Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г.




Основным источни-ком доводов княжеской казны была дань. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» -- за перевоз через реку, «гостиная» пошлина -- за право иметь склады, «торговая» -- за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» -- штраф за прочие преступления.

Во время монголо-татарского ига главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Иван Грозный (1530--1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены опре-деленным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что за-писывалось в особые книги.

В 1646 г. был повы-шен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г.

 

12. Петровские и послепетровские преобразования податной системы. Их характеристика и экономическая целесообразность.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т. п.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи "насильственного прогресса", которому следовал Петр. Политики Петра I явно перекликалась с взглядами русского экономиста И.Т. Посошкова.

 

 

13. Налоговая система первых лет Советской власти (НЭП), ее значение для современного этапа.

Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, можно отметить своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.
Фискальная функция в период 1922-1928 гг. была реализована успешно в значительной степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения.

В итоге следует констатировать, что в годы НЭПа:
- фискальная функция налоговой политики в наибольшей степени реализовывалась за счет системы косвенного налогообложения, в основном, за счет акцизного и таможенного обложения товарных групп самого массового спроса;
- регулирующая функция налоговой политики выполняла роль эффективного политического инструмента, обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления, способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности, делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодными;
- социальная функция налоговой политики также приобрела политическую направленность. Она реализовывалась посредством прогрессивного налогообложения имущества и доходов граждан, владеющих частной собственностью, с возрастающей прогрессией в зависимости от объемов собственности и создания льготных условий обложения для плательщиков, не имеющих объектов частного владения, с минимальными доходами. В целом система прямых налогов ориентирована на практически полное изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума;
- в сфере налогообложения государственных предприятий налоговая система в течение 20-х годов постепенно сдавала свои позиции в качестве системы экономических методов управления производством, уступая место прямому административному регулированию.

 

14. Реформа налоговой системы СССР 30-32 гг., ее положительные и отрицательные последствия, воздействие на экономику страны.

Основные направления налоговой реформы 1930 г. сводились к следующему.
Во-первых, акцизная система налогообложения, промысловый налог и ряд других налогов были сведены в единый налог с оборота..Введение налога с оборота означало введение нового синтетического налога взамен значительного числа статей доходной части бюджета, или, если говорить строго, - введение нового механизма формирования доходной части бюджета.
Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж - отчисления от прибыли, и этот платеж отождествлялся., сливался с ведомственным распределением прибыли, т.е. фактически переставал быть налогом. Первоначально этот единый платеж пытались упорядочить, установив общую норму отчислений - 81% от прибыли. Однако скоро выяснилось, что централизованное распределение прибыли по своей природе качественно отлично от налогообложения и поддается реальному нормированию.
Одновременно в ходе реформы 1930 г. исчезли такие важнейшие формы налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку к 1930 г. была ликвидирована экономическая основа для этих форм налогов.
Сложившаяся в тот период налоговая система включала в себя помимо налога с оборота и налога на доходы предприятия также сельскохозяйственный налог и налог с единоличных хозяйств, имевших лошадей, подоходный налог и целевой сбор на нужды хозяйственного и культурно-бытового строительства. Наряду с этим существовала система местных налогов и сборов, перестроенная в соответствии с новыми политическими и экономическими задачами, стоявшими перед государством. Появляется непрерывный и стабильный поток поступлений в бюджет. Этот период появляются элементы социальной направленности подоходного налогообложения посредством развития системы налоговых льгот, предоставляемых рабочим и служащим в зависимости от наличия детей и иждивенцев в семье.

 

15. Основные этапы экономической реформы СССР в 60-80 годы XX века, ее последствия.

Сельскохозяйственный налог был снижен в 2 раза с 9,5 млрд до 4,1.Принято решение правительства о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %.

 

16. Налоговые преобразования в стране в 90-е годы прошлого столетия.

- ориентация налговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, баз) на выполнение приемущественно фискальной функции (высокие ставки заставляют плательщиков отклоняться от налогов)

- нездоровая направленность налоговой системы на косвенные налоги (65-70%)

- запредельно высокое совокупное бремя начисленных налогов на товаропроизводящую сферу

- чрезмерное давление налоговых начислений на оплату труда

- неспособность налоговой системы уловить огромные незаработанные компаниями рентные доходы (разработка полезных ископаемых)

- неэффективность системы налогового льготирования, ее оторванность от инвестиционной деятельности.

 

17. Становление современной отечественной налоговой системы.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли пред-приятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990--1991 гг. в рамках союзного государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...