Безвозвратность государственных расходов
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: По роли в общественном производстве; Общественному назначению; Отраслям производства; Целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на: Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.); Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов). С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов[12]. В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы: Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; Расходы на социально-культурные нужды; Военные расходы; Расходы на управление. Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности: В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.). Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
2.4 Бюджетное планирование
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов[13]. Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи: установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства; организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета. Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами. Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов. Заключение
Таким образом, в финансовой системе центральное место занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости "помощь". Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов. В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство. Список использованной литературы
I. Официальные источники 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: Одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.]. - М.: Приор, Б. г. (2000). - 160 с. II. Учебники, монографии, статьи, диссертации 2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров; Изд. - торговая корпорация "Дашков и К". - М.: Дашков и К, 2006. - 484 с. 3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. засл. деятеля науки РФ, д. э. н., проф.Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 703 с. 4. Бюджетная система России: учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2006. - 750 с. 5. Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N 7. - С.62-75 6. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - Москва: КноРус, 2008. - 247 c. 7. Закревская Г.С. Развитие понятий "бюджет" и "бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. - 2007. - N 24. - С.65-70. 8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 670 с. 9. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. - 2-е изд., испр. и доп., 2007. - 233 с. 10. Назаров Н.Н. Понятия "финансовая система" и "бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. - 2004. - № 19. - С.6 - 10. 11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - Изд.5-е, испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2006. - 306 с. 12. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. - Москва: Велби, 2008. - 276 с. 13. Финансовая система и экономика / [Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. и др.]; Под ред.В. В. Нестерова и Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 430 с.
[1] См.: Закревская Г. С. Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65. [2] См.: Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008. – С. 38. [3] См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 167. [4] См.: Финансовая система и экономика / [Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. и др.]; Под ред. В.В. Нестерова и Н.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 107. [5] См.: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006. – С. 145. [6] См.: Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие //Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – № 7. – С. 65. [7] См.: Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп., 2007. – С. 153. [8] См.: Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. засл. деятеля науки РФ, д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2007. – С. 418. [9] См.: Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – Москва: КноРус, 2008. – С. 128. [10] См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 136. [11] См: Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006. – С. 156.ф [12] См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 267. [13] См.: Назаров Н. Н. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2004. – № 19. – С. 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|