Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основания применения принудительных мер воспитательного воздействия. Виды принудительных мер воспитательного воздействия.




Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ2.

В ст. 90 УК РФ предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

В качестве оснований применения данного вида освобождения от уголовной ответственности выступают следующие обстоятельства:

1) недостижение лицом 18-летнего, а в исключительных случаях 20-летнего, возраста;

2) совершение этими лицами преступления (преступлений) небольшой или средней тяжести;

3) признание судом возможности их исправления без возложения уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ.

При наличии оснований прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК РФ). Суд после рассмотрения ходатайства и материалов уголовного дела вправе прекратить его и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия путем вынесения постановления (ч. 3, 4 ст. 427 УПК РФ).

Решение о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего и применении к нему принудительной меры воспитательного воздействия может принять суд и по своей инициативе, если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания (ст. 431 УПК РФ).

Перечень принудительных мер воспитательного воздействия изложен в ч. 2 ст. 90 УК РФ, а их содержание – в ст. 91 УК РФ. В законе закреплены следующие меры воспитательного воздействия.

А. Предупреждение.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления (ч. 1 ст. 91 УК РФ). Оно выражается в официальном порицании судом несовершеннолетнего правонарушителя, разъяснении вредности его поведения. Предупреждение целесообразно применять при сохранении опасности повторного совершения преступления. Подростку необходимо объяснить, что если он совершит новое преступление, то к нему будут применены более строгие меры.

Б. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа.

Она состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК РФ).

Эту меру следует применять тогда, когда родители или лица, их заменяющие, способны: а) оказывать на подростка воспитательное воздействие; б) осуществлять контроль за его поведением.

В. Возложение обязанности загладить причиненный вред.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК РФ). Под имущественным положением несовершеннолетнего следует понимать наличие у него имущества и дохода, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 26, 27 ГК РФ). Под трудовыми навыками следует

понимать умение несовершеннолетнего осуществлять целесообразную и общественно полезную деятельность, требующую умственного и физического напряжения.

Загладить причиненный вред несовершеннолетний может путем возмещения стоимости причиненного ущерба или путем использования своих трудовых навыков.

Г. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного

органа (ч. 4 ст. 91 УК РФ).

Данный перечень ограничений и требований не является исчерпывающим. Суд может возложить на несовершеннолетнего и другие ограничения и требования, способствующие его исправлению.

Согласно ч. 3 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Если суд назначает несколько мер, то они должны сочетаться, дополнять друг друга и оптимально способствовать достижению цели исправления.

При назначении таких мер воздействия, как передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, суд устанавливает продолжительность их срока.

Согласно ч. 4 ст. 90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется. В случае такого уклонения суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних, на которое возложен контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия, отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору для дальнейшего производства (ст. 427 УПК РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...