Тема 1. Общее понятие о методологии науки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и самостоятельной работе для студентов Специальности 030301 «Психология»
Автор: к.пс.н., доцент Алферова И.С.
Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.
Екатеринбург, 2010 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников Дисциплина «Методологические основы психологии» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301 «Психология». Дисциплина является основополагающей дисциплиной, готовящей будущих специалистов к преподавательской деятельности, и базируется на знаниях, полученных из предшествующих дисциплин гуманитарного и социально-экономического и общепрофессионального циклов: «Философия», «Общая психология», «История психологии», и др..
Цель и задачи дисциплины Основная цель изучения дисциплины «Методологические основы психологии» - дать студентам обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления. Основные задачи дисциплины: - раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии; - сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний; - раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Методологические основы психологии» студенты должны: знать: - общие методологические основания психологии; - понятие и содержание теоретической психологии и ее категориального строя; - концепции и содержание процесса психологического познания; - историческое происхождение, представителей, логику и содержание основных объяснительных принципов психологии: принципа детерминизма, развития и системности; - историческое происхождение, представителей, логику и содержание ключевых методологических проблем психологии: психофизической, психофизиологической и психогностической, а также основных методологических проблем современной психологии и логику их исторического рассмотрения в психологической науке; - виды и содержание общенаучных парадигм; - основные категории психологии, их сущность и толкование. уметь: - провести теоретический анализ категориальной системы психологического знания от любой ее точки, а также конкретных категорий по теме собственного научного исследования, - представить альтернативные взгляды на методологические проблемы психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам, - обозначить взаимосвязь теоретических, историко-психологических и прикладных вопросов психологии. иметь навыки: · выбора и обоснования методологической базы собственного научного исследования; · организации и планирования исследований с точки зрения различных научных подходов; · анализа и интерпретации психических явлений с точки зрения различных научных подходов. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарское занятие 1 Тема: Общее понятие о методологии науки 1. Общее представление о методологии науки. 2. Проблема объективности научного знания.
3. Уровни методологических знаний. 4. Методология психологии, теория, метод и методика.
Литература 1. Зинченко В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. 2. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. 3. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009. 4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: МОДЭК, 2007. 5. Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009.
Семинарское занятие 2 Тема: Категории действия и мотива в психологии
1. Понятие о действии. 2. Активность как «субстанция» деятельности. 3. Мотив в структуре личности. 4. Единство внешней и внутренней организации активности. Литература 1. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009. 3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., МОДЭК, 2007. 4. Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979. 6. Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. 7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1997. Семинарское занятие 3 Тема: Психофизическая проблема психологии 1. Душа как способ усвоения внешнего. 2. Механика и изменения понятий о душе и теле. 3. Гипотеза психофизического взаимодействия. 4. Единое начало физического, физиологического и психического.
Литература 1. Бернштейн В.М. Биомеханика и физиология движений. – М., 1997. 2. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. 3. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009. 4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., МОДЭК, 2007. 5. Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009. 6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Общее понятие о методологии науки 1. Проанализировать обязательную литературу и выписать основные тезисы ученых по проблемам семинара.
· Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6 т.– М.: Педагогика, 1982. Т.1 (Вопросы теории и истории психологии). · Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 6-25. · Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 3-19.
2. На основании работ А.Г. Асмолова и В.П. Зинченко выпишите характерные черты становления современной психологии. · Асмолов А.Г. ХХ1 век: психология в век психологии // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 3-13. · Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С.7-10.
1. Заполните таблицу этапов развития психологической науки по трем критериям: научная картина мира, идеалы и нормы научного поднания, философские основания науки.
2. Составить схему «Эволюция предмета и метода научной психологии». 3. Составить аннотацию статей: · Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической - к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. – 2003. - № 1. – С.99-116. · Гусельцева М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. - № 6. – С.5-15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|