Тема 13. Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Составьте аннотацию статей: · Чуприкова Н.И. Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е.И. Бойко и его школы // Вопросы психологии. – 2005. - №2. – С.68-85. · Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С.104-119.
1. Предметом теоретической психологии как методологической основы психологической науки является: а) основной научный принцип, которого придерживается психология; б) метод, которым пользуется эта наука; в) саморефлексия психологической науки; г) нет правильного ответа. 2. В отличие от истории психологии теоретическая психология использует принцип историзма для: а) прослеживания путей развития исследований и их теоретического оформления; б) изучения исторических аспектов развития науки; в) равнения исторических и теоретических позиций психологии; г) аналитического рассмотрения результата развития науки на каждом его (развития) этапе. 3. Исходным постулатом теоретической психологии служат принципы анализа науки, как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах: а) общепсихологической, частнопсихологической, специальной; б) исторической (логической), социальной (общение) и личностной; в) педагогической, психологической и философской; г) нет правильного ответа. 4. Научная школа – это: а) учебное заведение; б) направление в области психологического знания; в) дисциплинарное сообщество; г) форма коллективности исследовательского труда. а) психосфера;
б) биосфера; в) ноосфера; г) все ответы правильные. 6. Зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персоналий – это: а) реальная психологическая практика; б) идеогенез; в) развитие научной школы; г) филогенез. 7. Параметр исследовательского труда, в котором представлено рациональное знание как способы формализации порождаемой умственной активности – это: а) социальная координата научной деятельности; б) логическая (когнитивная) координата; в) личностно-психологическая координата; г) рациональная координата научной деятельности. 8. Цикл побуждений субъекта, который создается объективной, независимой от этого субъекта логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы – это: а) творческое побуждение; б) исследовательское напряжение; в) оппонентный круг; г) внутренняя мотивация деятеля науки. 9. Рассмотрение многоуровневой категориальной системы психологии, состоящей из протопсихологического, базисного и метапсихологического уровней принадлежит: а) А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому; б) А.Г. Асмолову; в) А.А. Леонтьеву; г) С.Л. Рубинштейну. 10. Ценность объективного научного знания, ориентированность на внешнее наблюдение и эксперимент, вынесение субъекта познания за рамки познавательной деятельности – это характеристики: а) гуманитарной парадигмы в психологии; б) естественно-научной парадигмы в психологии; в) неклассической рациональности; г) нет правильного ответа. 11. Взаимоотношения ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы называются: а) оппонентным кругом; б) научной школой; в) идеогенезом науки; г) нет правильного ответа. 12. Холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм – это:
а) типы несистемных теорий; б) типы системного понимания психики; в) модели регуляции познания; г) нет правильного ответа. 13. Объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа. 14. Один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа. 15. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский включают в многоуровневую категориальную систему психологии в том числе следующие уровни: а) допсихологический, основной, общепсихологический; б) основной и дополнительный; в) подготовительный, основной, заключительный; г) протопсихологический, базисный и метапсихологический. 16. Проблема соотношения между двумя рядами жизненных явлений: физиологических и психических, опосредованных поведением; проблема зависимости психики от процессов в организме, в нервном субстрате – это: а) психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа. 17. Закрытость, принятая система координат, монологизм, поиск авторитетов – характеристики; а) классической парадигмы; б) постклассической парадигмы; в) гуманитарной парадигмы; г) все ответы верны. 18. Проблема зависимости психики от всеобщих сил и законов природы, осмысления отношения между физической природой и сознанием – это: а) психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа. 19. Проблема исследования познавательных процессов и их продуктов как феноменов с целью выяснения причинных факторов, которые их порождают и регулируют; изучения истории стадиального преобразования этих феноменов и их функции в общей системе жизни субъекта – это: а) психогностическая проблема;
б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа. 20. Принцип взаимосвязи изменений психологических явлений и порождающих их причин в зависимости от их включенности в целостную систему – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.
Порядок проведения промежуточной аттестации Порядок проведения экзамена по дисциплине осуществляется в соответствии с Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов», утвержденном Ученым советом УрГИ (протокол № 1 от 8 сентября 2008 г.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Общее представление о методологии науки. 2. Проблема объективности научного знания. 3. Дескриптивная и нормативная функции методологии. 4. Общая характеристика уровней методологических знаний. 5. Философско-мировоззренческий уровень методологии. 6. Уровень общенаучной методологии. 7. Уровень конкретно-научной методологии. 8. Уровень процедуры и техники исследований. 9. Методология психологии, теория, метод и методика. 10. Специфика психологического знания. 11. Научное и ненаучное психологическое знание. 12. Типы психологических знаний. 13. Виды психологический теорий. 14. Проблема единиц анализа психики. 15. «Эволюция» предмета и метода научной психологии. 16. Классическая парадигма науки. 17. Постклассическая парадигма науки. 18. Постнеклассическая парадигма науки. 19. Категориальный аппарат психологической науки: сущность, основная характеристика категорий. 20. Отражение как свойство, как процесс и как продукт. 21. Сознание как высшая форма психического отражения. 22. Действие сознания и действие организма. 23. Категория деятельности. 24. Проблема соотношения биологического и социального в психологии. 25. Теории личности с позиций категориального анализа психологии. 26. Методологические основания теории личности. 27. Становление понятия «личность» в психологии. 28. Основные положения психогенетической концепции личности.
29. Феномен «отношение» в психологии. 30. Специфика изучения общения в философии, социологии, психологии. 31. Общая характеристика принципа детерминизма в психологии. 32. Исторические этапы развития детерминистического объяснения психического (Декарт, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн). 33. Разработка принципа детерминизма в теоретической и экспериментальной психологии. 34. Сущностное понимание принципа единства сознания и деятельности. 35. Анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского с позиции принципа единства сознания и деятельности. 36. Принцип развития в психологии. 37. Соотношение понятий роста и развития в психологии. 38. Системность как основной принцип психологии. 39. Моноцентрический и полицентрический подходы к системности в психологии. 40. Общая характеристика объяснительных принципов психологии. 41. Психофизическая проблема в психологии. 42. Психофизиологическая проблема в психологии. 43. Основные положения психогностической проблемы в психологии. 44. Категория активности, ее характеристика в психологии. 45. Естественно-научное направление психологических исследований. 46. Культурно-историческое направление психологических исследований. 47. Атомистическое направление психологических исследований. 48. Холистские традиции в психологии. 49. Эмпирическое направление в психологии. 50. Априорное направление в психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|