Дидактические и воспитательные системы в школе
В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков. Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.
Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний. Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности: — разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки; — организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.); — «аукционы знаний», проводимые на специальных уроках; — проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов; — организация общешкольных познавательных игр; — деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей; — широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;
— привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним; — проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя; — введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр; — разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов; — организация праздников знаний в форме Читай-города. Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию. Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно. Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс. Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.
Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы. Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно меняется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип педагога- педагог-исследователь. Начальное образование
Первый класс - это ответственный период жизни ребенка. В этом классе все первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека - ученик, и первая самостоятельность - прочитанная книга, и первый поход, и первый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, от первого общения с ними, от отношений, которые складываются в классе, во многом зависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе. В первом классе учитель стремится познакомить детей, подружить их, вызывает у них доверительные чувства, доброе отношение друг к другу, заинтересовывает совместной деятельностью трудиться в коллективе. Этому помогает новый для детей вид деятельности - ученье, а также вся внеурочная работа, и прежде всего совместные игры.
Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Наряду с блестяще подготовленными, эрудированными, начитанными, умеющими интересно излагать свои мысли есть не знающие элементарного: название дней недели, времен года, имен родителей. Отличаются первоклассники и опытом жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно выделить три группы: «домашних» детей, воспитанников одного детского сада, воспитанников разных детских садов. «Домашние» дети практически не имеют опыта жизни в детском коллективе, поэтому они часто испытывают трудности в общении с одноклассниками, более ранимы и чувствительны, для них характерно чувство тревожности, но, как правило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического счета, воображение более развиты. Воспитанники разных детских садов имеют опыт жизни в коллективе, но, попав в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников, с которыми они дружили, общались, нет опоры на друзей, знакомый коллектив. В первые две недели они чувствуют растерянность, дискомфорт. Это продолжается недолго. Дети довольно быстро находят контакт с одноклассниками. Воспитанники одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективе сверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают друг друга. Для них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, они активно общаются со сверстниками и взрослыми. Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность. Во второе воскресенье сентября мы обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее в непринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к походу дает возможность привлечь родителей к классным делам (дети сами еще мало активны). Они тщательно готовятся к походу, продумывают маршрут, снаряжение, готовят соревнования, конкурсы, игры. Ребята в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга, быстрее знакомятся, завязываются дружеские связи, выделяются лидеры. Родители могут увидеть своего ребенка в общении с одноклассниками, с большим числом взрослых, услышать, как разговаривает, ведет себя ребенок, что говорит, сравнить, отметить и хорошее, и то, что требует корректировки. Поход позволяет им познакомиться с другими родителями класса. Учителю дает возможность сразу выделить наиболее активных детей и тех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данного класса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг с другом, степень активности.
После похода дети уже увереннее себя чувствуют в классе, появляются пары, тройки и более крупные объединения (особенно мальчиков). На уроках они становятся спокойнее, на переменах более шумные. Огромные возможности развития личности в классном коллективе таит в себе учебная деятельность. Так, на уроках труда можно научить работать вдвоем, помогать друг другу, одалживать товарищу инструменты и материалы, объяснять однокласснику непонятное, выполнять общую на двоих работу. Первое время ребятам трудно разделить работу между собой: каждому хочется все сделать самостоятельно, но со временем первоклассники начинают понимать, что работать вдвоем удобнее, да и работа лучше и быстрее получается, посоветоваться можно, обменяться впечатлениями, а ведь это тоже немаловажный факт. В конце первого класса могут работать бригадами по три человека. Эта работа требует распределения поручений, планирования работы, анализа сделанного. Систематическая коллективная работа на уроках в течение года способствует обогащению и углублению деловых и дружеских взаимоотношений детей между собой, развитию навыка коллективного сотрудничества, пробуждает интерес к товарищам, воспитывает уважение к чужому мнению, развивает навыки общения. Для формирования коллектива класса существенно, что в нем есть звездочки. В звездочках могут полнее раскрыться возможности, таланты детей. Ребята видят себя в разных ролях: и командиром, и подчиненным, - быстрее привыкают к одноклассникам, чувствуют себя увереннее, комфортнее, чем среди 35 детей, и через звездочку легче адаптируются к школе, к классу. Участие в школьных коллективных делах, при подготовке к которым происходит разновозрастное общение, способствует развитию детей младшего школьного возраста. Выступая перед другими коллективами школы, класс представляет собой единый организм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия, знакомятся с традициями школы и утверждают их в последующих классах. Дела, проводимые в классе и в школе, создают атмосферу увлеченности, радости, хорошего настроения, желания работать, эмоционального комфорта в. коллективе. Новая учебная деятельность полностью захватывает первоклассников, а учитель, оценивающий эту деятельность, становится основной фигурой процесса обучения, мнение которого определяющее. Сам коллектив в начале первого класса не представляет единства, он находится в стадии зарождения. В конце первого года обучения у первоклассников появляется интерес к одноклассникам, к коллективу класса и школы. К концу года у ребят повышается интерес к коллективной деятельности. Уменьшается количество конфликтов и ссор, ребята стараются разрешать возникшие проблемы мирным путем.
Коммунарская методика
Коммунарская методика возникла во внешкольной среде и строилась сразу как чисто воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Это обстоятельство, а также и то, что система сразу начинала работать в демократическом режиме, что сориентирована она была на ребенка, развитие его творческих задатков, - все это создало благоприятные условия для использования коммунарской методики. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективных делах. Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба). Однажды в школе появилось объявление: «Внимание! Завтра, в воскресенье, в 11 часов утра, в школе стартует ТУ 1. Членами его экипажа может стать любой ученик, учитель или родитель, кто хочет, чтобы в школе жилось интересно, дружно, весело. Ждем всех желающих. Явка не обязательна». В первой воскресной встрече приняло участие сравнительно немного людей - чуть больше 60 человек. Но на ТУ-2 пришло уже более ста сорока. С тех пор одно из воскресений месяца мы открываем школу для всех желающих интересно провести время в кругу хороших друзей. Именно такой характер - дружеский, непринужденный, доброжелательный - носят эти встречи. Итак, в 11 часов утра собираются желающие. В актовом зале все усаживаются в общий круг, в центре которого зажигается светильник - бригантина с алыми парусами как символ дружбы, верности, романтики. Несколько ребят берут в руки гитары, и в кругу начинают звучать любимые песни. Они помогают создать в бале обстановку дружелюбия и раскованности. Начинается первая часть творческой учебы. Это встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в течение получаса - часа, а потом показать всем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, что оно самое лучшее. Встреча заканчивается общими песнями, которые посвящаются именинникам или товарищам, служащим в Армии. Эта воскресная встреча существенно отличается от воспитательного мероприятия, проведенного по правилам традиционной методики. В ней нет точного плана, отработки текста и действий, нет заранее прогнозируемого результата. Зато много экспромтов, выдумки, юмора, творчества. Что такое коммунарство? Караковский выделил четыре подхода к определению этого понятия. Это - жизненная концепция воспитателей-энтузиастов, их педагогическая вера. Это - движение-взрослых и детей, осуществленное в определенных исторических (временных) рамках. Это - организация, союз единомышленников, единоверцев. Это - то, что осталось от движения и организации, что отсеяно и проверено временем, а именно - методика, инструмент конструирования педагогической реальности. При этом важно подчеркнуть, что наибольший успех эта методика имеет тогда, когда она осуществляется не как простой набор операций, а как реализация гуманистической и демократической педагогической концепции. Развиваясь во внешкольной среде, коммунарская методика строилась сразу как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. В школе господствовал авторитаризм, в условиях внешкольного детского учреждения, которому отводилась роль организатора досуга, свобода педагогического творчества и маневра была относительно большей. Вот почему введение коммунарской методики в школьную жизнь требует осмотрительности и терпения, чувства ситуации и точного расчета. Дело в том, что в школе есть немало условностей, обязательных моментов режима, есть и скучная, повседневная, даже рутинная работа. На одном интересе и романтике всю школьную жизнь не построить. Но именно сейчас, как никогда, жизнь и быт школы нуждаются в обновлении, а методика воспитания - в освобождении от дидактического пресса, от засоренности и формализма. И тут неоценимую помощь окажет коммунарская методика. Коммунарство родилось в самом конце пятидесятых годов в Ленинграде. Там, во Фрунзенском Дворце пионеров, родилась знаменитая на всю страну Фрунзенская коммуна. У ее колыбели стояли Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро. Черты коммунарства и его принципы. Первое. Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Ребята с гордостью называют себя коммунарными, так как высокие идеалы людей коммунистического будущего считают для себя реальными жизненными ориентирами и воплощают их в своей среде без опасений быть осмеянными. Это удовлетворение естественной потребности юности в идеале. Второе. Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежегодное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Эта позиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себя работой на их благо. В главном девизе коммунаров есть фраза «Наша цель - счастье людей!» Третье. Пять само: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства в коммуне, работа дежурных командиров. Четвертое. Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых. Коммунары сами приглашают к совместной с ними работе взрослых, облекая их полным доверием, но не предоставляя им никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения. В такой ситуации пропадает ощущение возраста. Это же требует от взрослых постоянного творческого напряжения, чтобы не превратиться в балласт, не потерять статус старшего друга. Пятое. Творчество - черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным, даже праздничным ведет к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество является гарантией от формализма. В одной из коммунарских речевок говорится: «Формалист и бюрократ - самый ядовитый гад!» Выдумывания новых форм неизбежно обостряет внимание к инструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары - люди ярко выраженных педагогических наклонностей. Шестое. Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна - это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести. Когда говорят о коммунарской методике, подразумевают чаще всего методику коллективных творческих дел. Действительно, КТД (коллективное творческое дело) - это главная методическая единица. КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. Коммунарская (или «орлятская») методика - это громадное богатство, которым сегодня надо владеть каждому педагогу - воспитателю. Но для этого нужен определенный уровень отношений. Если просто заменить старост дежурными командирами, при этом ничего не меняя ни в содержании, ни в характере их деятельности и положения, толку не будет. Если призвать детей к откровенности, но при первом же непривычном суждении обидеться и закатить истерику - это принесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но при этом говорить больше учеников и встречать после каждого слова ребят со своими поправками и комментариями - это будет смешно и нелепо. Если устраивать сцены ревности каждому коллеге, пользующемуся популярностью у ваших учеников, - это мерзко, недостойно учителя. Если на родительских собраниях клясться в любви к детям и подчеркивать свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражаться при первом появлении ребенка - надо немедленно уходить из школы. В этих случаях лучше не пользоваться методикой коллективных творческих дел. Но кто всерьез решится на эту методику, тот очень скоро почувствует ее преимущество перед педагогикой требований и педагогикой мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|