Особенности аудита в строительных организациях
Особенности аудита строительных организации обусловлены спецификой ценообразования в отрасли и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложной, обычно многоступенчатой, системой расчетов между участниками строительства объекта недвижимости. Эффективная организация системы учета расходов – насущная проблема многих строительных организаций. Развитие аудита в строительстве вызвано необходимостью планирования, учета и контроля расходов на капитальное строительство. С учетом того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, возрастают требования к системе, которая должна обеспечивать получение оперативной и достоверной информации для принятия соответствующих решений. Особенно острую потребность в подобной информации испытывают субъекты, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы. Оказать помощь в решении этих проблем – задача аудита строительных организаций (компаний). Аудит строительных организаций проводится с учетом общих принципов, однако он имеет ряд особенностей. В зависимости от поставленных задач, выделяют следующие варианты проверки: - проверка от имени инвестора деятельности заказчика или подрядчика; - проверка от имени застройщика (инвестора и заказчика в одном лице) результатов деятельности подрядчика и расчетов с ним; - проверка от имени головной компании строительной деятельности филиалов; - комплексная проверка достоверности отчетности строительной организации в рамках обязательного аудита. Аудит в строительстве требует повышенного внимания к определенным процедурам. При проведении аудита строительных организаций специалисты делают акцент на следующих направлениях:
- оценка сохранности (возможно проведение инвентаризации) материальных ценностей - проверка правильности формирования стоимости материалов при их списании на производство строительных работ; - проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ, которая осуществляется при участии в инвентаризации строительных объектов аудитора путем сопоставления полученных результатов с актами на выполнение строительно-монтажных работ (форма № КС-2, форма № 26). В рамках данной процедуры по взаимному согласию сторон допускается привлечение эксперта. Специфическим вопросом при аудите подрядных строительных организаций является рассмотрение особенностей формирования себестоимости строительных работ. На любом предприятии вопрос учета затрат и формирования себестоимости является центральным и наиболее трудоемким, а для целей аудита в сфере строительства представляется наиболее интересным. Целью проверки затрат в строительных организациях является: - проверка законности отнесения затрат на производство строительных работ; - правильности документального отражения затрат; - неизменности выбранного на год метода учета затрат и калькулирования; - распределения затрат между отдельными объектами строительства и незавершенным производством строительных работ; - списания сумм накладных расходов и способов их распределения; - включение в себестоимость различных видов расходов (на оплату командировок, рекламу, подготовку кадров представительских расходов). Задачами проверки учета затрат являются: - определению правильности включения в расходы отдельных составляющих элементов; - определению права собственности на строительные материалы, машины и механизмы; - оценке основных и оборотных средств, используемых на капитальное строительство; - оценке достоверности исчисленной себестоимости строительства объектов;
- проверке правильности составленной корреспонденции счетов. - оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; - подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов; - арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета. Аудиторскую проверку затрат в условиях ОАО «ДРС» можно условно разделить на 4 этапа: 1 этап — подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора. На данном этапе производится изучение организационных и технологических особенностей «Строительной организации», а именно анализ учредительных документов, планов и сметной документации, визуальный осмотр строительных объектов. Подготовительный этап частично затрагивает стадию предварительного планирования аудита. Для получения информации об организации для обеспечения дальнейшего планирования можно использовать следующую систему тестирования строительной организации:
Таблица 2.1: Тесты проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности строительной организации на примере ОАО «ДРС»
На основе информации анкетных листов теста (табл. 2.1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственной деятельности строительной организации по следующим направлениям: степень выполнения договорных обязательств; уровень использования имеющихся производственных мощностей; состояние строительного задела; уровень ритмичности производства; качество выполняемых строительных работ. Количественный критерий вариантов ответов: 5—7 — низкий уровень аудиторского риска; 7—10 — средний уровень аудиторского риска; 10—15 — высокий уровень аудиторского риска. Для ответов на вопросы тестов используются следующие источники информации: утвержденная проектно-сметная документация; заключенные договоры подряда и субподряда; паспорт организации; журналы производства работ на объектах строительства (ф. КС-6); нормы продолжительности и задела в строительстве; акты приемки-сдачи выполненных работ (ф. КС-2); акты инвентаризации незавершенного строительного производства (ф. КС-7); справка об остатках незавершенного строительного производства (ф. 3); акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, бухгалтерская отчетность. На втором этапе, в соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Кроме того, формируется общий план и сводная программа аудита. Согласно федеральному правилу (стандарту) № 3 «Планирование аудита» предполагается разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудита осуществляется поэтапно: 1. предварительное планирование; 2. сбор общих сведений об экономическом субъекте; 3. оценка существенности и аудиторского риска; 4. разработка общего плана и программы аудита. В результате планирования аудита рассматриваемого участка учета должны быть составлены: - общий план аудита затрат с определением объемов, графика и срока проверки того или иного объекта; - аудиторская программа аудита затрат «Строительной организации» с установленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур. Третий этап – непосредственно проведение аудита. Один из самых сложных и трудоемких этапов. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур. Аудит затрат в «Строительной организации» логично проводить в разрезе следующих направлений: - проверка использования материальных ресурсов в строительстве; - проверка операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; - проверка расходов на оплату труда; - проверка накладных расходов; - проверка расчетов с субподрядчиками; - проверка классификации, группировки и распределения затрат; - проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ. На данном этапе особое внимание следует уделяить контролю применяемых методов учета затрат, документальной обоснованности, законности и экономической целесообразности отдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированию себестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов. 4 этап завершает собой проведение аудита и является заключительным. Это этап включает формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского заключения. Совместно с рабочей документацией его представляют руководителю проверки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|