Глава 1.Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Содержание
Введение Глава 1. Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка 1.1. Сущность и природа нравственности 1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников 2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе 2.4. Анализ и обсуждение результатов Заключение Литература
Введение
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[19,67].
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[2,65]. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности. Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности. Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе. 2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. 3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты. 4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности. Методы исследования: -изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; -наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование; -опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Глава 1.Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|