Особенности врачевания в странах Древнего Востока
Стр 1 из 4Следующая ⇒ РЕФЕРАТ «Врачевание в странах Древнего Востока»
Подготовила: аспирантка Закурдаева Марина Петровна Кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией
Научный руководитель: д.м.н., профессор Черных Александр Васильевич
Воронеж, 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. Особенности врачевания в странах Древнего Востока. 5 2. Врачевание в странах Древней Месопотамии. 8 3. Врачевание в Древнем Египте. 13 4. Врачевание в Древней Индии. 16 5. Врачевание в Древнем Китае. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человеческой культуры и цивилизации берет свои истоки из стран Древнего Востока [2; 5; 6; 7]. Исторические корни медицины Древнего Востока медицины уходят в далекое прошлое. Развитие врачевания в странах древнего мира имело схожие черты, но в то же время в каждом государстве были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона [10; 12]. Изучая историю стран Древнего Востока, можно отчетливо увидеть, как из магической медицины возникает медицина практическая. В Египте уже существовало хорошо разработанное целостное учение о кровообращении, сердечной деятельности и пульсе. Египетские врачи, строго специализировавшиеся в отдельных областях медицины, славились на всем Ближнем Востоке и в Средиземноморье [2]. Древнеиндийский сборник магических заклинаний «Аюрведа» содержит одновременно большое количество практических медицинских рецептов [1]. Индийские медики широко использовали лечебные свойства трав, знали о влиянии климата на здоровье, составляли специальные диеты при различных заболеваниях, в целом заботились о личной гигиене человека. Древнеиндийская хирургия славилась огромным количеством проводимых операций и использованием в них множества хирургических инструментов.
Китайская медицина известна подробным описанием анатомии и физиологии человека, а также методами лечения многих заболеваний. Врачевателями Древнего Китая была предложена методика диагностики по пульсу, которая до настоящего времени активно используется в китайской медицине. В Древнем Китае развивается иглоукалывание [11]. Весь современный мир пьет чай, который первоначально использовался китайскими медиками как лечебное средство. Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями. Земли этих государств находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем, в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился термин – «Древний Восток» [7; 10]. История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих особенности развития врачевания в этих цивилизациях.
Особенности врачевания в странах Древнего Востока
История зарождения, возникновения и развития медицинской мысли в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии, как и дальнейшая история культуры восточных народов, раскрывает значительную плодотворную роль Востока в истории медицины. В рабовладельческих государствах Древнего Востока народная медицина продолжала оставаться основой врачевания. В периоде разложения первобытно-общинного строя и превращения его в классовое рабовладельческое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, преимущественно женщинам, постепенно сосредоточивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов [6; 9].
В дальнейшем занятие медициной выделилось из числа остальных профессий того времени, появился врач-профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою медицинскую подготовку врачи-профессионалы получали в семье. Врачебные знания передавались из поколения в поколение и дополнялись. Глава семьи передавал врачебный опыт своим сыновьям и дочерям, обучал их лечебным приемам, сообщал им секреты приготовления лекарств. Из поколения в поколение этот материал накапливался, и становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим после возникновения письменности появились первые записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств [10]. В медицине рабовладельческого периода применяли лекарственные вещества в основном растительного происхождения, реже – животного происхождения (молоко, масло) и некоторые минеральные вещества (ртуть, мышьяк). В рабовладельческих государствах Древнего Востока продолжала совершенствоваться помощь беременной женщине, установились гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, вырабатывались приемы вмешательства при трудных родах, при неправильном положении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию. Медики рабовладельческого периода знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя, удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечение. Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента: опий, белена, конопля, настой из корней мандрагоры [4; 7]. В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины [7]. С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия.
Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги – покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных женщин [5]. Жрецы, являвшиеся часто наиболее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя указаниям богов, возвращать утраченное здоровье. Медицина в рабовладельческих государствах Востока долгое время находилась в руках служителей религиозных культов, жрецов и играла роль орудия для удержания народа в страхе и для достижения корыстных целей. Жрецы стремились сосредоточить в своих руках дело врачевания, так как это являлось одним из средств эксплуатации народа и приносило храмам и их служителям жрецам большие доходы. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождавшиеся магическими действиями, гаданиями, толкованием снов, различного рода «чудесами», «откровениями». Однако все более и более затемняя истинные причины болезней демонологическими представлениями, используя стремления больных людей получить исцеление, стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные лечебные приемы и целебные средства народной медицины. Борясь за сосредоточение в храмах врачевания и лечебной помощи, борясь и конкурируя с представителями народной эмпирической медицины, жрецы многое взяли из народной медицины, отбирали из нее лечебные средства, подмечали различия между ними. На известном этапе жрецы стали хранителями знаний о природе, ее наблюдателями и с появлением письменности записали народный опыт в области врачевания [3; 6].
Выдающимся достижением культуры рабовладельческого периода народов Древнего Востока было изобретение письма. Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают сведения о медицине народов этой эпохи. Медицина того времени поэтому чаще всего предстает перед нами в мистической оболочке. Для правильного понимания прошлого медицины рабовладельческого периода нужно уметь отделять объективные факты от элементов мистики. Одним из источников доходов храмов были приношения верующих. Драгоценности, статуи и другие предметы люди приносили в храмы, прося исцелить их от болезней и в память об умерших. Больные, надеясь получить исцеление, жертвовали изображение больного органа, глаза, уха, сердца, матки, конечности. Обычай приношения посвящений был особенно распространен в местах, известных древними культами, храмами, «чудотворными» статуями богов. Такие места массового поклонения широко использовались жрецами. Вблизи их обычно располагались храмовые мастерские, изготовлявшие предметы для посвящений, которые покупались паломниками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|