Итак, согласно пункту 2.1 данной работы, на первом этапе ведется подготовительная работа с клиентом, в частности проводится проверка учетной документации, договоров и т. д. Результаты приведены в таблице 2.1. Результат – 7 ответов, что говорит о среднем уровне аудиторского риска. Так, в результате проверки договоров с заказчиками были выявлены следующие нарушения: Договор №67546 с ОАО «Дагэнерго» на постройку подстанции в селе Шали устанавливает сроки окончания работ, а именно 12.03.2008, тогда как работы были завершены 17.11.2008 (согласно актам сдачи объектов строительства, актов о приемке выполненных работ и т.д.); Договор №6754212 с ОАО «Карбид» на постройку ангаров должен был быть завершен 14.10.2008, тогда как сдан, согласно документам только 28.10.2009г. В проектно сметной документации утверждены работы на 11.11.2008 год по строительству многоквартирного дома в г. Черкесск, которые на настоящий момент еще не начаты. Относительно субподрядных организаций: есть трудности с оплатой услуг субподрядчиков, так, с ООО «Фундамент» был подписан договор на выполнение работ по гидроизоляции фундамента. В обязательства ОАО «ДРС» входило: подготовить фундамент к гидроизоляции 21.03.2008. Фундамент был подготовлен для работ ООО «Фундамент» лишь 5.04.2008, соответственно сроки выполнения работ субподрядчиком затянулись. Производственные мощности используются достаточно эффективно, однако есть моменты простоя ОС. Так, экскаваторы ковшевые (инвент. № 465, 485, 567) находящиеся на балансе ОАО «ДРС» находятся в простое, тогда как аналогичный им экскаватор, использовавшийся при строительстве ангаров для ООО «Карбид» в процессе работ был сломан, из за чего срок сдачи ангаров затянулся. Можно сделать вывод о неэффективном использовании ОС. Контроль за выполнением строительно-монтажных работ возложен на отдел контроля качества ОАО «ДРС». В работе данного отдела частично используются АРМ, приборы проверки качество смесей, сварных швов и т. д. Для оценки риска средств контроля применим систему тестов, представленную в таблице 2.2. Данные получены в результате устного опроса главного бухгалтера ОАО «ДРС»
По данным табл. 2.2 проведенного опроса можно сделать вывод, что надежность системы внутреннего контроля ОАО «ДРС» находится на среднем уровне. (18 вопросов, положительных 15, в % - 83%). Поэтому в программе аудита будет предусмотрен ряд процедур аудита, позволяющих убедиться в отсутствии искажений в регистрах учета по счетам затрат.
В свою очередь, для оценки внутрихозяйственного риска по участку учета затрат разработана система тестирования, рассматривающая только материальные затраты и затраты на оплату труда. Такой подход объясняется:
- система учета ОАО «ДРС» организована со средним (стремящимся к высокому) проявлением контрольной функции;
- практика аудиторских проверок показывает, что данные элементы затрат наиболее значимы при производстве строительных работ и по ним наблюдается наибольшее число искажений.
Тесты оценки внутрихозяйственного риска по участкам затрат представлены в таблице 2.3, 2.4.
Таблица 2.3: Анкета тестов проверки оборотов и сальдо по счетам учета материальных расходов на осуществление капитального строительства ООО «Строительная организация»
Для оценки уровня используется систем цифр: 0 – учет вообще отсутствует; 1 – низкий уровень учет; 2 – средний; 3 – высокий уровень учета. В качестве приблизительного ориентира используют следующие показатели уровня состояния учета: 0 — учет отсутствует; 0 - 15 — низкий уровень учета; 16 - 23 — средний уровень учета; 24 - 33 — высокий уровень учета.
Таблица.2.4. Анкета тестов по проверке правильности отражения в учете операций по оплате труда ООО «Строительная организация»
По итогам проведенных тестов (табл. 2.3-2.4) можно сделать вывод, о том что учет ведется на высоком уровне и внутрихозяйственный риск низкий.
В связи с тем, что риск средств контроля средний (стремящийся к низкому), внутрихозяйственный риск низкий, то риск необнаружения можно оценить как высокий. Это объясняется тем, что при проверке будет рассмотрено меньше документов, т.к. аудитор признал, что системе внутреннего контроля и учета можно доверять с большой долей вероятности.
Такое значение всех составляющих риска свидетельствует о высоком аудиторском риске. Оценка уровня существенности производится на основании отчетности ОАО «ДРС» (Приложение 1) и представляется в табличной форме (табл. 2.5) с использованием системы базовых показателей:
1. Расчет среднестатистического значения уровня существенности:
2. Расчет отклонения наименьшего значения уровня существенности от среднего в %-х:
3. Расчет отклонения наибольшего значения уровня существенности от среднего в %-х:
Требования стандарта не выполняются, т.к. отклонение среднего значения составляет более 20%. Рассчитываем новое среднее значение,:
(6127+4404+9093)/3=6541 т.р.
Условие стандарта «Существенность в аудите» опять не выполняются. Соответственно за уровень существенности берем наименьшее значение – 1404 т.р. Следующим этапом планирования является разработка общего плана и программы аудита с учетом величины аудиторского риска (табл. 2.6).
Перечень вопросов, включенных в программу проверки затрат на осуществление капитального строительства, разработан с учетом всех факторов, оказывающих влияние на формирование отдельных элементов сальдо.
№
п/п
| Наименование и содержание аудиторских процедур
| Метод получения аудиторских доказательств
| Источники информации, рабочие документы аудитора
|
1.
| Проверка состояния технического контроля (надзора) за строительным процессом
| Проверка документов, устный опрос персонала
| Договора, приказы
|
2.
| Сравнение динамики статей баланса «Незавершенное строительство» и «Основные средства»
| Аналитические процедуры
| Анализ счета 01 и 08 (обороты по данным четам)
|
3.
| Проверка расчетов с субподрядчиками и поставщиками
|
3.1
| Проверка расчетов с поставщиками оборудования, подрядными, проектными и другими
организациями
| Сканирование
| Сопоставление данных анализа счета 60,76 по субконто, Главной книги по счетам 07, 08;
|
3.2
| Сравнение фактических и плановых показателей, исчисление удельного веса отдельных видов капитальных затрат в их совокупной величине
| Аналитические процедуры
| Сметы, анализ счета 60 «Субподрядчики»
|
3.3
| Проверка информации о реальности остатков счетов кредиторской задолженности
| Подтверждение
| Письменный или устный запрос у третьей стороны по поводу задолженности
|
3.4
| Проверка реальности задолженности и соответствия объемов выполненных работ по документам и по факту
| Инвентаризация расчетов
|
|
4.
| Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства
|
4.1
| Проверка наличия договоров о материальной ответственности
| Проверка документов, подтверждение
| Список материально-ответственных лиц, договора о материальной ответственности
|
4.2
| Проверка наличия приказа и образцов подписей лиц, имеющих право подписи документов на расход материалов
| Проверка документов
| Приказы, образцы подписей
|
4.3
| Проверка соответствия определения фактической себестоимости материалов при их списании на производство варианту оценки, предусмотренному в учетной п-ке
| Проверка документов, прослеживание, составление альтернативного баланса
| Учетная политика, материальные отчеты (ф. № М-19)
|
4.4
| Проверка правильности отнесения в состав оборотных средств инвентаря и хозяйственных принадлежностей, порядок их включения в затраты на производство строительно-монтажных работ
| Проверка документов, пересчет, проверка соблюдения правил учета по данным операциям
| Приходные ордера и другие документы на оприходование инвентаря и хозяйственных принадлежностей, карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», материальные отчеты (ф. № М-19), данные оперативного учета
|
4.5
| Сличение данных учетных регистров бухгалтерского и складского учета
| Сканирование
| Приходные ордера (ф. М-4), акты о приемке материалов (ф. М-7), лимитно-заборные карты (ф. М-8), карточки учета материалов (ф. М-17), материальные отчеты (ф. № М-19), оборотные ведомость по группам материалов
|
4.6
| Проверка отражения в учете результатов инвентаризации строительных материалов (инвентаризацию рекомендуется проводить с участием аудитора и эксперта-строителя)
| Инвентаризация, проверка документов
| Инвентаризационные описи, сличительные ведомости
|
4.7
| Сопоставление стоимости списанных на строительство материалов по нормам против фактически израсходованной их величины
| Подготовка альтернативного баланса
| Анализ счета 20 по субконто, карточка счета 20, материальные отчеты (ф. № М-19)
|
5.
| Проверка операций по учету расчетов по оплате труда
|
5.1
| Изучение Положения по оплате труда
| Проверка документов
| Положение по оплате труда
|
5.2
| Сопоставление разработочной таблицы распределения зарплаты по направлениям затрат
| Сканирование
| Анализ счета 20, 25, 26 по субконто, карточка счета 70, 69
|
5.3
| Проверка нарядов на сдельные работы и полноты их дальнейшего отражения в учете
| Прослеживание
| Трудовые договора на сдельные работы, наряды на дополнительные работы, анализ счета 20 по субконто
|
5.4
| Проверка документального оформления расчетов с персоналом по оплате труда
| Проверка документов
| Наряды, трудовые соглашения
|
5.5
| Проверка лицевых счетов для получения информации об удержаниях и доплатах, проверка удержаний на предмет соблюдения законодательства и правильности их расчета
| Проверка документов, прослеживание, пересчет
| Лицевые счета, исполни тельные листы
|
5.6
| Проверка соответствия записей по начислению заработной платы в лицевых счетах и удержаний документам, представленным работниками на удержания (следует пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты)
| Проверка документов, пересчет, подтверждение
| Расчетно-платежная ведомость, лицевые счета, Положение по оплате труда
|
5.7
| Проверка достоверности записей в ведомостях на заработную плату по окладам, нарядам и т.п.
| Проверка документов, пересчет, прослеживание
| Положение по оплате труда, наряды, штатные расписания
|
5.8
| Проверка норм выплат заработной платы, сверхурочных оплат, оплат за вынужденные простои; проверка наличия санкции руководителя на эти выплаты
| Проверка документов, пересчет, устный опрос
| Приказы, Положение по оплате труда
|
5.9
| Проверка наличия приказов на выплату премий и вознаграждений
| Проверка документов
| Приказы, Положение по
оплате труда
|
5.10
| Соответствие задолженности по оплате труда,
значащейся в расчетно-
платежных ведомостях и в Главной книге
| Прослеживание,
проверка документов
| Главная книга сч. 70
«Расчеты с персоналом
по оплате труда», свод-
ная ведомость по начислению и удержанию заработной платы
|
5.11
| Проверка правильности
включения в затраты на
производство строительно-монтажных работ расходов на оплату труда
| Проверка документов, пересчет,
подтверждение
| Сводная ведомость по
начислению и удержанию средств, справка о распределении затрат по объектам учета
|
5.12
| Проверка правильности включения в затраты на производство строительно-монтажных работ отчислений на социальные нужды
| Проверка документов, пересчет, прослеживание
| Главная книга по сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», сводные ведомости по начислению и удержанию заработной платы
|
5.13
| Выборочный пересчет итогов платежной ведомости по горизонтали и вертикали
| Проверка арифметических расчетов
| Платежные ведомости
|
6.
| Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов
|
6.1
| Проверка наличия разрешений на право эксплуатации машин и механизмов
| Проверка документов
| Лицензии
|
6.2
| Проверка правильности
списания расходов по
использованию строительных машин и механизмов
| Сканирование
| Сопоставление анализа счета 60 по субконто и Главной
книги по сч. 20, 25
|
6.3
| Проверка правильности
начисления амортизации строительных машин и механизмов
| Пересчет
| Ведомости начисления
амортизации, нормы
|
6.4
| Проверка правильности
начисления оплаты тру-
да рабочим, обслуживающим строительные машины и механизмы
| Проверка документов, пересчет,
подтверждение
| Лицевые счета, журнал
ф. ЭСМ-6
|
6.5
| Проверка правильности
списания горюче-смазочных материалов на работу машин и механизмов
| Проверка документов, пересчет,
прослеживание, подтверждение
| Нормы расхода ГСМ,
журнал учета работы
машин и механизмов
|
6.6
| Проверка расходов по использованию привлеченных машин и механизмов
| Проверка документов, пересчет
| Акт выполненных работ ф. 2 и справка КС-3, справка ЭСМ-7
|
6.7
| Проверка правильности
документального
оформления выполненного объема перевозок привлеченным автотранспортом
| Проверка документов, подтверждение
| Отрывные талоны на
заказ транспорта, прила-
гаемые к счетам, предъ-
явленным строительной организации
|
6.8
| Проверка правильности
документального
оформления выполнения перевозок автотранспортом строительной организации
| Проверка документов,
подтверждение
| Путевые листы
ф. 4-С, 4-П
|
6.9
| Проверка правильности
начисления амортизации на автотранспорт строительной организации
| Пересчет, проверка соблюдения
правил учета
| Путевые листы, ведомость начисления амортизации
|
6.10
| Проверка правильности
начисления оплаты тру-
да водителям и обслуживающему персоналу
| Проверка документов, пересчет
| Путевые листы, Положение по оплате труда,
табеля учета рабочего времени
|
6.11
| Проверка правильности
списания горюче-
смазочных материалов
| Проверка документов, пересчет
| Ведомость учета работы
автомобилей, нормы
ГСМ
|
6.12
| Проверка расходов на
ремонт автомобилей и
основных средств автомобильного транспорта
| Проверка документов, подтверждение, пересчет
| Ведомости дефектов автомобильного транспорт-
та, акты списания запасных частей и ремонтных материалов
|
7.
| Проверка накладных расходов
|
7.1
| Проверка расходов
административно-хозяйственного назначения
| Проверка документов, прослеживание
| Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени
|
7.2
| Проверка расходов по
обслуживанию работни-
ков строительства
| Проверка документов,
прослеживание
| Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени
|
7.3
| Проверка расходов по
организации работ на
строительных площадках
| Проверка документов, прослеживание, устный и
письменный опрос
| Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени
|
7.4
| Проверка прочих расходов, проверка обоснованности отнесения расходов к данному виду, проверка полноты и своевременности отражения их в учете
| Проверка документов, прослеживание
| Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени
|
7.5
| Выделение из общей
величины прочих капитальных затрат расходов, не связанных с проектно-изыскательскими, и их проверка
| Проверка документов
| Анализ счета 26 по субконто
|
7.6
| Проверка правильности
распределения накладных расходов
| Проверка документов
| Расчет распределения, учетная политика
|
8.
| Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ
|
8.1
| Проверка правильности отражения и документального оформления объема выполненных субподрядных работ
| Проверка документов, прослеживание
| Акты формы КС-2 и КС-3 на принятые субподрядные работы, анализ счета 20 по субконто
|
8.2
| Проверка правильности отражения и документального оформления объема принятых заказчиком работ
| Проверка документов, прослеживание
| Акты формы КС-2 и КС-3 сданные работы, анализ счета 20, 90 по субконто
|
9.
| Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулирования инвентарной стоимости готового строительного объекта
|
9.1
| Проверка объемов выполненных работ, участие в инвентаризации
| Проверка документов, натуральное измерение
| Акты на выполнение строительно-монтажных работ ф. КС-3, ф. КС-2, акты инвентаризации
|
9.2
| Проверка соблюдения порядка оформления сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ
| Проверка документов, прослеживание
| Журнал учета выполненных работ ф. КС-6, справка ф. КС-3
|
9.3
| Проверка правильности калькуляции затрат, возмещаемых заказчиком сверх договорной стоимости строительства
| Проверка документов, пересчет
| Договоры, в которых указаны возмещаемые затраты
|
9.4
| Сверка данных учетных регистров по калькулированию себестоимости
строительного объекта
| Сканирование
| Сопоставление анализа счета 20, 90, 26, карточки счета 90 Главной книги по счетам 20, 90
|