Анализ рентабельности и прибыли, влияние на них спроса на продукцию
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Выясним по данным таблицы 3 уровень эффективности торговой деятельности ООО «Мария». Из данных таблицы 3 видно, что показатели рентабельности ООО «Мария» в динамике последних лет ухудшились. Так, рентабельность вложений предприятия снизилась за рассматриваемый период на 3,5 проц. пункта, рентабельность внеоборотных активов - на 5,3 проц. пункта, а оборотных - на 8,5 проц. пункта.
Таблица 3. Показатели рентабельности ООО «Мария» в 2011-2012 гг.
Это произошло в результате уменьшения массы чистой прибыли предприятия в динамике лет на 137 тыс. руб. или 35,3% и увеличения величины его активов на 86 тыс. руб. (+2,2%), в т. ч оборотных - на 308 тыс. руб. (+ 15,4%). Размер внеоборотных активов, напротив, снизился на 222 тыс. руб. или 11,2%. Рентабельность собственного капитала за анализируемый период на предприятии снизилась на 7,8 проц. пункта за счет сокращения величины чистой прибыли и увеличения размера собственного капитала на 114 тыс. руб. или 5,9%.
Рентабельность продаж предприятия в динамике лет снизилась вдвое и составила в 2012 г. 0,7%. Рентабельность товаров также уменьшилась за анализируемый период на 0,8 проц. пункта и составила в отчетном году 0,9%. Таким образом, можно отметить, что эффективность использования активов, капитала в ООО «Мария» достаточно высока, но в динамике лет существенно снизилась. Для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) ООО «Мария» используем трехмерную модель анализа рентабельности. На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов. Рентабельность активов в ООО «Мария» тем выше, чем выше прибыльность отдельных видов товаров, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда). В таблице 4 приведены необходимые данные для анализа уровня рентабельности активов ООО «Мария». Фактор 1 - прибыльность продукции. Показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованных товаров. Таблица 4. Исходные данные для анализа уровня рентабельности активов ООО «Мария» в 2011-2012 гг.
Рост рентабельности продукции является следствием роста цен при постоянных затратах на реализацию товаров. Фактор 2 - фондоемкость продукции. Снижение фондоемкости свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений, к относительному сокращению потребности предприятия в средствах труда. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Рост фондоотдачи является важнейшим фактором улучшения финансовых результатов деятельности предприятия. Фактор 3 - оборачиваемость оборотных активов. Показывает, сколько совершается оборотов за отчетный период. Ускорение оборачиваемости оборотных средств (активов) уменьшает потребность в них, позволяет предприятию высвобождать часть оборотных средств для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия. В результате ускорения оборота требуется меньше запасов товара, сырья, материалов, топлива, высвобождаются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы. Анализ рентабельности проведем на основе табличных данных. Вначале определим значение рентабельности для каждого года:
Для 2011 года:= 0,047 / (0,071 + 0,071) = 0,047 / 0,142 = 0,331 = 33,1% Для 2012 года:= 0,028 / (0,052 + 0,069) = 0,028 / 0,121 = 0,231 = 23,1%. Прирост рентабельности за 2012 год составляет: ΔR2012= 0,231 - 0,331 = - 0,1 = - 10% Определим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы. Определим влияние изменения фактора прибыльности продукции. Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных:
= 0,028 / (0,071 + 0,071) = 0,028 / 0,142 = 0,197 = 19,7%. Выделяем влияние фактора прибыльности продукции: ΔRλp(2012) = 0,197 - 0,331 = - 0,134 = - 13,4% Рассмотрим влияние изменения фондоемкости. Для этого рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора - рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:
R2012 = 0,028 / 0,052 + 0,071) = 0,028 / 0,123 = 0,228 = 22,8%. Выделяем влияние фактора фондоемкости: Δ RλF(2011) = 0,228 - 0,197 = + 0,031 = + 3,1%. Рассмотрим влияние оборачиваемости оборотных активов, для чего рассчитаем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельность продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов.
Δ RλE(2012) = R(2012) - RλF(2012) = 0,231 - 0,228 = + 0,003 = 0,3% ΔR (2012)= R(2012)-R(2012) = Δ Rλp(2012) + Δ RλF(2012) + Δ RλE(2012) = = - 13,4% + 3,1% + 0,3% = - 10%
Из данных таблицы 4 видно, что в 2012 г. прибыльность товаров относительно 2011 г. снизилась на 0,019 пунктов, фондоемкость уменьшилась на 0,019, оборачиваемость активов на 0,002. В итоге, снижение рентабельности в 2012 г. в сравнении с рентабельностью 2011 г. составило 10%. На это изменение оказали влияние следующие факторы: прибыльность товаров снизило рентабельность на 13,4%, фондоемкость увеличило этот показатель на 3,1%, а оборачиваемость оборотных активов - на 0,3%. Факторный анализ выявил, что определяющим уровень рентабельности фактором в ООО «Мария» является величина прибыльности. Ее снижение в динамике лет вызывает снижение общего уровня рентабельности предприятия. В связи с этим актуальным и необходимым условием хозяйствования общества в настоящее время является поиск путей увеличения массы прибыли и рационального ее использования.
Заключение Объектом изучения в работе является торговое предприятие общество с ограниченной ответственностью «Мария», специализирующееся на розничной торговле продуктами питания и товарами широкого потребления. В ходе проведенного исследования выяснилось, что финансовые результаты деятельности предприятия напрямую зависят от спроса на товар и цены на него. Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения товара при разных ценах и прочих равных условиях. Важнейшим фактором спроса является цена товара. Между ценой товара и спросом на него существует обратная зависимость.
Проводя определенную политику в области ценообразования, организация активно воздействует как на объем продаж, так и на величину получаемой прибыли. Проведенный анализ изменения выручки от продажи в ООО «Мария» показал, что основным определяющим фактором ее увеличения в динамике лет является повышение цены на продаваемые товары, влияние роста спрашиваемого объема товаров на увеличение выручки незначительно. Анализ прибыльности и рентабельности деятельности предприятия выявил, что его доходность в динамике лет снижается, значения показателей рентабельности ухудшаются. Проведенный факторный анализ рентабельности выявил, что основным фактором, определяющим уровень рентабельности на предприятии, является прибыльность, которая в динамике лет снижается. Поэтому перед руководством ООО «Мария» стоит задача в определении основных мероприятий по увеличению величины прибыли. Величина этого показателя, в свою очередь, зависит от множества внешних и внутренних, прямых и косвенных факторов. Из всех факторов, воздействующих на прибыль предприятия, главными являются: объем продаж, цены на реализуемые товары, себестоимость реализованных товаров, которые находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной суммы прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами. Основной источник денежных накоплений ООО «Мария» - выручка от реализации товаров, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат. Поэтому для увеличения размера выручки от реализации и соответственно прибыли нужно увеличить объемы продаж. Объем товарооборота во многом зависит от изменений остатков товаров в магазинах и на складе. Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости товарных запасов предприятия, которое также ведет к росту объемов продаж. Кроме того, немаловажным фактором роста объема продаж является профессиональная подготовка торговых работников, улучшение организации труда и использования рабочего времени. Виды и уровень применяемых цен на предприятии также определяют, в конечном счете, объем выручки от реализации, а, следовательно, прибыли. На изменение уровня цен оказывают влияние инфляционные процессы, конъюнктура рынка, качество предлагаемых товаров. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на те или иные товары, улучшением их потребительских свойств.
В качестве рекомендаций по дальнейшему росту объемов продаж и сокращению издержек обращения ООО «Мария» можно предложить: - добиваться дальнейшего роста эффективности труда торговых работников, для чего можно произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам; - улучшить использование материально-технической базы предприятия путем внедрения прогрессивных форм торговли (например, круглосуточный режим работы магазинов), сокращения до минимума проведения инвентаризаций, проверок; - разрабатывать экономически обоснованные прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период с использованием компьютерных программ, например, «Project Expert»; - добиваться ритмичного и равномерного развития товарооборота по периодам года и по отделам предприятия; - совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.); - для привлечения покупателей необходимо постоянно увеличивать культуру обслуживания, в это может входить покупка новой современной формы для продавцов, оформление бейджиков, красочное оформление уголка покупателей и многое другое; - оперативнее использовать данные по розничной продаже для принятия управленческих решений, при этом необходимо делать расчет на сезонность продаж, можно провести увеличение ассортимента товаров, для чего увеличить число поставщиков путем заключения новых, выгодных контрактов (приемлемые условия поставок и оплаты, торговые скидки, бонусы); - для увеличения товарооборота и привлечения покупателей необходима новая маркетинговая политика, она может включать в себя проведение рекламы в печати, установление новой световой рекламы, приобретение красочного штендера; - привлечь покупателей можно и вследствие проведения рекламной акции какой-либо производящий компании, например, реклама чая или новой минеральной воды, данной фирмой будет поставлено оборудование, холодильники и прочее со своими логотипами, что непосредственно украсит магазин, позволит ему расширить свои возможности; - приобретение и упаковка товара в фирменные пакеты, а также раздача визиток, приведет к запоминаемости названия магазинов и предприятия, что тоже позволит увеличить приток покупателей. Выполнение данных предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии. Нужды и запросы потребителей в настоящее время становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре, поэтому, осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов продаж и доходов.
Список литературы 1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. - М.: издательство «Дело и сервис», 2008. - 256с. . Афанасьев М.В. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М: Финстатинформ, 2010. 3. Багаев И.В. Формирование бюджетных показателей торговой организации в условиях применения АВВ-метода /И.В. Багаев// Управленческий учет. 2008. - №2. 4. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2009. 5. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. -М: Экономика, 2009. . Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2010. - 210 с. . Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с. . Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник - М.: Финпресс, 2009. . Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М: Экономика, 2010. 10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 (с изм. и доп. от 18.12.2006 г. №23-ФЗ) 11. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. - М. ИНФРА-М, 2009. - 208 с. 12. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия //Финансы, 2010.-№3 . Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - Минск: Интерсервис; Экоперспектива, 2009. - 576 с. 14. Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента. / Иванов В.В., Хан О.К. - М.: ИНФРА-М, 2009. 15. Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента. / Иванов В.В., Хан О.К. - М.: ИНФРА-М, 2009. 16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: ФиС, 2010. - 560 с. 17. Маркетинг. Под ред. Романова А.Н. -М.: ЮНИТИ, 2009. . Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Конспект лекций. М., 2009. 317 с. 19. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета) / Палий В.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2009. 20. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: Учебное пособие - М.: КноРус, 2010. 21. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2009, №5, с. 68-79 22. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н - М.: Омега-Л, 2008. 23. Попова Л.В. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Попова Л.В., Константинов В.А., Маслова И.А. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. 24. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 336 с. 25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание. - Минск: ООО «Новое знание», 2008. - 688 с. . Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 479 с. . Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. -М: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2008. 28. Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов. // Бухгалтерский учет. - 2009. - №1. - c.15-21. 29. Цыгичко А.Н. Новый механизм формирования эффективности. - М.: Экономика, 2009. -191с. . Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. / Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И. - М.: ИНФРА-М, 2009. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий. Учебник / Ред. Лабынцева Н.Т. - М.: Финансы и статистика, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|