Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы развития дезадаптации у подростков




 

Дезадаптация является многофакторным процессом. Под психической дезадаптацией понимают ситуации, в которых психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав свои резервы от воздействия психогенных факторов, не могут более обеспечивать адекватное отражение действительности и регуляторную деятельность человека [70]. Его состояние при этом характеризуется преобладанием хронических отрицательных эмоций, дезорганизацией деятельности, утратой временной перспективы. Как показывают специальные исследования, психическая дезадаптация проявляется в нарушениях восприятия пространства и времени, необычных психических состояниях и сопровождается ярко выраженными вегетативными реакциями. Дезадаптация понимаемая как процесс или результат, может быть обратимой или нет. Под обратимой - понимается временное снижение функциональных возможностей психики, под необратимой - хронические психические расстройства [59].

Дезадаптацию также определяют как результат внутренней, внешней или комплексной дисгармонизации взаимодействия личности с самим собой и с обществом, проявляющуюся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности. Выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию [61]. Патогенная проявляется в неврозах, психопатиях, нарушениях работы анализаторов, соматических нарушениях. Психосоциальная трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы. Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения, деформации системы внутренней регуляции референтных и ценностных ориентации, асоциальных установок [44].

Дезадаптация может быть:

-  скрытой, когда человек носит в себе разрушительные эмоции и чувства, такие как обида, тревога, страх, одиночество;

-  открытой, когда внутренние состояния проявляются в поведении; ярковыраженной, когда затрагивает не только самого человека, но и социальное окружение.

Выделяют также ситуативную, временную и устойчивую дезадаптацию. Кроме того, дезадаптация может быть обращена как вовнутрь, так и на окружение. Она может осознаваться или не осознаваться человеком. Вызывать или не вызывать желание измениться или что-то изменить.

А.А. Реан считает, что психологическая, психосоциальная и социальная дезадаптация чаще всего запускается механизмом когнитивного диссонанса, который возникает при рассогласовании субъективных когнитивных образов с действительностью. Механизм, противостоящий развитию дезадаптации, автор называет "социально-психологическая терпимость личности" и выделяет два ее вида: сенсуальная терпимость и диспозиционная терпимость [51].

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействиям окружающей среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе, к воздействиям субъектов личностного взаимодействия.

В случае диспозиционной терпимости речь идет о предрасположенности, готовности к определенной реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят установки личности, ее система отношений к действительности, к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других на себя, к жизни вообще.

В настоящее время накоплен значительный объем информации о факторах дезадаптации подростков. Психологи и педагоги единодушно считают, что дезадаптация может быть инициирована различными факторами, которые можно объединить в две основные группы: социальные, или объективные, и личностные, или субъективные [51].

Факторы тесно взаимосвязаны, взаимодополняя и обусловливая друг друга. На первом месте среди факторов, определяющих уровень дезадаптации, стоит фактор семьи. Ведущим этот фактор считает подавляющее число исследователей. Одной из ведущих функций семьи считается воспитательная, обеспечивающая социализацию детей. Однако выполнение этой функции далеко не всегда удовлетворительное, что приводит к дезадаптации членов семьи в целом и подростков в частности. Многие исследователи, такие как: А.Е. Личко, М.С. Певзнер, А.С. Белкин, К.С. Лебединская и др., выделяется ряд причин дезадаптации, возникающих в семье:

-  неполный состав семьи, это часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, невротическим состояниям, озлобленности, преждевременному выполнению подростками "взрослых социальных ролей" - кормильцев семей, защитников и т.д.;

-  низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гипероопеке, либо же к гипоопеке (по классификации А.Е. Личко);

-  негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность подростков;

-  фрустрационные и невротические состояния;

-  агрессивность поведенческих реакций, негативизм;

-  различные педагогические подходы родителей и старших родственников;

-  отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин;

-  низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи, порождающее негативные модели поведения с точки зрения их влияния на подростков [6; 7].

С семейными взаимоотношениями связано как возникновение дезадаптации, так и усиление дезадаптационных процессов, обусловленных другими факторами. Эффект усиления дезадаптации обычно связан с некорректными реакциями родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т.д. В результате последующего наказания подростков у них формируются устойчивые дезадаптационные процессы, проявления которых различны:

-  уход из дома, который может быть вызван страхом перед физическим наказанием, либо же, как ответная реакция на него;

-  вступление в асоциальные группы;

-  депрессивные расстройства, которые в подростковом возрасте на стадии первичной социализации могут привести к тяжелым формам дезадаптации, имеющим нередко почти необратимый характер;

-  приобретение вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания);

-  попытки суицида [6; 7].

На второе место по значимости можно поставить фактор организации учебной деятельности, фактор школы. Причины школьной дезадаптации различны, как и ее формы. Чаще всего подростковая дезадаптация, связанная с учебной деятельностью, проявляется в нарушениях правил поведения, взаимоотношений в рамках учебных заведений (c педагогами, с одноклассниками и т.д.), а также в серьезных затруднениях при усвоении учебного материала, слабой реализации творческого и интеллектуального потенциала подростков. По мнению Н.М. Иовчука и А.А. Северного, школьная дезадаптация представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды. К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие [8]:

-  негуманный характер общения в школе;

-  особенности индивидуального стиля учителя;

-  личностные качества педагогов и администрации учебного заведения;

-  наниевая парадигма, господствующая в школе, при которой нет условий для полноценного личностного развития подростков;

-  негативные установки педагогов по отношению к учащимся;

-  особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах;

-  низкий методический уровень преподавания;

-  низкий уровень общей культуры педагогов и т.д. [6].

Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин. Подростковая дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления школьной дезадаптации у подростков:

-  ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;

-  изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;

-  потеря перспективы, уверенности в себе, нарастание чувства тревожности и социальной апатии;

-  возрастание конфликтов с окружающими;

-  повышение агрессивности;

-  учебная неуспеваемость подростков [8].

Опасность подростковой дезадаптации, связанной с обучением в школе, возрастает вследствие переноса негативного отношения к школе на отношение к социумам различного ранга, что приводит к асоциализации личности, к затруднению в аффилиации.

Особое место в иерархии факторов дезадаптации занимают свойства самой личности подростка. Кроме того, исследования ряда отечественных ученых показали, что многие случаи дезадаптации вызываются именно нарушениями в личностной сфере (С.А. Бадмаева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна и др.). Среди многочисленных причин дезадаптации, относящихся к данному фактору, можно выделить:

-  недостаток развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно-личностной сфер личности;

-  отсутствие системы ценностных ориентиров;

-  появление внутренних комплексов;

-  физические и психические переутомления;

-  период личностных неудач;

-  неадекватную самооценку (как завышенную, так и заниженную);

-  нарушение познавательной сферы (общий низкий уровень интеллектуального развития, нарушение памяти, внимания и т.д.);

-  затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;

-  первичную агрессивность социального поведения, тесно взаимосвязанную с предрасположенностью к конфликтам;

-  слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении, что приводит к возникновению психологической зависимости от проявления направленности референтных групп [13; 14].

Особенности характера (его акцентуации), по мнению С.А. Бадмаева, А.Е. Личко могут быть предрасполагающими факторами для развития невротических реакций, нервов и т.д., обусловливающими проявления дезадаптационного поведения. Акцентуация сама по себе может не являться причиной дезадаптации, так как, по сути, является крайним вариантом нормального характера. Однако в психотравмирующих ситуациях она способствует нарушению адаптации и приводит к девиантному характеру поведения подростков. По мнению К. Леонгарда, акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности [67].

Таким образом, причина возникновения дезадаптации подростков связана со многими факторами: семейные взаимоотношения, некорректные реакции родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т.д., особенности характера подростков, организация учебной деятельности, фактор школы. Одним из проявлений дезадаптации может быть агрессивность. Поэтому данный вопрос актуален для обсуждения и более детального рассмотрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...