Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение этнографических факторов в избирательной кампании




 

В поисках ответов на вопросы: "Что движет человеком при его политическом выборе?", "Каковы причины его поведения?", "Каковы его мотивы?" мы неизменно обращаемся к анализу структуры сознания избирателя. Бесспорно, оно имеет множество уровней, слоев или пластов, причем подобное структурирование делает некорректным даже само употребление слова "сознание" в качестве объединяющей их совокупности, так как многие из духовных процессов происходят на подсознательном или полностью бессознательном уровнях. Несмотря на обилие всевозможных схем и структурализаций духовного феномена, можно выделить те его аспекты, которые имеют наибольшее отношение к политике и, следовательно, будут прежде всего интересовать нас. При этом необязательно все политические установки и чувства значимы для политического поведения, многие из них могут быть слишком эфемерными и не влиять на него. И, напротив, многие неполитические верования, такие как, например, ориентация на время и возможность прогресса, могут иметь огромную важность для политической сферы.

Исходя из этого, в самом общем виде структура политического сегмента духовной сферы выглядит приблизительно следующим образом. Наиболее поверхностный и подвижный ее слой - мнения и субъективные оценки текущих событий, специфические политические ориентации, такие как идентификация с определенной партией.

Глубже лежит слой социальнополитических ценностей, более общих отношений и представлений о политике в целом. Это так называемые общекультурные ценности, сердцевина которых лежит в основе национального характера.

При этом большая часть общекультурных и многих из политико-культурных ориентации являются как бы имплицитными и бессознательными. Они представляются как нечто само собой разумеющееся, и всякий человек, разделяющий их, уверен, что и все окружающие обладают точно такими же ориентациями.

Помимо отношения или влияния на политическую сферу, три указанных уровня сознания характеризуют и национально-территориальную специфику духовного феномена.

Подобно национальному характеру, политическая культура также характеризует особенности ориентации на политику в том или ином обществе и включает в себя именно те ориентации, которые делают это общество, людей этой нации или территории отличными от других. Именно политическая культура объясняет, почему, например, сходные социально-политические институты производят разное действие в различных странах, почему те или иные из них приемлемы для одних государств и неприемлемы для других, почему попытки, скажем, демократических преобразований терпят неудачу в отдельных обществах. Наконец, благодаря влиянию двух более глубинных слоев сознания, и повседневные мнения, и оценки текущих политических событий в различных обществах, очевидно, сильно различаются. Поэтому все три слоя сознания характерны и составляют структуру и такого духовного феномена, как территориально-этническая ментальность. Территориально-этнический менталитет так или иначе включает в себя национальный характер, политическую культуру данного общества и текущие мнения людей, населяющих данную территорию. Рассмотрим теперь подробнее каждую из составляющих территориально-этнической ментальное.

Национальный характер. Понятию "национальный характер" в социологической, исторической, психологической литературе дается множество определений. Большинство из них группируется вокруг понятий "модальной личности" - относительной частоты проявления определенного типа личности среди взрослых членов какой-либо нации, и "основной структуры личности" - определенного образа личности, доминирующего в культуре данной нации. Более простым и удобным будет определение национального характера как некоей системы позиций, ценностей и убеждений, разделяемых значительной частью (большинством) данной нации.

При этом национальный характер составляет наиболее глубинные, базовые или фундаментальные социально-психологические феномены, массовые рудиментарные представления и психологические черты, характеризующие отношение человека к окружающему миру, внешней реальности, природе, другим людям, семье, жизни, счастью и т.д. В основе национального характера лежат, таким образом, некие мировоззренческие архетипы, определяющие мироощущение человека, его восприятие окружающей действительности и себя в этой действительности.

Национальный характер складывается на самой ранней стадии формирования современных наций, поэтому он является той частью сознания, которая в наименьшей степени подвержена изменениям или изменяется медленнее всего. Социальная дифференциация также появляется позже, поэтому в национальном характере она выражена слабо. Национальный характер, если и отражает социальную дифференциацию, то не современную, а более ранних этапов развития. Факторами, влияющими на образование национального характера, являются географические, климатические, религиозные, культурно-исторические и многие другие. Например, на формирование русского национального характера, безусловно, повлияли огромные географические пространства России, резко континентальный климат, православная религия и культурно-историческое положение Российского государства как своеобразного преемника Византийской империи. Национальный характер белорусов, в свою очередь, сложился под влиянием географического положения Белоруссии на перекрестке европейских дорог, того, что она ранее никогда не была самостоятельным государством,, а, напротив, постоянным объектом завоеваний со стороны более могущественных соседей. Другим фактором явилось конфессиональное разнообразие и мирное сосуществование различных религий на ее территории.

Национальный характер формируется на протяжении многих столетий и представляет наиболее глубинные пласты сознания (и бессознательного) человека. Однако существует связь между основными чертами мировосприятия и политическим поведением людей, причем она весьма многогранна. В первую очередь, определенные черты национального характера прямо и непосредственно влияют на политическое поведение, характер политического участия. Например, глубокий пессимизм и разочарованность мексиканцев, их скептицизм и цинизм ведут и к политическому цинизму, скептицизму относительно участия, а недоверие к людям и нерасположенность к коллективному труду обусловливают почтительную боязнь критики режима, предпочтение словам "влиять на правительство" слов "вместе работать".

Еще более отчетливо связь между национальным характером и политическим поведением прослеживается на примере ментальности белорусов. Черты, которыми не только обладают, но и гордятся белорусы, - спокойствие, вежливость народа, эмоциональная уравновешенность. Им не свойственны в такой степени, как русским, резкая смена настроений, быстрый переход от восторженности к отчаянию и наоборот и т.д. Это ведет к более трезвому, взвешенному, разумному отношению к окружающему. Белорусы - хорошие хозяева, они более бережливыми больше заботятся о детях, чем русские. В целом, белорусы более основательны, для них характерен ответственный подход к жизни. Отсюда законопослушание белорусов (например, они скрупулезно выполняют все правила дорожного движения, боясь даже хоть на йоту нарушить букву закона), их бесконфликтность. Таким образом, чувства и эмоции не определяют однозначно их поведение и, прежде всего, политическое и электоральное поведение.

С другой стороны, белорусы самые терпеливые и невоинственные, для них характерны политическая пассивность, определенная забитость и даже "затюканность" в политическом плане. Сильная инертность и консерватизм мышления ведут к тому, что белорусов "нельзя быстро раскачать", они согласны, что "народ еще не проснулся", "сидим, как кролики в норе". В то же время большинство занимает идеальную позицию "исполнителя", послушания властям. Для белорусов характерны невмешательство в политику, но упорный повседневный труд в собственной сфере деятельности - "свой участок важнее всего". Эти черты предопределяют малую поддержку белорусами прямых политических акций, собраний, шествий, митингов, наблюдается отсутствие давления на власть снизу, поэтому наверху можно творить беспредел. Другая причина этого - опять-таки белорусский рационализм. Как вчерашние крестьяне белорусы привыкли из каждого действия извлекать немедленную и реальную выгоду. Поэтому их неучастие в прямых активных политических действиях (демонстрации, шествия) объясняется даже не столько пассивностью и аполитичностью, сколько нежеланием участвовать в акциях, которые, по их мнению, бесполезны и не принесут в ближайшем будущем конкретного эффекта.

Наконец, белорусы менее определенны и категоричны, чем русские. Они более дипломатичны, стараются мыслить относительными, а не абсолютными категориями, не говорить сразу "да" или "нет", отвечать вопросом на вопрос. Белорусы более обтекаемы, взвешивают, прежде чем принять решение, все "за" и "против" (отсюда и поговорка - "хитрый белорус"). Вероятно, именно из этой черты национального характера проистекает меньшая предсказуемость самих белорусов, их "скрытность". У русских меньше разницы между словом и делом, белорусы же зачастую склонны говорить одно, а действовать совершенно по-другому. Поэтому весьма сложно на основе, например, социологических опросов с точностью предсказать электоральный выбор белорусов.

Наряду с прямым влиянием определенных черт национального характера на политическое поведение людей, гораздо большая часть воздействия происходит опосредованно, что особенно хорошо приходится знать в кампании. До сих пор мы говорили лишь о политическом участии в целом, что же касается характера участия, мотивов электорального выбора, конкретных требований, выдвигаемых к системе, то на них огромное влияние оказывают политические ориентации, имеющиеся у людей. Национальный характер, таким образом, определяет ориентации по отношению к политике, а уже затем через них воздействует на политическое поведение. То есть глубинные пласты сознания "выходят на поверхность" и воплощаются в реальных действиях через более поверхностные, вышележащие уровни политической культуры и повседневных мнений.

Политическая культура представляет собой совокупность ориентации на политическое действие. Для более четкого понимания этого термина попытаемся прояснить, что мы понимаем под культурой в целом или общей культурой. Приблизительно к 50-м годам XX века большинство исследователей в области гуманитарных наук пришли к более или менее единому пониманию феномена культуры. В соответствии с ним, культура носит абстрактный характер и не является видимым актом или продуктом. Она представляет собой способ мышления и чувства, лежащие в основе действий или материальных предметов. Такой вещи, как "материальная культура" не существует, все относительно конкретные материальные предметы и наблюдаемые действия служат лишь внешним выражением культурных идей. Таким образом, культура относится целиком к духовной сфере жизни человека и представляет собой мир ценностей, то есть положительных или отрицательных оценок, определяющих наше отношение к окружающему миру.

Другим важным выводом стало признание образцового характера культуры. Образец - это конфигурация, форма или способ. Следовательно, выявление образцовой природы культуры подчеркивает фиксацию в ней определенных способов и путей мышления и жизнедеятельности. Далее, культура определяется как "план жизни", "способ ориентации", "способ поведения" или "образец поведения". Тем самым культура определяет, регулирует, предписывает, воздействует и влияет на человеческое поведение. Наконец, именно с помощью культуры осуществляется связь времен, преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Культура, будучи комплексом ценностей и образцов поведения, а также знаний и представлений о мире, является духовным достоянием человечества (или отдельной нации), передаваемым из поколения в поколение в процессе воспитания. Сам человек, таким образом, предстает продуктом культуры.

Итак, культуру следует понимать как продукт, историческое образование, включающее идеи, образы и ценности. Она избирательна, научаема, основана на символах и является абстракцией из поведения и продуктов поведения. Иными словами, культура - это поведенчески значимая, образцовая система ценностей, состоящая из поддерживающих установок членов определенного общества по отношению к базовым представлениям, нормативным правилам, материальным предметам и символам этого общества. Концепция политической культуры явилась научной абстракцией из этого понимания культуры в целом, сама же политическая культура является органической частью культуры общей.

Среди многочисленных определений, даваемых политической культуре и подчеркивающих различные стороны этого феномена, наиболее простым и функциональным нам представляется следующее. Политическая культура - это совокупность ориентации членов какого-либо общества по отношению к политике в целом, политической системе, а также по отношению к своей роли в этой системе. Иными словами, это верования и представления, которые воздействуют на поведение людей в рамках существующих политических институтов, историческая система широко распространенных фундаментальных, поведенческих, политических ценностей, разделяемых ныне членами общества.

Ориентации, составляющие политическую культуру, делятся на три основные группы:

Познавательные или когнитивные ориентации - точные или ошибочные сведения о политических объектах и учреждениях;

Эмоциональные ориентации - чувства привязанности и преданности по отношению к политическим объектам;

Оценочные ориентации-суждения и мнения относительно политических объектов, но, повторимся, только глобальных - политической системы в целом, ее отдельных элементов (института президентства, той или иной ветви власти, политических партий в цепом). Последние не следует путать с оценками текущих событий политической жизни, той или иной партии и т.д.

Политическая культура показывает, что политика является частью культуры постольку, поскольку в ней проявляются определенные ценности и устойчивые образцы поведения.

Политика отражает не только актуальное соотношение сил, но и накопленные в ходе исторического развития и передаваемые в рамках культуры представления, верования, убеждения, ценности и образцы поведения. Ориентации граждан на политическую систему ясно определяют характер их требований к ней, способ выражения этих требований, ответы властвующих элит и резервы народной поддержки тому или иному режиму - в общем, ориентации во многом обусловливают функционирование политической системы. Взгляд на политику через призму культуры помогает понять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является ценностью. Поэтому значение политических ориентации для политического, и в том числе электорального, поведения столь велико, без выявления политической культуры анализ политики был бы чрезвычайно схематичным и неполным.

В отличие от национального характера, политическая культура складывается на протяжении нескольких десятилетий, а под влиянием каких-либо исторических катаклизмов, социально-экономических потрясений или резкой смены политического режима даже еще быстрее. Соответственно она более гибка и изменчива, более податлива разнообразным влияниям. В политической культуре, гораздо более нежели в национальном характере, проявляется социально-классовая и региональная дифференциация, поэтому зачастую корректное исследование требует, наряду с рассмотрением национальной политической культуры, анализа различных субкультур населения, проживающего на данной территории.

Политическая культура, как и национальный характер, формируется под воздействием многочисленных и самых разнообразных факторов.

Во-первых, как уже говорилось, определенное влияние на политические ориентации оказывает более глубинный пласт сознания, некие мировоззренческие основы или национальный характер.

Вторая группа факторов, способствующих возникновению той или иной политической культуры, - исторический опыт. Политическая культура является продуктом и коллективной историей системы, и индивидуальных историй жизни ее членов, так как коренится и в общественных событиях, и в личном опыте. Особое влияние на нее оказывают глобальные исторические события, как предшествующие, так и те, свидетелем которых становится индивид в течение всей жизни. К ним относятся, прежде всего, общественные перевороты, социальные и политические революции, вследствие которых устойчивые системы политических традиций, установок, ориентации приходят в движение, трансформируются, распадаются или заменяются новыми.

На политическую культуру влияют также войны, экономические депрессии и другие кризисы, а также характер внешних отношений страны - степень ее безопасности от угрозы нашествий, опыт общения с другими народами.

Наконец, в политической культуре отражается острота текущей социально-политической конфронтации и зафиксированные в массовом сознании типичные формы ее разрешения. Если эти формы острые, то они фиксируются в политической культуре как наиболее "законные" способы разрешения общественных конфликтов. Если же в решении политических споров преобладал компромисс, то и политическая культура приобретает компромиссный характер. В России конфронтация очень острая, и до сих пор сильны кровавые "революционные" традиции, поэтому возможно оправдание со стороны некоторых слоев населения насильственных способов борьбы с правительством. Национальная политическая культура может способствовать в одних случаях обострению, а в других - смягчению текущих событий.

Третья группа факторов, формирующих политическую культуру - социальноэкономические. Политические ориентации сильно варьируются в соответствии с социально-экономическими характеристиками населения. Существует несколько каналов влияния социальных факторов на политические воззрения.

Во-первых, политический статус индивида часто определяется его социальным статусом, люди с разным положением в обществе придерживаются и разных взглядов на политическую жизнь.

Во-вторых, социальный статус связан с уровнем образования, люди с высшим образованием (важно также техническим или гуманитарным), как правило, более уверены в своих политических способностях и мудрости, лучше информированы об общественных событиях, более заинтересованы в участии в политике, что ведет, естественно, к иным ориентациям.

В-третьих, различные социальные характеристики предполагают и разные представления о надлежащих действиях правительства в экономической, политической, социальной сфере и т.д.

И, наконец, четвертая группа факторов влияния на политическую культуру связана с самой существенной политической системой, характером политического режима. Активное политическое участие граждан невозможно в авторитарных режимах, это порождает неуверенность в своих силах в политике, низкую самооценку людей как субъектов политического действия (низкий уровень внешней политической эффективности в отличие от внутренней, связанной лишь с местными психологическими мотивами).

Политические ориентации неизменно содержат в себе более или менее четко выраженную поведенческую направленность, то есть готовность практически действовать в направлении зафиксированного отношения к действию. Через эту тенденцию ориентации и преобразуются в действия. Хотя данный процесс носит крайне сложный характер, в самом общем виде можно сказать, что политическая культура, подобно национальному характеру, влияет на политическое поведение двояко: непосредственно и путем формирования политических мнений.

При этом роль политико-культурных факторов неодинакова в различных формах поведения. Так, особенно велика роль ориентации при социально-осмысленном (целерациональном по веберовской терминологии) поведении. Ценностно-обусловленное (ценностно-рациональное) поведение не требует от индивида полного сознания собственных интересов, в высшей степени адекватной оценки ситуации, но также основано на самых общих политических ориентациях, обусловленных устойчивой системой ценностей. Менее важна роль ориентации в традиционно-мотивированном (традиционном) поведении, но и там есть набор уже готовых установок. Наконец, и в аффектированном поведении присутствуют ориентации. Правда, хотя здесь они могут быть выражены ярче всего, но действие зачастую не только не определяется ими, но и происходит вопреки им.

Способы прямого перехода политических ориентации в действие следующие.

Политическая культура как бы осуществляет отбор и создает политические желания и стимулы. Она выступает своеобразным "решетом" в системной модели. Нормы и ценности людей ограничивают число желаний, которые индивиды превращают в требования, а следовательно, определяют тип и число требований к системе. Господствующие в определенной степени иждивенческие настроения предопределяют желание видеть у руководства того, кто больше даст народу. С другой стороны, широко распространено несколько мифологизированное отношение к власти и властным структурам. Если ты сидишь наверху, значит можешь и обязан сделать все для народа. Это порождает негативное отношение к политикам, уже находившимся у власти По убеждениям людей, они имели всю полноту власти и должны были сделать все для них (чего нет на самом деле).

Кроме прямого влияния на поведение, политическая культура воздействует на него посредством формирования мнений. Это происходит следующим образом.

Во-первых, культура осуществляет отбор политической информации, как бы "просеивает" ее. Политическая культура устанавливает психологические препятствия информации, не соответствующей культурным ценностям и, наоборот, увеличивает восприимчивость к информации, более соответствующей им.

Во-вторых, культура определяет общий контекст развития и выражения мнений, устанавливает границы, в которых индивид может выразить свои политические взгляды, хотя никогда не предопределяет всех возможных мнений.

Итак, мы перешли к рассмотрению третьего, наиболее поверхностного уровня территориально-этнического менталитета - политических мнений и оценок текущих событий. Анализировать этот пласт сознания столь подробно, как национальный характер или политическую культуру, не представляется необходимым, поскольку мнения наиболее близко соприкасаются с политическим поведением и зачастую полностью предопределяют, например, электоральный выбор. Тем не менее, следует отметить, что сами мнения отнюдь не являются продуктом исключительно более глубинных пластов духовной сферы. На их формирование, помимо черт национального характера и политических ориентации, влияют многообразные психологические факторы, социально-экономический статус, политико-институциональная структура, распределительная деятельность правительства, опыт прошлого участия и, наконец, ситуационные характеристики, соседско-общинный контекст, мнения референтных для данного индивида людей.

В целом, этническая ментальность предопределяет не более 25% поведения, в остальном на него влияют вышеперечисленные факторы, не только посредством формирования политических мнений, но и прямо, непосредственно. Влияние различных факторов, и среди них этнической ментальности, на политическое и, в частности, электоральное поведение может быть представлено в виде следующей схемы:

 

психологические факторы Политическое (электоральное) поведение политико-институциональная структура
социальные факторы   историко-культурные факторы
экономические факторы   исторический опыт последних десятилетий
географические факторы   распределительная деятельность правительства
  политические мнения  
климатические факторы   опыт прошлого политического участия
расово- биологические факторы политическая культура ситуационные характеристики, соседско-общинный контекст
  национальный характер  
Религиозные факторы   территориально-этническая ментальность
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...