Врачевание в странах Древней Месопотамии
Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Геликарнаса (Herodotos, около 484 – 425 гг. до н.э.), который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н.э. Древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. С начала II тысячелетия до н.э., после возвышения города-государства Вавилон в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий (XX – XVI вв. до н.э. – старовавилонский период, XVI – XII вв. до н.э. – средневавилонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н.э. – нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование. В Верхней Месопотамии с XV по II в. до н.э. существовала другая великая держава Месопотамии – Ассирийское царство, уничтоженное в 614 – 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян. Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории [2; 3; 6]: 1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. 2. Связанные с религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа»). Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. 3. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Болезни у народов древней Месопотамии связывались не только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
В древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания [7]: 1. асуту – искусство врачевателей; 2. ашипуту – искусство заклинателей. Искусством врачевания занимались врачеватели – представители эмпирического направления – асу – знающий воду. Представители другого направления назывались ашипу – заклинающий. Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу – прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами. Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя, в то время как ашипу всегда мог сослаться на волю божества при неудачном исходе лечения. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции. Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима, который лечил больных в храме близ Ниппура. Он успешно излечивал лихорадки и воспаление органов дыхания, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях – его лечение было эмпирическим. При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества [3; 6]. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть.
Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта – в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например: «Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага, соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты». В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза). Самым обширным памятником права древней Месопотамии являются Законы Хаммурапи [3], шестого вавилонского царя первой династии. Они высечены на базальтовом столбе. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение. Однако в случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на отдельные отрасли – хирургию, лечение глазных болезней и другие. Анатомия была очень слабо развита; врачи при определении симптомов и при диагнозах выделяли лишь главные органы, например, сердце, печень, почки.
Однако необходимость постановки диагноза при помощи установления ряда симптомов была не только полностью осознана, но и вызвала первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Так, вавилонские жрецы считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано, если врач не узнает её существа». Медицинские тексты содержали описания симптомов различных болезней желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (насморк, выделение мокроты, кровотечение из носа), ревматизма (ломота в членах). Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, холод, озноб, холодный пот; образно описываются симптомы «удара», приведшего к параличу: «губы поражённого сведены, глаз закрывается, рот скован, и он не может говорить». Вавилонские врачи пытались лечить и другие болезни: болезни глаз, ушей, опухоли, накожные болезни (проказа), болезни сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские болезни, даже нервные, возможно душевные болезни, симптомом которых является «упадок духа вследствие несчастия». Иногда в лечебниках упоминаются обмороки, когда человек «падает без сознания» и «его глаза темнеют». Ярко описывается, особая болезнь «височной жилы», возможно связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, и с помутнением зрения. Важнейшие симптомы этой болезни заключаются в том, что «у человека схватывает висок, в ушах у него шум, его глаза мерцают, его затылок его снедает, его сердце возбуждено и в ногах у него слабость». В сохранившихся медицинских текстах можно обнаружить некоторую очень часто непоследовательную систематизацию. Так, например, описания болезней органов дыхания объединены одним заглавием или, вернее, вступительными словами: «Когда (дыхание) его рта затруднено». Так же объединены в особые разделы описания болезней печени и жёлчного пузыря, наконец, выделены в особый трактат болезни «большой жилы», похожие по своим описаниям на ревматизм или подагру.
Для лечения всех этих болезней применялись самые различные средства, среди которых на первом месте стояли разнообразнейшие, порой очень сложные лекарства. Помимо лекарств применялись притирания, компрессы, массаж и промывания. На широкое применение в медицине воды и масла указывает то, что слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Отчасти это также связано с широким применением в религиозно-магическом культе воды и масла. Передача медицинских знаний в древней Месопотамии осуществлялась в узком кругу посвященных. Ученики врача назывались асу агашгу. Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н.э. Гигиенические предписания существовали в Месопотамии издавна. Однако сточные системы в городах долгое время не сооружались. В Ассирии каналы для подачи воды начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 48 км – канал Синанхериба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|