Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии




1. Составьте аннотацию статей:

· Чуприкова Н.И. Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е.И. Бойко и его школы // Вопросы психологии. – 2005. - №2. – С.68-85.

· Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С.104-119.

 


Примерные задания тестового контроля

1. Предметом теоретической психологии как методологической основы психологической науки является:

а) основной научный принцип, которого придерживается психология;

б) метод, которым пользуется эта наука;

в) саморефлексия психологической науки;

г) нет правильного ответа.

2. В отличие от истории психологии теоретическая психология использует принцип историзма для:

а) прослеживания путей развития исследований и их теоретического оформления;

б) изучения исторических аспектов развития науки;

в) равнения исторических и теоретических позиций психологии;

г) аналитического рассмотрения результата развития науки на каждом его (развития) этапе.

3. Исходным постулатом теоретической психологии служат принципы анализа науки, как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах:

а) общепсихологической, частнопсихологической, специальной;

б) исторической (логической), социальной (общение) и личностной;

в) педагогической, психологической и философской;

г) нет правильного ответа.

4. Научная школа – это:

а) учебное заведение;

б) направление в области психологического знания;

в) дисциплинарное сообщество;

г) форма коллективности исследовательского труда.
5. Предметной областью психологии является:

а) психосфера;

б) биосфера;

в) ноосфера;

г) все ответы правильные.

6. Зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персоналий – это:

а) реальная психологическая практика;

б) идеогенез;

в) развитие научной школы;

г) филогенез.

7. Параметр исследовательского труда, в котором представлено рациональное знание как способы формализации порождаемой умственной активности – это:

а) социальная координата научной деятельности;

б) логическая (когнитивная) координата;

в) личностно-психологическая координата;

г) рациональная координата научной деятельности.

8. Цикл побуждений субъекта, который создается объективной, независимой от этого субъекта логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы – это:

а) творческое побуждение;

б) исследовательское напряжение;

в) оппонентный круг;

г) внутренняя мотивация деятеля науки.

9. Рассмотрение многоуровневой категориальной системы психологии, состоящей из протопсихологического, базисного и метапсихологического уровней принадлежит:

а) А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому;

б) А.Г. Асмолову;

в) А.А. Леонтьеву;

г) С.Л. Рубинштейну.

10. Ценность объективного научного знания, ориентированность на внешнее наблюдение и эксперимент, вынесение субъекта познания за рамки познавательной деятельности – это характеристики:

а) гуманитарной парадигмы в психологии;

б) естественно-научной парадигмы в психологии;

в) неклассической рациональности;

г) нет правильного ответа.

11. Взаимоотношения ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы называются:

а) оппонентным кругом;

б) научной школой;

в) идеогенезом науки;

г) нет правильного ответа.

12. Холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм – это:

а) типы несистемных теорий;

б) типы системного понимания психики;

в) модели регуляции познания;

г) нет правильного ответа.

13. Объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства – это:

а) принцип детерминизма;

б) принцип системности;

в) принцип развития;

г) нет правильного ответа.

14. Один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов – это:

а) принцип детерминизма;

б) принцип системности;

в) принцип развития;

г) нет правильного ответа.

15. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский включают в многоуровневую категориальную систему психологии в том числе следующие уровни:

а) допсихологический, основной, общепсихологический;

б) основной и дополнительный;

в) подготовительный, основной, заключительный;

г) протопсихологический, базисный и метапсихологический.

16. Проблема соотношения между двумя рядами жизненных явлений: физиологических и психических, опосредованных поведением; проблема зависимости психики от процессов в организме, в нервном субстрате – это:

а) психогностическая проблема;

б) психофизиологическая проблема;

в) психофизическая проблема;

г) нет правильного ответа.

17. Закрытость, принятая система координат, монологизм, поиск авторитетов – характеристики;

а) классической парадигмы;

б) постклассической парадигмы;

в) гуманитарной парадигмы;

г) все ответы верны.

18. Проблема зависимости психики от всеобщих сил и законов природы, осмысления отношения между физической природой и сознанием – это:

а) психогностическая проблема;

б) психофизиологическая проблема;

в) психофизическая проблема;

г) нет правильного ответа.

19. Проблема исследования познавательных процессов и их продуктов как феноменов с целью выяснения причинных факторов, которые их порождают и регулируют; изучения истории стадиального преобразования этих феноменов и их функции в общей системе жизни субъекта – это:

а) психогностическая проблема;

б) психофизиологическая проблема;

в) психофизическая проблема;

г) нет правильного ответа.

20. Принцип взаимосвязи изменений психологических явлений и порождающих их причин в зависимости от их включенности в целостную систему – это:

а) принцип детерминизма;

б) принцип системности;

в) принцип развития;

г) нет правильного ответа.

 

 

Порядок проведения промежуточной аттестации

Порядок проведения экзамена по дисциплине осуществляется в соответствии с Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов», утвержденном Ученым советом УрГИ (протокол № 1 от 8 сентября 2008 г.).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общее представление о методологии науки.

2. Проблема объективности научного знания.

3. Дескриптивная и нормативная функции методологии.

4. Общая характеристика уровней методологических знаний.

5. Философско-мировоззренческий уровень методологии.

6. Уровень общенаучной методологии.

7. Уровень конкретно-научной методологии.

8. Уровень процедуры и техники исследований.

9. Методология психологии, теория, метод и методика.

10. Специфика психологического знания.

11. Научное и ненаучное психологическое знание.

12. Типы психологических знаний.

13. Виды психологический теорий.

14. Проблема единиц анализа психики.

15. «Эволюция» предмета и метода научной психологии.

16. Классическая парадигма науки.

17. Постклассическая парадигма науки.

18. Постнеклассическая парадигма науки.

19. Категориальный аппарат психологической науки: сущность, основная характеристика категорий.

20. Отражение как свойство, как процесс и как продукт.

21. Сознание как высшая форма психического отражения.

22. Действие сознания и действие организма.

23. Категория деятельности.

24. Проблема соотношения биологического и социального в психологии.

25. Теории личности с позиций категориального анализа психологии.

26. Методологические основания теории личности.

27. Становление понятия «личность» в психологии.

28. Основные положения психогенетической концепции личности.

29. Феномен «отношение» в психологии.

30. Специфика изучения общения в философии, социологии, психологии.

31. Общая характеристика принципа детерминизма в психологии.

32. Исторические этапы развития детерминистического объяснения психического (Декарт, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн).

33. Разработка принципа детерминизма в теоретической и экспериментальной психологии.

34. Сущностное понимание принципа единства сознания и деятельности.

35. Анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского с позиции принципа единства сознания и деятельности.

36. Принцип развития в психологии.

37. Соотношение понятий роста и развития в психологии.

38. Системность как основной принцип психологии.

39. Моноцентрический и полицентрический подходы к системности в психологии.

40. Общая характеристика объяснительных принципов психологии.

41. Психофизическая проблема в психологии.

42. Психофизиологическая проблема в психологии.

43. Основные положения психогностической проблемы в психологии.

44. Категория активности, ее характеристика в психологии.

45. Естественно-научное направление психологических исследований.

46. Культурно-историческое направление психологических исследований.

47. Атомистическое направление психологических исследований.

48. Холистские традиции в психологии.

49. Эмпирическое направление в психологии.

50. Априорное направление в психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...