Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов исследования




 

Для участия в экспериментальном исследовании по результатам просмотра школьных личных дел учащихся, журналов учета деятельности социального педагога были отобраны 20 подростков в возрасте 14-15 лет, имеющих конфликтные отношения с родителями, с трудностями в учебе, с регулярными конфликтами со сверстниками.

Для выявления уровня адаптации подростков была проведена методика "Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности".

Результаты проведения методики представлены в таблице 2.

Таблица 1

Уровни адаптации подростков

Уровни адаптации Количество учащихся в (%)
Высокий 30
Средний 65
Низкий (Дезадаптация) 5

 

При проведении методики было отмечено, что некоторые подростки, сразу принимались отвечать на вопросы, некоторые из них переспрашивали, что значат те или иные вопросы. В этих случаях повторялась инструкция и пожелание отвечать подростку так, как он считает нужным.

Часть испытуемых начинали отвечать сразу после инструкции, некоторые испытывали затруднения, долго сидели, размышляя, после начинали писать ответы. В этом случае педагог просил при ответе писать первое, что приходит на ум. Легче всего респонденты отвечали на вопросы положительного содержания, некоторые рядом с вопросом оставляли свои комментарии. Часть вопросов опросника вызвало значительные трудности у подростков. С одной стороны, они понимали значение вопроса, с другой, не могли оценить, подходит ли оно к ним или нет. В некоторых вариантах ответов, опрашиваемые выбирали оба ответа.

Дезадаптация выявилась у 5% испытуемых, это говорит о том, что у данных подростков есть затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов. Дезадаптированные подростки отличаются пассивностью, нежеланием и неумением решать жизненные ситуации, задержкой в своем развитии. Когда нужно что-то сделать, их охватывает страх: а вдруг не справятся, а вдруг не получится. Чтобы заставить таких испытуемых хоть что-то сделать, им нужно как следует настоять, и тогда они уступит. Дезадаптированные подростки чувствуют неуверенность в себе, испытывают ощущение скованности, внутренней несвободы. Себя не ценят: никто их всерьез не воспринимает; в лучшем случае к ним снисходительны, просто терпят. Данные свидетельствуют о наличии внутренних проблем у подростков, тормозящих естественный и гармоничный процесс адаптации подростков в обществе.

Высокий уровень адаптации показали 30% респондентов. У подростков с высоким уровнем адаптации высокое стремление к активной позиции в разных жизненных ситуациях, они общительны, открыты; легко сходятся с людьми, принимают каждого таким, каков он есть. Приняв решение, следуют ему. Большинство из тех, кто их знает, хорошо к ним относятся, любят их. В душе адаптированные испытуемые - оптимист, верит в будущее. В жизни адаптированные респонденты успешно пользуются сложившимися обстоятельствами для осуществления своих целей и стремлений. При этом эмоциональный фон подростков, в основном, отличается радостью и удовлетворенностью.

Для определения уровня агрессивности подростков была проведена методика ""Психологическая типология личности (К.Г. Юнг)"".

Результаты проведения методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни агрессивности подростков

Уровни агрессивности Количество учащихся в (%)
Очень высокий 20
Повышенный 35
Средний 20
Невысокий 20
Низкий 5

 

Результаты диагностики уровня агрессивности демонстрируют, что очень высокий уровень проявления агрессивности имеют 20% детей, повышенный у 35%. У данных подростков отмечаются такие черты, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность. Подростки часто проявляют вербальную, физическую и косвенную агрессию. Уровень эмоционального напряжения у данных подростков настолько высок, что временами они не могут справиться с желанием навредить кому-либо. Когда установленное правило им не нравится, хочется нарушить его. Подростки с высоким уровнем агрессивности не могут удержаться от спора, если люди не согласны со ними; требуют, чтобы люди уважали их права. Иногда им кажется, что над ними насмехаются. Чаще всего они решают вопросы силой, либо подавляются более "сильными", затаивая в себе еще больше недовольства.

Средний уровень агрессивности показали 20% учащихся. Такие подростки выражают гнев, страх, враждебность. Иногда могут посплетничать о людях, которых не любят. Знают, что люди говорят о них за спиной. Испытуемых настораживают люди, которые относятся к ним более дружелюбно, чем они этого ожидали. Подростки со средним уровнем агрессивности часто бывают не согласны с людьми; когда кричат на них, кричат в ответ.

Невысокий уровень агрессивности показали 20% учащихся и низкий уровень агрессивности показали 5% подростков. Эти испытуемые легко идут на контакт, проявляют доброжелательность, повышенный фон настроения, желание договариваться в случае непонимания. Подростки открыты для взаимодействия, их слова отражают положительный фон настроения и мышления, не огорчаются из-за мелочей, почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

В результате тестирование показало, что при высоком уровне адаптации проявляется пониженный уровень агрессивности.

При снижении уровня адаптации до среднего начинается увеличиваться уровень агрессивности.

Низкий уровень адаптации показали 5% испытуемых, такое же количество подростков констатировали высокий уровень агрессивности. Результаты сравнения показывают, что уровень агрессивности и уровень адаптации действительно демонстрируют обратно пропорциональную связь.

Так при низком уровне адаптации все испытуемые показали высокий уровень агрессивности (5%). Таким образом, можно утверждать, что агрессивность, как способность проявлять гнев, раздражительность, выражать словесно или физически недовольство ситуацией, является проявлением дезадаптации.

Анализируя результаты также можно заметить, что снижение уровня проявления агрессивности уже способствует более успешной адаптированности подростка.

Подростковый возраст отличается неравномерностью развития и нестабильностью эмоционального состояния, поэтому в этой связи наличие агрессии у детей кажется вполне оправданным в данной ситуации. Данные свидетельствуют о наличии агрессивных побуждений у подростков и выражении их косвенными средствами, что частично снимает эмоциональное напряжение в период адаптации на протяжении всего переходного периода. Во взаимодействии остаются нерешенными противоречия подростков, затрудняется процесс социальной адаптации. Это обусловлено тем, что направленность агрессии детьми скрывается или не осознается.

Можно полагать, что возрастные особенности детей, а именно большая чувствительность, ранимость особенно в подростковом возрасте сыграли здесь существенную роль. Общая агрессивность, враждебность, обида, чувство вины, раздражение в целом является одним из показателей дезадаптации, что подтвердилось экспериментальными данными.

Таким образом, результаты экспериментального исследования наглядно демонстрируют о взаимосвязи уровня адаптации подростков и проявлений агрессивности у них. Анализ результатов исследования показывает, что чем ниже уровень адаптации, тем выше уровень агрессивности.

Исследование подтверждает данные о том, что агрессия подростков вместе с ее проявлениями вызывается не только неудовлетворением потребности в любви, не только ожиданием наказания или воспоминаниями о нем, но и активным стремлением детей наладить свою жизнь, свое положение в обществе сверстников любыми средствами. Дефицит любви составляет фон, на котором легче проявиться агрессии. Агрессивное поведение окружающих индуцирует ответную агрессивную реакцию ребенка, нарушая процесс адаптации. Но все-таки сама агрессия применительно к человеку - свидетельство ограниченности средств, которыми располагают подростки для преодоления затруднений и неприятных для себя ситуаций. Агрессия и ее проявления нередко являются защитными реакциями ребенка в процессе адаптации в обществе, стремлением утвердиться любой ценой, особенно в период активного взросления и утверждения в группе сверстников. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение агрессивных подростков должно нести комплексную поддержку и включать в себя как социальную, так и педагогическую, психологическую направленность. Здесь рекомендуется участие детей в коррекционно-развивающих занятиях.


Заключение

 

В последнее время все более актуальным становится вопрос адаптации подрастающего поколения в современном обществе. Этот вопрос объединил вокруг себя усилия медиков, психологов и педагогов. Адаптация подростка - его приспособление как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. В последнее время широко изучается и явление дезадаптации - как нарушения благоприятного процесса адаптации.

Проблема дезадаптации - явление, препятствующее полноценному личностному развитию подростка и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Повсеместно отмечается возрастание числа детей с признаками дезадаптации, выражающейся в неадекватной форме поведения ребенка в школьной жизни, в высоком уровне агрессивности и негативном эмоциональном отношении к жизни. К факторам развития дезадаптации можно отнести: неполный состав семьи; низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гипероопеке, либо же к гипоопеке; негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность подростков; фрустрационные и невротические состояния; агрессивность поведенческих реакций, негативизм; появление внутренних комплексов; физические и психические переутомления; затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию; слабое развитие волевых качеств и др.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения дезадаптации и проявления агрессивности.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. Это влияет на ход адаптации подростка к окружающему миру. Поэтому в такой непростой и сложный переходный период от детства к взрослости следует создавать условия для снижения уровня агрессии и повышения адаптации подростков.

Целью исследования стало выявление взаимосвязи между уровнем адаптации и уровнем агрессивности подростков.

Была выдвинута гипотеза, предполагающая, что между уровнем адаптации подростков и их агрессивностью существует взаимосвязь: чем ниже уровень адаптации, тем выше уровень агрессивности.

Исследование, направленное на выявление взаимосвязи уровня адаптации и агрессивности в подростковом возрасте, проходило на базе МБОУ "Гимназия №11" г. Бийска.

Исследование подтверждает данные о том, что высокий уровень агрессивности подростков вызывается неудовлетворением потребности в любви, ожиданием наказания или воспоминаниями о нем, активным стремлением детей наладить свою жизнь, свое положение в обществе сверстников любыми средствами. Агрессия и ее проявления нередко являются защитными реакциями ребенка в процессе адаптации в обществе, стремлением утвердиться любой ценой, особенно в период активного взросления и утверждения в группе сверстников. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение агрессивных подростков должно нести комплексную поддержку и включать в себя как социальную, так и педагогическую, психологическую направленность.

По результатам исследования рекомендуется участие детей в коррекционно-развивающих занятиях для снижения уровня агрессивности. Данные занятия были разработаны в рамках данного экспериментального исследования.

Итак, результаты экспериментального исследования наглядно демонстрируют о взаимосвязи дезадаптации подростков и проявлений агрессивности у них. Анализ результатов исследования показывает, что чем ниже уровень адаптации, тем выше уровень агрессивности.

Таким образом, цель дипломной работы достигнута, задачи исследования выполнены. Гипотеза исследования подтвердилась, действительно между уровнем адаптации и уровнем агрессивности существует взаимосвязь: чем ниже уровень адаптации, тем выше уровень агрессивности.

 


Список использованной литературы

 

1.  Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию [Текст] / Г.С. Абрамова - М. Академия, 1996. - 119с.

2. Адлер, А. Индивидуальная психология, её гипотезы и результаты. Теории личности о западно-европейской и американской психологии [Текст] / А. Адлер / Сост.д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 1996. - С.163-180.

3. Александров, A. A. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера [Текст] / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981. - 176 с.

4. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э.М. Александровская. - М., 2002. - 308 с.

5. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алемаскин - М.: Просвещение, 1979. - 74с.

6. Алмазов, Б.Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания [Текст] / Б.Н. Алмазов // Социальная педагогика. Б.Ф. Семенов. - Свердловск: Ур. университет, 1989. - С.63-121.

7. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Ур. университет, 1986. - 152с.

8. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) [Текст] / Ю.А. Александровский. - М., 1976. - 270 с.

9. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности [Текст] / М.В. Алфимова, В.И. Трубникова // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.112-122.

10. Андреева, Т.В. Психология современной семьи [Текст]: монография / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

11. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст]: учебное пособие / Р. Байярд, Дж. Байярд. - М, 1991. - 231 с.

12. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: учебное пособие / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. - 324 с.

13. Бахарева, Е.В. Психокоррекция коммуникативной дезадаптации [Текст] / Е.В. Бахарева, О.В. Трошин // Основы кризологической реабилитации. - Т.3. - Часть П. - Н. Новгород: Изд-во ОДНП, 2002. - С.49-79.

14. Бахарева, Е.В. Проблема кинесиологической коррекции школьной дезадаптации у учащихся группы риска [Текст] / Е.В. Бахарева // Коммуникативная дезадаптация. - Н. Новгород: Изд-во ОДНП, 2003. - С.47-48.

15. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений [Текст] / И.А. Бобылева. - М., 2007 - 235 с.

16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И. Божович. - М., 1968. - 325 с.

17. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2004. - 164 с.

18. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 1989. - 450 с.

19. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст]: монография / М.И. Буянов. - М., 1986. - 208 с.

20. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

21. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]: монография / К. Бютнер. - М., 1991. - 360 с.

22. Вагенас, Э. Динамика агрессивности у младших школьников в условиях разных стилей воспитания [Текст]: монография / Э. Вагенас. - М., 1995. - 446 с.

23. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: монография / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз. - 1997. - 224 с.

24. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст]: монография / Л.С. Выготский. - Т.З. Проблемы развития психики / Под ред.А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

25. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]: монография / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1995. - 236 с.

26. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2 т. [Текст]: монография / Ж. Годфруа: Пер. с фр. / Под ред.Г. Г. Аркелова. - М.: Мир, 1996. - 358 с.

.   Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С.А. Беличевой, И. А Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 1993.

28. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]: монография / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2000. - 554 с.

29. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез [Текст]: монография / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988. - С.248.

30. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - СПб., 2000. - 230 с.

31. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения детей к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. - 1993. - № 21 - С.35 - 43.

32. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С.13 - 23.

33. Колосова, С.В. Агрессия и агрессивность [Текст] / С.В. Колосова // Школьный психолог. - 2000. - № 1. - С.27-29.

34. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6 - 7 летнего возраста с агрессивным поведением [Текст] / С.И. Колосова // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С.50-58.

35. Коновалова, Н.Л. Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений [Текст] / Н.Л. Коновалов // Дефектология., СПб., - 1994. - 329 с.

36. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М., 2002.

37. Корытченкова, Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка [Текст]: учебное пособие / Н.И. Корытченкова. - Новосибирск, 2000. - 23 с.

38. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: монография / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.

39. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / И. Лангмейер, З. Матейчик. - Прага, 1984. - 470 с.

40. Левитов, Н.Д. От фрустрации к агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Психологический журнал. - 1990. - №5. - С.16 - 23.

41. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т [Текст]: монография / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

42. Липендина, Е.А. Особенности проявления агрессии у детей с неврозами [Текст] / Е.А. Липендина // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 16-17 апреля 2004 г.) - Бийск: НИЦ БПГУ им.В.М. Шукшина, 2004. - 419 с. - С.242 - 245.

43. Лоренц, К. Агрессия (так называемое "зло") [Текст]: монография / К. Лоренц. - М., 1990. - 285 с.

44. Мастюкова, Е.М. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации [Текст] / Е.М. Мастюкова. - Пособие для практических работников образования. - М., 2001.

45. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст]: монография / Н. Ньюкомб. - М., 2002. - 639 с.

46. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. - М., 1999. - 520 с.

47. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л.Я. Олиференко. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.

48. Пинегина, Н.Е. Проблема повышения статуса подростка в группе как личностного ресурса его психологического здоровья [Текст] / Н.Е. Пинегина // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 30-31 мая 2005 г.) - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - С.138 - 139.

49. Поливанова, К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.32 - 40.

50. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст]: монография / М. Раттер. - М., 1987. - 324 с.

51. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности [Текст]: монография / А.А. Реан. - СПб, 1999. - 360 с.

52. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 592 с.

53. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей [Текст]: альбом диагност. и коррекц. методик / А.А. Романов. - М.: Романов, 2001. - 256 с.

54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: монография / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

55. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии - 2005. - № 1. - С.1 - 87.

56. Свиридов, А.Н. Воспитательный потенциал и психологическая культура семьи [Текст] / А.Н. Свиридов // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 30-31 мая 2005 г.) - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - С.56 - 58.

57. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: монография / Л.М. Семенюк. - Москва, 1996. - 398 с.

.   Словарь практического психолога [Текст] / Сост.С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

59. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С.3 - 13.

60. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 297 с.

61. Фирсанова, Е.Ю. Влияние родительско-детских отношений на успешность адаптации к школе [Текст] / Е.Ю. Фирсанова // Психология и школа. - 2005. - №2.

62. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]: монография / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 1994. - 162 с.

63. Фурманов, И.А. Детская агрессивность [Текст]: монография / И.А. Фурманов. - Минск, 1997. - 425 с.

64. Холмогорова, А.Б. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: результаты эмпирического исследования [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова // Вопросы психологии. - 2007 - № 6 - С.69 - 77.

65. Холмогорова, А.Б. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: состояние проблемы, методы исследования [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова // Вопросы психологии. - 2007 - № 5 - С.84 - 90.

66. Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) [Текст]: учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2006. - 608 с.

67. Чишкова, Л.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка [Текст] / Л.В. Чишкова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 16-17 апреля 2004 г.) - Бийск: НИЦ БПГУ им.В.М. Шукшина, 2004. - С.309 - 310.

68. Элиот, Ф.А. Агрессия: Продукт биосоциальных взаимодействий [Текст]: монография / Ф.А. Элиот. - Нью-Йорк, 1988. - 250 с.

69. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды М., - 1989. - 250 с.

70. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание. Теория и методика [Текст] / В.Р. Ясницкая. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...