Тема «Свойства нервной системы»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Время -2 часа Место проведения – учебный класс цикла кинологии. Цель занятия -Ознакомить слушателей со свойствами нервной системы собаки.
План-конспект подготовлен Ст. преподавателем цикла кинологии майором милиции Ялаловым А.Ф. План-конспект одобрен На заседании цикла кинологии Протокол №_________ «_____»_______________2011 года.
УФА 2011 г. Содержание занятия: 1. Вводная часть (10) минут: Проверка наличия личного состава, объявляет тему занятия и порядок проведения. 2. Основная часть (60) минут: Рассмотрение вопросов данной темы и конспектирование их слушателями. Заключительная часть (10) минут. Преподаватель подводит итоги занятия, отмечая положительные либо негативные моменты в действиях слушателей, указывает ошибки, отвечает на вопросы.
Контрольные вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии: Учебный вопрос № 1 – Свойства нервной системы (Время - 30 минут). Наивысшего развития нервная система достигает у позвоночных животных, особенно у млекопитающих. Нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система образована разветвлением нервных стволов (нервов), расходящихся от спинного и головного мозга по всему организму. Нервные стволы состоят из чувствительных (центростремительных) и двигательных (центробежных) нервных волокон. Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует деятельность внутренних органов.
Учебный вопрос №2– Подвижность нервной системы (Время - 30 минут). Возникновение в коре головного мозга процесса, противоположного по своему значению первоначально возникшему, называется индукцией (смена процесса возбуждения тормозным процессом и обратно).
При этом может оказаться, что за счет торможения одних рефлексов повысится возбудимость других (положительная индукция). Например, у собаки, первый раз услышавшей выстрел, может произойти торможение всех двигательных рефлексов на команды и жесты. Но после выстрела собака начнет рваться с поводка, пытаясь бежать, или будет скулить и лаять в сторону выстрела. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Е. Н. Мычко В. А. Беленький Ю. А. Журавлев М. Н. Сотская. Поведение собаки. 2. Гриценко В.В..Теоретические основания дрессировки. 3. Карен Прайор. Дрссировка собак с помощью кликера. 4. Карен Прайор. Кликер-тренинг. 5. Карен Прайор. Не рычите на собаку. 6. Джон Фишер. О чем думает ваша собака. 7. Б. Скиннер. Что такое бихевиоризм. 8. В.В. Гриценко. Воспитание собаки-защитника. 9. Хельмут Райзер. Защитная собака. 10. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944. 11. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958. 12. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987. 13. Мак. Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988. 14. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996.
Введение.
Конечный мозг, имеющий вид двух больших полушарий, достигает наивысшего развития только у млекопитающих. У низших позвоночных – рыб, лягушек и т.д. – конечный мозг развит очень слабо. Это имеет весьма важное значение для поведения животных и их дрессировки. В середине прошлого столетия выдающийся физиолог Гольц произвел замечательный опыт над собакой, которая известна науке под именем «Собаки Гольца». Ученый сумел удалить у живой собаки оба больших полушария головного мозга. В результате этой операции поведение животного резко изменилось. Оперированная собака прожила после операции 18 месяцев, но она «забыла» все то, к чему была приучена. Одинаково тупо и безучастно относилась она к присутствию хозяина и чужих людей, к кошке или собаке, начинала обороняться только в момент непосредственного прикосновения к ней. Она была малоподвижна и большую часть времени проводила во сне. Без помощи человека такая собака была обречена на смерть.
Следовательно, у «Собаки Гольца» очень снизилась способность правильно приспосабливаться к окружающей среде. Все попытки приучить эту собаку к выполнению каких-либо действий по сигналам не увенчались успехом. В дальнейшем Павлов своими гениальными исследованиями окончательно доказал, что главнейшей и основной работой больших полушарий является установление сложных взаимоотношений организма с окружающей средой. При этом особое значение имеет кора головного мозга, расположенная на поверхности больших полушарий. Большую роль в поведении животных играет также промежуточный мозг. Эта часть головного мозга регулирует, все прирожденные действия животного, называемые обычно инстинктами. Для того чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на поведение собаки и правильно применять те раздражители, благодаря которым вызываются реакции, нужные для работы собаки, каждый дрессировщик должен знать основные законы нервной деятельности собаки. Проявление определенных реакций у собаки связано со следующими закономерностями нервной деятельности. Все раздражения, идущие из окружающей среды, воспринимаются животным с помощью органов чувств и по чувствительным центростремительным нервам передаются в центральную нервную систему. Здесь они переключаются на двигательные (центробежные) нервы, связанные с мышцами и железами, выполняющими определенную работу.
Свойства нервной системы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|