Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Общее понятие о методологии науки




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и самостоятельной работе для студентов

Специальности 030301 «Психология»

 

Автор: к.пс.н., доцент Алферова И.С.

 

 

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

 

Екатеринбург, 2010


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Методологические основы психологии» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301 «Психология».

Дисциплина является основополагающей дисциплиной, готовящей будущих специалистов к преподавательской деятельности, и базируется на знаниях, полученных из предшествующих дисциплин гуманитарного и социально-экономического и общепрофессионального циклов: «Философия», «Общая психология», «История психологии», и др..

 

Цель и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины «Методологические основы психологии» - дать студентам обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления.

Основные задачи дисциплины:

- раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии;

- сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

- раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Методологические основы психологии» студенты должны:

знать:

- общие методологические основания психологии;

- понятие и содержание теоретической психологии и ее категориального строя;

- концепции и содержание процесса психологического познания;

- историческое происхождение, представителей, логику и содержание основных объяснительных принципов психологии: принципа детерминизма, развития и системности;

- историческое происхождение, представителей, логику и содержание ключевых методологических проблем психологии: психофизической, психофизиологической и психогностической, а также основных методологических проблем современной психологии и логику их исторического рассмотрения в психологической науке;

- виды и содержание общенаучных парадигм;

- основные категории психологии, их сущность и толкование.

уметь:

- провести теоретический анализ категориальной системы психологического знания от любой ее точки, а также конкретных категорий по теме собственного научного исследования,

- представить альтернативные взгляды на методологические проблемы психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам,

- обозначить взаимосвязь теоретических, историко-психологических и прикладных вопросов психологии.

иметь навыки:

· выбора и обоснования методологической базы собственного научного исследования;

· организации и планирования исследований с точки зрения различных научных подходов;

· анализа и интерпретации психических явлений с точки зрения различных научных подходов.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1

Тема: Общее понятие о методологии науки

1. Общее представление о методологии науки.

2. Проблема объективности научного знания.

3. Уровни методологических знаний.

4. Методология психологии, теория, метод и методика.

 

Литература

1. Зинченко В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. – 2003. - № 5.

2. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010.

3. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.

4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: МОДЭК, 2007.

5. Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009.

 

Семинарское занятие 2

Тема: Категории действия и мотива в психологии

 

1. Понятие о действии.

2. Активность как «субстанция» деятельности.

3. Мотив в структуре личности.

4. Единство внешней и внутренней организации активности.

Литература

1. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010.

2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.

3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., МОДЭК, 2007.

4. Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.

6. Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. – 2003. - № 5.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1997.

Семинарское занятие 3

Тема: Психофизическая проблема психологии

1. Душа как способ усвоения внешнего.

2. Механика и изменения понятий о душе и теле.

3. Гипотеза психофизического взаимодействия.

4. Единое начало физического, физиологического и психического.

 

Литература

1. Бернштейн В.М. Биомеханика и физиология движений. – М., 1997.

2. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010.

3. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.

4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., МОДЭК, 2007.

5. Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема 1. Общее понятие о методологии науки

1. Проанализировать обязательную литературу и выписать основные тезисы ученых по проблемам семинара.

· Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6 т.– М.: Педагогика, 1982. Т.1 (Вопросы теории и истории психологии).

· Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 6-25.

· Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 3-19.

 

2. На основании работ А.Г. Асмолова и В.П. Зинченко выпишите характерные черты становления современной психологии.

· Асмолов А.Г. ХХ1 век: психология в век психологии // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 3-13.

· Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С.7-10.


Тема 2. Историзм теоретико-психологического анализа

1. Заполните таблицу этапов развития психологической науки по трем критериям: научная картина мира, идеалы и нормы научного поднания, философские основания науки.

Этап развития Научная картина мира Идеалы и нормы научного познания Философские основания науки
  Классический      
  Неклассический      
  Постнеклассический      

2. Составить схему «Эволюция предмета и метода научной психологии».

3. Составить аннотацию статей:

· Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической - к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. – 2003. - № 1. – С.99-116.

· Гусельцева М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. - № 6. – С.5-15.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...