьба понималась как совокупность всего отпущенного в жизни и как предуготованная человеку смерть. Тем не менее, вавилонянин не был крайним фаталистом, поскольку благоприятность его судьбы зависела от его свободной воли соблюдать или не соблюдать правила, установленные богами.

Согласно представлениям вавилонян, у каждого человека было несколько «духов – защитников». Между человеком и его богом существовала связь особого рода: он не только раб, но и «сын своего бога», в прямом смысле этого слова.

Представления вавилонян об имуществе. В шумеро-вавилонской иерархии ценностей имущество занимало почётное место. Выше богатства (имущества) ставилось только долголетие и наличие потомков. Имущество в древней Месопотамии являлось одной из важнейших величин, констатирующих человеческую личность, своеобразным «продолжением» человека за пределами тела. Судьба человека, определяя все «параметры» его существования предусматривала и обладание тем или иным имуществом. «Имя», судьба и имущество составляли для вавилонянина единый «комплекс» - то, что мы называем человеческой личностью. Обращение человека с имуществом должно было носить религиозный характер!!!

Этические представления вавилонян. В основе ценностной системы вавилонян лежал принцип активного удовольствия; цель жизни человека в личностном плане – получение наслаждений. Высшими ценностями полагались долголетие и здоровье, следующее место занимали дети, богатство, мудрость, справедливость, сдержанность, миролюбие, верность, доброта. Поэтому формально вавилонскую этику можно охарактеризовать как этику положительного эвдемонизма, а мировоззрение в целом – как миро- и жизнеутверждающее. Но вавилонское сознание оставалось глубоко религиозным, однако проблема конечности индивидуального существования человека так и не получила в духовной культуре сколько-нибудь удовлетворительного решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...