Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.




В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определен-ные льготы, к числу которых относятся:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового платежа за расчетный период;

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взима-ния налогов);

- прочие налоговые льготы.

Первый уровень -- федеральные налоги России.

Второй уровень -- налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.

Третий уровень -- местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д.

В 1994-1996 годах были отменены ограничения на сбор 4 налогов субъектами РФ, но на местах власти переусердствовали -- попытки заткнуть все прорехи региональных и местных бюджетов привели к появлению весьма экзотических налогов -- в некоторых местностях, например, вводились налог на ввоз товаров, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, местные акцизы, налог на содержание футбольной команды и т. д. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей. В данной ситуации существовала и другая опасность. Множественность налогообложения не могла не сказаться отрицательно на состоянии налоговой базы, на финансовом положении предприятий. Позже эти изменения были отменены.

 

18. Учение У. Петти о налогах и сборах.

во-первых, нежелание населения оплачивать налог.

Во-вторых - принуждение платить их деньгами в определенное время, а не товарами и в наиболее удобные сезоны.

В-третьих, неясность и сомнения относительно права обложения налогами.

В-четвертых, недостаток денег и беспорядок в монетном деле.

В-пятых, малочисленность населения, особенно земледельческих рабочих и ремесленников.

В-шестых, незнание числа, богатства и промыслов жителей, что вызывает излишние расходы повторного взимания и вносит беспокойство новым добавочными обложениями, вводимыми ради исправления ошибок.

Для ученого свойственно перенесение анализа образования богатства в сферу производства. Крылатым стало его высказывание из этой книги: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля его мать». У. Петти анализировал различия между стоимостью, которую он называет «естественной ценой», и рыночной ценой — в его терминологии «политической ценой». По мнению английского ученого, одинаковое количество труда, затраченного на производство одного бушеля хлеба и одной унции серебра, лежат в основе сопоставления их стоимостей.

 

19. А. Смит и Д. Риккардо - основоположники классического учения о налогах. Принципы налогообложения, предложенные этими учеными, их характеристика.

Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

В основном в рассуждениях Риккардо фигурирует модель ряда разнородных участков с убывающим рентным остатком. Но он оговаривается, что эта теория описывает и другой случай: получение одной и той, же величины дополнительного продукта на одном участке земли с каждым разом требует все больше и больше издержек, понижая ренту. Оба вида ренты, рассматриваемой как приращение к издержкам производства, Маркс впоследствии назвал дифференциальной рентой. Риккардо доказал также, что "единственным источником стоимости является только труд рабочего". Начала трудовой теории стоимости заложил еще Адам Смит. Но "более последовательно трудовую теорию стоимости развил Д. Риккардо". По Риккардо, прибыль капиталиста обусловлена тем, что рабочий вынужден продавать свой труд по цене, "обеспечивающей лишь прожиточный минимум".

 

20. Кейнсианская концепция налогообложения, ее характеристика и влияние на развитие современных теорий налогов.

КЕЙНСИА́НСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег. Фундаментальная идея этой революции состояла в том, что зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов — бюджетных и кредитно-денежных рычагов.

 

21. Налоговые воззрения сторонников теории «экономики предложения».

Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов. Неоклассики переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования.

Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции. Вместе с тем следует отметить, что неоклассики все же полностью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме Они допускают использование государства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельности пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешательства резко сужены. Лаффер.

 

22. Взгляды русских экономистов И.Т. Посошкова и В.Н. Татищева на налоговую политику Российского государства.

Посошков: Он требует ограничения крепостного права на позициях абсолютизма: «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец — Всероссийский Самодержец».[1] Посошков предлагал ограничивать цены посредством наказания для завышающих цены: «буде кто взял цену не противонастоящие излишнюю, взять штрафу да высечь батогами или плетьми, чтобы впредь так не делал».[1] Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый «государственный … сбор…, то есть десятинный», и с товара установить единую пошлину.

Посошков разработал проект развития промышленности, предлагал разведывать недра, субсидировать мануфактуры, строить за казённый счёт заводы. Он выдвигал буржуазную идею формального равенства перед законом. Вместе с тем Посошков оправдывал феодальную регламентацию хозяйственной жизни, считал, что преуспевание России может бать достигнуто при сохранении крепостничества.

Татищев: Вообще, он не был сторонником частных заводов, не столько из личной корысти, сколько из сознания того, что государству нужны металлы, и что добывая их само, оно получает более выгоды, чем поручая это дело частным людям.

 

23. «План финансов» М.М. Сперанского его характеристика и влияние на российскую науку о налогах.

Он разделял идеи экономиста Адама Смита. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объём финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог — «подоходный прогрессивный». Меры эти дали положительный результат и как отмечал в дальнейшем сам Сперанский:"переменив систему финансов… мы спасли государство от банкротства". Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

 

24. Н.И. Тургенев - основоположник русской науки о налогах, характеристика взглядов ученого на развитие учения о налогах

Что касается общих финансовых взглядов Тургенева, высказанных в «Теории налогов», то он советует стремиться к полной свободе торговли, энергично восстает против высоких таможенных пошлин, утверждает, что правительство должно стараться, насколько возможно, уменьшать тяжесть налогов на «простой народ», высказывается против освобождения от налогов дворянства и в подтверждение своей мысли ссылается на обложение земель этого сословия в Пруссии. Налог должен быть взимаем с чистого дохода, а не с рабочей платы. Желательно освобождение первых потребностей от обложения налогами. При введении перемен, касающихся благосостояния всего государства, следует, по мнению Тургенева, более сообразоваться с выгодами помещиков и земледельцев, чем купцов. Зажиточность народа, а не существование множества фабрик и мануфактур составляет главный признак народного благосостояния.

Современники не поддержали его, книга написанная им даже изымалась насильно.

 

25. Налоговая политика Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, ее значение для развития народного хозяйства.

Бунге Николай Христианович. Читал в Киевском университете несколько дисциплин. Позже его пригласили в контору гос банка. В управлении ею он добивается больших успехов, после чего он становится министром финансов. Основной его заслугой стало то, что при нем было равномерно распределено налоговое бремя среди разных слоев населения. Он реформировал промысловый налог, после чего смогли работать малые предприятия..

Недостадками его политики являются: не смог отменить откупные платежи, был жестким сторонником протекционизма. Основное направление, которое выбирает Бунге в области финансов – направление на бездифицитный бюджет. Он готовит записку, которой придерживается в течении всех следующих лет:

- сокращение расходов на гос аппарат

- прекращении выпуска новых бумажных денег

- переселение части крестьян на неосвоенные земли Сибири

- постоянный пересмотр налогов с целью содействия развития с/х торговли

- развитие РЖД (как альтернатива морским путям сообщения)

- впервые увеличиваются акцизы на табак и алкоголь.

Вышнеградский Иван Алексеевич. Первый министр финансов при котором начинает исполняться бездефицитный бюджет. Развитие промышленности в России. Проводил чрезвычайно жесткую налоговую политику. Выплата налогов любой ценой. Увеличивал запасы иностранной вылюты. Повышает акцизы на водку и табак. Воинская подать. Делает ставку на косвенные налоги.

 

26. С.Ю. Витте – реформатор косвенного налогообложения Российского государства, значение и характеристика принципов разработанных С.Ю. Витте.

Закончил мат.фак новороссийского института в Одессе. Находился у дел ЖД. Был министром финансов в Российской Империи. В истории России он известен как один из самых крупных реформаторов. Основными заслугами является снятие напряжения в вопросе о таможенных пошлинах. Увеличивал косвенные налоги. Снизил размер промыслового налога.

 

27. Теория налогов в трудах экономистов начала 20 века.

Твердохлебов – исследовал налоговые системы за рубежом, Янжул Иван Иванович – советник министров экономики в конце 19 – начале 20 веков.

 

28. Проблемы налогообложения и пути его совершенствования на современном этапе в работах современных ученых.

 

 

29. Сущность налоговой политики, ее цели и задачи.

НП – один из косвенных методов гос регулирования, построенного на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков, физ и юр лиц.

1. интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения, поступления в бюджет.

2. также налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства.

Цели НП:

- экономические цели – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности

- фискальные цели – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения политики

- социальные цели – обеспечение гос. Политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах, определенных соц. Групп

- международные цели – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление эк связей.

Задачи: А) совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей. Б) оптимизация льгот и преференций. В) более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет. Г) рационализация налогового администрирования; Д) реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

30. Современные типы налоговой политики, их характеристика.

-Политика максимальных налогов

-Политика экономического развития

-Политика разумных налогов

Налоговая политика делится на налоговую стратегию и тактику.

Принципы построения налговой политики:

- соотношение прямых и косвенных налогов

- применение прогрессивных ставок и степень прогрессии, преобладание пропорциональных ставок

- дискретность или непрерывность налогообложения

- методы формирования налоговой базы

- широта применения налоговых льгот, характер и цели

- использование системы вычетов, скидок, изъятий

- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов налогоплательщиков.

Методы осуществления:

- изменение налоговой нагрузки

- замена способов и форм налогообложения

- изменение системы налогообложения

- введение налоговых льгот и преференций

- введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Инструменты налоговой политики:

- налоговая ставка (процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога)

- налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога субъекта в соответствии с действующим законодательством)

- налоговая санкция (законодательно определенная мера юр. Ответственности за нарушение налогового законодательства)

- формирование налоговой базы (порядок определения и изъятия размеров налоговой базы)

 

31. Налоговый механизм и его основные элементы.

Налоговое планирование (государственное налоговое планирование; корпоративное налоговое планирование);

Налоговое регулирование (система спец. Мер в области налогообложения, направленныхна вмешательство государствав рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией эк роста.). Методы налогового регулирования: 1. изменение массы налоговых поступлений 2. изменение порядка исчисления налоговых баз 3. дифференциация ставок налогов 4. изменение ставок налоговых освобождений, скидок, кредитов 5. реструктуризация системы налогов.

Налоговый контроль (законодательно установленная система учета, отчетности и проверки налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, а также проверки правильности исчисления и уплаты). Проводится должностными лицами.

 

32. Понятия о механизме переложения налогов и эластичности налоговой системы.

Перелагаемые налоги – косвенные налоги непосредственно связанные с процессами обмена и потребления: (НДС, таможенные пошлины, налоги с продаж, акцизы)

Неперелагаемые налоги – налоги подоходного типа, объект – та или иная форма дохода (оплата труда, прибыль, рентные доходы, имущество)

Виды переложения: а) с продавца на покупателя (косвенные налоги уплачиваемые производителем) б) с покупателя на продавца (когда прямой или косвенный налог чрезмерно высок или неблагоприятна рыночная конъюнктура)

Факторы, влияющие на полноту переложения налога:

- эластичность спроса и предложения

- высота налогов

- уровень роста или снижения потребления и цен, облагаемых товаров.

 

33. Гармонизация налоговых отношений.

- Согласованность правового регулирования

- синхронность принятия гармонизированных актов

- последовательность этапов гармонизации

- приоритетность международных договоров над национальным законодательством

 

34. Налоговый Кодекс Российской Федерации - основа формирования налоговой системы страны.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов вРоссийской Федерации

.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации31 июля1998 года, вступила в силу с 1 января1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа2000 года вступила в силу с 1 января2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...