Бюджетная система Российской Федерации
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве[8]. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: "бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения. Для эффективного управления бюджетной системой необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм, который является составной частью финансового механизма. По определению ученого Н.В. Гаретовского, "бюджетный механизм как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств создается государством. Он является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого исторического этапа развития страны".
Важным звеном в построении бюджетной системы является бюджетное устройство. Если бюджетная система объективна, существует как абстрактное понятие, так как не зависит от сознания людей, она одинакова для всех стран и не предполагает межбюджетных отношений, то бюджетное устройство имеет разную модификацию в разных странах и включает в себя межбюджетные отношения. Бюджетная система неиерархична, бюджетное же устройство содержит в себе иерархию бюджетных фондов, находящихся в определенной связи. Учеными-теоретиками и авторами ряда публикаций даются различные понятия бюджетного устройства. В некоторых случаях понятия бюджетного устройства и бюджетной системы совпадают. В Бюджетном кодексе РФ понятие "бюджетное устройство" отсутствует. В целом, несмотря на разногласия, большинство авторов обязательно выделяют в понятии бюджетное устройство такой элемент, как совокупность различных видов бюджетов, и этот элемент единодушно выдвигается на первое место. Отдавая должное профессионализму всех указанных авторов, тем не менее, можно считать возможным сформулировать собственное представление о бюджетном устройстве РФ, опираясь на приведенные аргументы и исходя из нашего понимания термина "система" вообще и "бюджетная система" в частности. По мнению автора, бюджетное устройство представляет собой структуру бюджета по уровням управления. Как уже отмечалось, бюджет одинаков для всех государств, только бюджетные фонды создаются на разных уровнях управления. Сложная трехуровневая система экономических отношений имеет целью создание бюджетных фондов на каждом уровне управления для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
На федеральном уровне формируемый бюджетный фонд органов федеральной власти (законодательной и представительной) сосредоточивает значительную часть валового внутреннего продукта для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных, социально-экономических функций[9]. Федеральный бюджет связывает основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты, оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы. Правительство использует бюджетный фонд для экономического воздействия на негосударственную сферу, оказывая влияние на характер общественного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества. В условиях рынка средства федерального фонда должны направляться, прежде всего, на финансирование структурной перестройки экономики, на осуществление комплексных целевых программ, на ускорение социального развития и обеспечение социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Объемы создаваемых на уровне субъектов РФ фондов несколько ниже в сравнении с федеральным уровнем. Они обеспечивают в территориальном разрезе денежными ресурсами органы государственной власти для выполнения ими политических, административных, социальных и других функций, оказывают экономическое воздействие на деятельность организаций в рамках территории, а также решение социально-экономических и культурных задач. В условиях децентрализации роль этого звена управления значительно повышается, бюджетные фонды становятся основной финансовой базой социально-экономического развития территорий. И, наконец, на третьем уровне управления экономикой - на уровне органов местного самоуправления создано большое количество бюджетных фондов, располагающих разными по объемам средствами, их величина зависит от величины территории населенных мест, количества населения и других факторов, в то же время в своей совокупности они предназначены для решения важнейших задач управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований и выполнения ряда функций, делегированных от вышестоящих органов власти в социально-культурной и политической областях. Множественные бюджетные фонды составляют некий фундамент бюджетной системы РФ, и именно от успешного функционирования этого звена зависит ее целостность. Поэтому Правительством РФ обозначена перспектива значительного развития местных бюджетов. В соответствии с новым территориальным делением муниципальных образований создана двухуровневая система управления на местном уровне. Местные бюджеты представлены соответственно бюджетами:
муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; городских и сельских поселений. Несмотря на различие функций, выполняемых каждым уровнем власти, а также различия в масштабах аккумуляции денежных фондов, существует единство систем отношений, обусловленное единым социально-экономическим содержанием сложившегося общественно-экономического устройства и финансовой политики государства. В то же время в силу их определенной самостоятельности и автономности между уровнями бюджетов могут возникнуть противоречия[10]. Система отношений между бюджетами всех уровней в Российской Федерации постоянно совершенствуется. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная система представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления. С одной стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъектным механизмом формирования и использования совокупности бюджетных фондов различных уровней власти, с другой - непосредственно от людей, полномочных представителей представительных и исполнительных органов зависят направление, характер, степень аккумуляции и инвестирования государственных денежных средств.
Бюджетная система-понятие более емкое и содержательное по своей структуре, оно означает единый комплекс управления бюджетными отношениями, частью которого как элемент является бюджетное устройство. Как отмечалось выше, бюджет является центральным звеном финансовой системы государства, сложной подсистемой в создании материальной основы функционирования государства. Поэтому государство должно совершенствовать совокупность отношений, призванных мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития территорий, в бюджетные фонды через налоговый механизм, систему платежей, а также обеспечивать результативность бюджетных средств. Для достижения этих целей служит "организационная" структура финансовой системы, в своей деятельности распространяющаяся и на бюджетную систему - финансовый аппарат с его знаниями, способностями, квалификационным опытом и специальные государственные учреждения. Управление государственными финансами предполагает непосредственную организацию финансового аппарата и его воздействие через финансовый механизм на совокупность денежных отношений в целях их совершенствования. Одним из объектов управления финансами является и бюджет. Это сложный процесс, представляющий собой единство объектов управления (управляемой системы сфер (подсистем) бюджетной системы бюджета) и субъектов управления (управляющей системы финансово-бюджетного аппарата). Это сложная управленческая деятельность, сочетающая в себе работу по совершенствованию организации управления бюджетным процессом, деятельности самих субъектов управления; выбор ими наиболее эффективных методов, их количества, создание условий для рационального использования применяемых методов в управлении с совершенствованием деятельности структуры самого финансово-бюджетного аппарата. В силу территориального аспекта бюджетных отношений субъекты и объекты управления бюджетом, финансовые институты имеются и на нижестоящих уровнях власти (в регионах, административно-территориальных образованиях), взаимодействующих с организационной структурой на федеральном уровне в целях достижения согласованности, а также нахождения компромиссных решений в рамках государственной бюджетной политики.
В России, как и во всех экономически развитых странах, общее управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов и другим вопросам. Главными властными структурами по управлению бюджетом и налогами являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ. Сформированная бюджетная система РФ соответствует нынешнему этапу развития государственности. Вместе с тем имеется целый ряд существенных недостатков. Совершенствование должно учитывать теорию и практику построения и функционирования бюджетных систем, дальнейшее взвешенное и осмысленное изучение отечественного опыта финансовых реформ, эффективных в условиях развития экономики России, использование теории и практики экономически развитых стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|