Анализ и обсуждение результатов
После целенаправленной проведенной работы по духовно – нравственному воспитанию провели такой же опрос второклассников. Объяснили все понятия 24 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было. Второклассники, в отличие от первоклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие». Счастье связывается школьниками второго года обучения с праздником, с радостью, везением: «это когда человек радуется и ему очень хорошо», «это когда день рождения и много подарков», «когда кому-то все время везет». Нередко по содержанию эта категория приближается к такой, как «умеренность»: «это когда человек думает, что ему всего хватает», «что у него есть, то ему больше и не надо». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда в деревне с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы достаточно высокой для данного возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день». Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное решение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство». Существуют ли различия в объяснениях первоклассников и второклассников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».
Зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной категории. В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками разница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку. Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чужую боль» и «это богатство». Любопытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мышлении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные понятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил ученому сделать вывод о том, что они «чаще определяют житейское, практическое значение данного термина: "Добро - это есть нажитое, например хорошие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"» [1, с. 70]. В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее толкование добра как богатства встретилось в ответах второклассников только в единственном случае. Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объяснении категорий «умеренность» и «милосердие». Динамика содержания этих представлений заключается в том, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возрастного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).
Счастье все реже связывается с подарками и праздниками и чаще - только с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «когда у человека все хорошо», «жизненная радость», «когда все удается». Милосердие большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет». Статистика ответов второклассников представлена в табл. 2. Таблица №2
Приступая к анализу категориальной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педагогической психологии о закономерностях формирования понятий у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов. Первый - в процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно – нравственного сознания. Второй - в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры. Третий - существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий. Четвертый - наличествует противоречие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспитанию и формированию граждан, уважающих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)
Заключение Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает: 1. Выработку понимания жизненной важности морали; 2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть); 3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития; 4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований; 5. Милосердие и любовь к людям. Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность. 2.Моральное принуждение как форма морального осуждения. Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список использованной литературы 1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71 2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80 3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с. 4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с. 5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68 6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с. 7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с. 8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с. 9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12 10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26. 11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6 12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c. 13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с. 14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с. 15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
16. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с. 17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с. 18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с. 19. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с. 20. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1983 – 384с. 21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с. 22. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.
Приложение№1 Фрагмент урока по математике Учитель: “Тема нашего урока – “Проверка сложения””. Кто из вас определит, какая у нашего урока цель? Ученики: - “Мы должны научиться проверять сложение”. Учитель: “А с помощью чего вы определили цель?” Ученики: “Нам помогло название темы урока”. Учитель: “Молодцы. Совершенно верно. Чтобы определить цель урока, нужно обратить внимание на его тему. (Объясняет, какие задания нужно выполнить на уроке). Что еще нам необходимо сделать на уроке?” Ученики: “Нужно определить порядок работы на уроке”. Учитель: “Правильно”. В конце урока при подведении итогов учитель задает обобщающие вопросы: “Ребята, чтобы выполнить задание, с чего мы должны начать работу?” Ученик 1: “С анализа задания”. Ученик 2: “Затем определить цель” Учитель: “Молодцы, Совершенно верно”. Фрагмент урока по математике Использование приема при написании математического диктанта. Учитель: “Сумму чисел 63 и 12 разделить на 3. Ребята, попробуем составить план наших действий. Для начала запишем выражение: (63+12):3 Кто попробует назвать первое действие? Ученик 1: “Найти сумму чисел”. Ученик 2: “Разделить результат на 3” Учитель: “Значит, из скольких действий состоит наше решение?” Ученики: “Из двух, сложения и деления”. Учитель: “Молодцы. Совершенно верно”. Фрагмент урока по математике Учитель предлагает решить задание: 26-16+3= 53-11-10= “Прочитайте и ответьте – это задача или нет?” Ученики: “Да, это задача, так как здесь есть известные и неизвестные данные”. Учитель: “Правильно. Какой можно сделать вывод, опираясь на это задание?” Ученики: “Примеры тоже задачи, в которых известные и неизвестные данные записаны цифрами”. Учитель: “Молодцы”. Фрагмент урока по математике Устный счет на уроке Учитель читает задачу: “Саша шел по лесу. Под одним из деревьев он увидел двух маленьких птенцов, которые лежали в траве. А на дереве, в гнезде пищали еще птенцы. Саша поднял птенцов, залез на дерево и положил птенцов в гнездо. Всего в гнезде стало 6 птенцов. Сколько птенцов было в гнезде до того, как Саша положил еще 2-х, и правильно ли Саша поступил?” “Отвечает Люба”. Девочка Люба не отвечает. Учитель: “Кто поможет Любе? Асель”. Асель: “В гнезде было 4 птенца”. Учитель: “А как ты то узнала?” Асель: “Я из 6-ти отняла 2, и получилось 4”. Учитель: “ А кто скажет, правильно ли поступил Саша? И почему?” Серик: “Мальчик поступил правильно. Он спас двух птенцов, так как на земле им грозила опасность. Этот мальчик добрый”. Учитель: “Молодец. Спасибо”.
Фрагмент урока по математике Задача: З “А” класс для украшения школы в праздник Наурыз должен был сдать 75 рисунков. В классе 25 учеников. Учитель попросила всех нарисовать по 3 рисунка. На следующий день, когда собирали рисунки, оказалось, что Витя и Люба не нарисовали. Сколько рисунков собрал учитель. Учитель – давайте составим план наших действий. Алмат – сначала найдем сумму рисунков, которые мы не нарисовали. Сергей – затем из общей суммы вычтем сумму недостающих рисунков. Учитель – Совершенно верно. Айгуль идет решать на доске. И какой же ответ? Айгуль (на доске) – 1)3+3=6; 2)75-6=69 (рис.); Собрала 69 рисунков. Учитель – Правильно. Витя, ты почему не пишешь? Витя – нет ручки. Учитель – Ребята, а скажите, можно ли так поступать, как поступили Витя и Люба? Ученики – нет. Они подвели учителя. Ребята, кто поможет Вите и даст ему ручку? Дал Алексей. Витя – спасибо. Учитель – а за что спасибо? За ручку? Значит как к тебе поступил Алеша, по-товарищески или нет? Учитель – как вы думаете, ответственные дети Люба и Витя или нет? Ученики – нет, не ответственные. Учитель – а как вы думаете, правильно ли это? Ученики – это неправильно. Надо быть ответственными. Фрагмент урока по русскому языку. Учитель предлагает выполнить упражнение, в котором содержатся следующие задания: “Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите слово по составу”. Учитель – обратите внимание на записанную памятку выполнения упражнения. (На стене висит памятка выполнения упражнения.) Памятка 1: 1.Прочитайте задачу. Выдели известное и неизвестное 2.Подумай, чему будешь учиться, выполняя это задание. 3.Вспомни правила, которые помогут тебе решить задание. 4.Составь план решения. 5.Реши задачу. 6.ПРоверь решение. 7.Определи, чему учатся, выполняя это задание. Учитель – как вы думаете, подойдет ли такая памятка для выполнения нашего упражнения. Ученики – подойдет. Учитель – значит, что вы должны сделать в первую очередь? Ученики – выделить известное и неизвестное. Известное – текст, неизвестное – вставить пропущенные буквы, разобрать слова по составу. Учитель – Молодцы. Я вижу, вы понимаете, что нужно делать. Сейчас каждый делает в тетради, затем все вместе разберем. Фрагмент урока по русскому языку. На доске слева: Перелетный, летчик, перелетел. Учитель – спишите слова и разберите по составу. Учитель – Корень, приставка, суффикс и окончание тоже являются признаками слов. Найдите общие и различные признаки. Это значит, что я перед вами поставил... Ученики – Цель. Учитель – Совершенно верно. Выполняйте, потом проверим. Перелетный пере – ; лет – ; н – ; ый – . Летчик лет чик Перелетел пере лет ел Учитель – Что общего у этих слов? Чем они похожи? Учащиеся – общие у этих слов корни и у перелетный и перелетел общие приставки. Учитель – а что у них разного? Учащиеся – Различные суффиксы и окончания. Учитель – а теперь поставим себе оценку только объективную. Фрагмент урока по русскому языку. Учитель – как мы сравниваем части речи? Ученики – нужно найти признаки частей речи; найти общие признаки; найти различные признаки. Учитель – Хорошо. На доске записано предложение: “Светило ласковое солнце”. Задание – найти части речи в этом предложении и сравнить их. Как будем сравнивать? Антон! Антон – сначала найду грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, и их различные признаки. Каждому ученику раздается карточка.
Учитель – а теперь, скажите, чем похожи и чем отличаются данные слова? Ученики – Похожи тем, что у них один род. Отличаются тем, что различные части речи и отвечают на разные вопросы, а также обозначают разное. Учитель – подведите итог: Чтобы сравнить данные части речи, нужно… Ученики – определить часть речи, ее признаки, общие признаки и различные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|