Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика аналитических и синтетических счетов.

Подразделение расходов по экономическим элементам необходимо в бухгалтерском учете для установления сметных (плановых) и фактических расходов по обычным видам деятельности по организации в целом, без определения их целевого назначения, т.е. на что они произведены: на изготовление и продажу продукции, на обслуживание производства и управление и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма расходов по экономическим элементам определяет объем расходов, произведенных организацией за отчетный период на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Но при управлении организацией всегда нужно знать и размер издержек, определяющих себестоимость выпущенных из производства готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг.

Поэтому Минфином России при утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению принято решение ввести двухуровневую систему учета расходов.

Согласно пояснениям к разд. III Инструкции по применению Плана счетов счета 20—29 предназначены для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также используются при исчислении себестоимости отдельных видов продукции (товаров, работ, услуг). Счета 30—39 предназначены для учета расходов в разрезе экономических элементов. В отличие от первых 10 счетов разд. III Плана счетов указания по применению вторых 10 счетов в Инструкции отсутствуют, предусмотрено лишь то, что состав и методика использования счетов 30—39 организацией устанавливаются самостоятельно исходя из особенностей деятельности, структуры, системы управления.

Получить же информацию о расходах по обычным видам деятельности по экономическим элементам при традиционном построении бухгалтерского учета практически невозможно.

Для этой цели можно предложить следующие синтетические счета для учета расходов по обычным видам деятельности по экономическим элементам:

• счет 30 «Материальные расходы»;

• счет 31 «Расходы на оплату труда»;

• счет 32 «Отчисления на социальные нужды»;

• счет 33 «Амортизация внеоборотных активов»;

• счет 34 «Прочие расходы».

Приведем авторские пояснения к перечисленным счетам бухгалтерского учета.

Счет 30 «Материальные расходы»

Счет 30 «Материальные расходы» предназначен для обобщения информации об израсходованных покупных производственных запасах (сырье, основных и вспомогательных материалах, запасных частях, инвентаре и хозяйственных принадлежностях, таре, комплектующих изделий, полуфабрикатов, всех видов топлива и энергии), а также услугах сторонних организаций, связанных с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) перечисленных выше материально-производственных запасов.

Расходы по доставке запасов собственными силами (транспортом и персоналом организации) включаются в соответствующие элементы расходов (расходов топлива и энергии, расходов на оплату труда, амортизационных отчислений и др.). Приведем схему записей по счету «Материальные расходы».

Приобретение материально-производственных запасов. Первый вариант:

Д-т 10 «Материалы» — фактическая стоимость приобретения производственных запасов (покупная стоимость по договорам, оплата услуг, таможенные пошлины, не возмещенные налоги, затраты по доставке и др.)

К-т 02 «Амортизация основных средств» — амортизация транспортных средств К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — суммы невозмещенного НДС К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» — таможенные пошлины К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Второй вариант:

1. Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — фактическая стоимость приобретения производственных запасов

К-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

2. Д-т 10 «Материалы» — нормативно-плановая стоимость (учетная цена) приобретенных производственных запасов

Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — на разницу между фактической и нормативно-плановой стоимостью

К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — фактическая стоимость приобретенных запасов.

Формирование элемента «Материальные расходы» (расходы по приобретению производственных запасов от сторонних организаций были перечислены выше).

Д-т 30 «Материальные расходы» — на покупную стоимость со всеми составляющими, кроме расходов по доставке собственными силами

Д-т 31 «Расходы на оплату труда»

Д-т 32 «Отчисления на социальные нужды»

Д-т 33 «Амортизация внеоборотных активов»

Д-т 34 «Прочие расходы»

К-т 10 «Материалы» — на нормативно-плановую стоимость (учетную цену) израсходованных (потребленных) материально-производственных запасов на предпринимательскую деятельность организации.

Использование (расходование, списание и т.д.) материально-производственных запасов на нужды организации:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»

Д-т 28 «Брак в производстве»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Д-т 44 «Расходы на продажу»

Д-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Д-т 86 «Целевое финансирование»

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 30 «Материальные расходы».

Счет 31 «Расходы на оплату труда»

На счете 31 «Расходы на оплату труда» следует отражать информацию о:

· начисленной персоналу организации оплате труда (по всем видам оплаты труда, стимулирующим начислениям и надбавкам, компенсационным начислениям, связанным с режимом работы или условиям труда, премиям и т.п.);

· начисленных расходах, связанных с содержанием работников организации, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами), коллективными договорами и действующим законодательством;

· расходах на все виды оплаты несписочного состава работников, включаемых в фонд оплаты труда хозяйствующего субъекта;

· другие произведенные расходы, относящиеся по своему экономическому содержанию к оплате труда.

Расходы на оплату труда могут быть произведены в любой форме –в виде денежных средств, натуральной формы (продукцией, товарами, финансовыми инструментами и т.п.).

Схему записей по счету 31 «Расходы на оплату труда» проиллюстрируем в следующем виде:

· Д-т 31 «Расходы на оплату труда»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — затраты, включаемые в элемент «Расходы по оплате труда», так как по кредиту счета 70 отражают также суммы образованного резерва на оплату предстоящих отпусков и резерва возна­граждений за выслугу лет, пособия по социальному страхо­ванию, доходы по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

· Д-т 07 «Оборудование к установке»

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Д-т 10 «Материалы»

Д-т 11 «Животные на выращивании и откорме»

Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»

Д-т 28 «Брак в производстве»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Д-т 41 «Товары»

Д-т 44 «Расходы на продажу»

Д-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Д-т 86 «Целевое финансирование»

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

Д-т 99 «Прибыль и убытки»

К-т 31 «расходы на оплату труда»

Счет 32 «Отчисления на социальные нужды»

Счет 32 «Отчисления на социальные нужды» предназначен для обобщения информации о расчетах с внебюджетными фондами по налогам и платежам, уплачиваемым из заработной платы хозяйствующим субъектом в соответствии с установленным законодательством порядком.

В отличие от других видов расходов налоги и платежи уже в первоначальном виде являются одноэлементным видом расходов. Основой для признания этих расходов является начисление сумм платежей в установленные законодательством сроки, независимо от дня их перечисления.

Схему записей по счету 32 «Отчисления на социальные нужды» проиллюстрируем в следующем виде:

•   Д-т 32 «Отчисления на социальные нужды»

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

•   Д-т 07 «Оборудование к установке»

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Д-т 10 «Материалы»

Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»

Д-т 28 «Брак в производстве»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Д-т 41 «Товары»

Д-т 44 «Расходы на продажу»

Д-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 32 «Отчисления на социальные нужды».

Счет 33 «Амортизация внеоборотных активов»

Счет 33 «Амортизация внеоборотных активов» предназначен для обобщения информации о начисленной амортизации, накопленной за время эксплуатации амортизируемого имущества — объектов ос­новных средств и объектов нематериальных активов вне зависимо­сти от того, находятся ли эти объекты в эксплуатации по обычным видам деятельности организации, инвестиционной деятельности и (или) сданы в аренду (текущую или лизинг при условии нахожде­ния объектов на балансе лизингодателя). Иными словами, на этом счете отражают данные обо всей начисленной за отчетный период амортизации по внеоборотным активам.

В отличие от других видов расходов, амортизационные отчисле­ния уже в первоначальном виде являются одноэлементным видом расходов. Основной целью постановки бухгалтерского учета являет­ся отнесение сумм начисленной амортизации по местам эксплуата­ции объектов внеоборотных активов.

Схему записей по счету 33 «Амортизация внеоборотных акти­вов» проиллюстрируем в следующем виде:

•   Д-т 33 «Амортизация внеоборотных активов»

К-т 01 «Основные средства» — на суммы списанных объек­тов основных средств стоимостью менее 10 000 руб. за единицу, при передаче их в эксплуатацию

 К-т 02 «Амортизация основных средств»

 К-т 05 «Амортизация нематериальных активов»

•   Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
 Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Д-т 44 «Расходы на продажу»

Д-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Д-т 86 «Целевое финансирование»

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 33 «Амортизация внеоборотных активов».

Счет 34 «Прочие расходы»

Счет 34 «Прочие расходы» предназначен для обобщения информации о расходах в целом по хозяйствующему субъекту, не нашедших отражения на предыдущих счетах.

На этом счете отражаются, в частности: расходы на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и другие расходы, отнесенные в расходы по обычным видам деятельности, но не включенные в ранее перечисленные элементы расходов.

Схему записей по счету 34 «Прочие расходы» проиллюстрируем в следующем виде:

• Д-т 34 «Прочие расходы»  К-т 50 «Касса»

К-т 51 «Расчетные счета»

К-т 52 «Валютные счета»

К-т 55 «Специальные счета в банках»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

К-т 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

•   Д-т 10 «Материалы»

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы».

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Д-т 44 «Расходы на продажу»

К-т 34 «Прочие расходы».

 

Оценка объекта учета.

Калькулирование — это исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. В процессе калькулирования исчисляют себестоимость:

•   всего выпуска продукции, выполненных работ и оказанных услуг;

· отдельных видов продукции, работ, услуг, основного и вспомогательного производств, а также обслуживающих производств и хозяйств; полуфабрикатов, используемых для последующей переработки или продажи;

• продукции, работ, услуг отдельных подразделений;

• незавершенного производства.

Указанные показатели себестоимости используются для составления отчета о прибылях и убытках, управления себестоимостью продукции, определения цен на продукцию (работы, услуги), а также результатов деятельности организации и ее отдельных подразделений и т.п.

Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для опре­деления цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. При стабильных ценах на используемые ресурсы текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года — ниже.

Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.

Объекты калькулирования себестоимости продукции и калькуляционные единицы

Объекты калькулирования — отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, незавершенное производство, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькулирования. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.

Для каждого объекта калькулирования необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют:

• натуральные единицы (тонны, метры, штуки и т.п.);

• условно-натуральные единицы, исчисляемые с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов, спирт 100% крепости и др.);

• стоимостные единицы (затраты на рубль проданной продукции, на 1000 руб. стоимости запасных частей и т.п.);

• трудовые единицы (один нормочас, одна нормосмена).

Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей —1т или 1 ц.

Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.

 

Порядок инвентаризации

 

Изделия, не прошедшие всех стадий (фаз, переделов) технологической обработки; неукомплектованные или полностью прошедшие обработку, но еще не принятые ОТК, относятся к незавершенному производству.

К незавершенному производству не относят: не подлежащий исправлению брак; материалы, обработка которых еще не начата.

Величина незавершенного производства зависит от специфики и технологических особенностей, характерных для организации.

Для определения фактического объема незавершенного производства на конец отчетного периода, а также в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением товарно-материальных ценностей проводится инвентаризация.

Она имеет свои особенности. Проводится комиссией, назначенной руководителем, в состав которой, как правило, включают бухгалтера; начальника цеха (мастера); технолога. Все предметы труда, находящиеся в цехе на момент инвентаризации, записывают в опись в натуральном выражении по стадиям технологической обработки и степени готовности (при этом они пересчитываются, взвешиваются, перемериваются и т.п.). В процессе инвентаризации цехов с большой номенклатурой предметов труда используются специальные ярлыки, заготавливаемые заранее на каждый вид материальных ценностей. При инвентаризации в них вписывают только количество, что позволяет сберечь время. Описи оформляют и сдают в обычном порядке. Фактическое наличие сопоставляют с данными оперативного учета и выявляют результат инвентаризации. С этой целью остатки незавершенного производства, выявленные при инвентаризации, оценивают исходя из фактической себестоимости. Способы оценки зависят от специфики производства и используемого метода учета затрат.

В цехах с крупносерийным и массовым производством оценка деталей и полуфабрикатов в незавершенном производстве допускается по нормативной (или плановой) себестоимости, так как подсчитать фактическую себестоимость практически невозможно.

В мелкосерийных производствах при позаказном методе учета затрат себестоимость незавершенного производства определяется по каждому незаконченному заказу.

В материалоемких производствах с коротким технологическим циклом и незначительными остатками незавершенного производства его себестоимость оценивают как сумму фактической себестоимости используемого в производстве сырья (материалов) и зарплаты производственных рабочих в размере 50% ставки за единицу соответствующего полуфабриката.

При бесполуфабрикатном варианте попередельного метода учета затрат находящиеся в обработке детали оцениваются по нормативным затратам каждого цеха-изготовителя. Общая величина незавершенного производства определяется как сумма затрат всех цехов.

При полуфабрикатом варианте попередельного метода незавершенное производство оценивается по затратам данного цеха и других цехов, отраженным в учете по статье «Полуфабрикаты собственного производства» по формуле

Снзп = ПЗ + ТЗР - М° + РСЭМОнпз     (10.14)

где Снзп — себестоимость незавершенного производства; ПЗ — прямые затраты;

ТЗР — транспортно-заготовительные расходы;

М° — отходы производства;

РСЭМОНПЗ — доля расходов на содержание и эксплуатацию машин и обору­дования.

При нормативном методе учета затрат величина незавершенно­го производства оценивается отдельно по нормам и отклонениям от норм.

По результатам инвентаризации в учете делаются следующие про­водки (табл. 1).

Учет результатов инвентаризации незавершенного производства

Таблица 1

 

№ п/п Содержание операции

Корреспонди­рующие счета

Сумма, руб.

         дебет кредит  частная  общая
1 Отражена недостача незавершенного производства, выявленная при инвентаризации 94 20; 23

 40 000

2 После рассмотрения результатов инвентаризации, по решению руководителя:    

 

2.1 Сумма недостачи отнесена на виновное лицо 73 94

15 000

2.2 Сумма недостачи в пределах норм отнесена на издержки производства 25 94

5 000

*?.з Сумма недостачи отнесена на убытки 91 94

20 000 40 000

3 Зачтена пересортица незавершенного производства 20; 23. 20; 23

 3 000

4 Оприходованы излишки незавершен--ного производства, выявленные при инвентаризации 20; 23 91

 10 000

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...