Роль родителей в воспитании детей
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы. В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается и воспитательной работы с классом. С первых дней учебы ребенка в школе многие родители проявляют искренний интерес к делам класса, их волнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении, много ли у него друзей и какие они. Однако привлечение родителей к воспитательной работе с классным коллективом младших школьников имеет определенные трудности: родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса, они загружены работой, домашними делами, плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе, порой они занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия. Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей (походы, игры, сборы, праздники). Задолго до поступления ребенка в школу Караковский предлагал начинать готовить родителей к их новой позиции по отношению к детям в воскресной школе для родителей. Она работает каждое третье воскресенье месяца. На занятия родители чаще всего приходят с детьми. Пока папы и мамы заняты серьезным делом, ребята знакомятся со школой, классами, слушают сказки, смотрят диафильмы, то есть уже до поступления в первый класс старается познакомить и подружить будущих одноклассников, показать им те классы, в которых они будут учиться, «заразить» их духом школы.
На занятиях в воскресной школе мы знакомим родителей с особенностями возраста младших школьников, рассказываем о том, как развивать память, мышление детей, проводим занятия по темам: «Ваш ребенок среди сверстников», «Острые углы семейного круга», «Игра в жизни ребенка» и др. Общение на этих занятиях очень свободное, родители задают массу вопросов, делятся опытом воспитания своего ребенка, участвуют в практических занятиях, играют с детьми. В то же время родители много узнают о школе, в которой будут учиться их дети, знакомятся с ее традициями, проникают в атмосферу жизни школы. Таким образом в течение года предлагается приобщать родителей к школе, и они психологически уже готова стать нашими друзьями и помощниками в работе с классным коллективом. Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми составляют сценарий выступления класса, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников. Неоценима роль родителей в работе со звездочками. Каждую звездочку опекают родители - члены классного родительского комитета. Эти родители сплачивают вокруг себя родителей ребят всей звездочки. Обмениваются телефонами, совместно готовят выступления звездочки на классных праздниках, ходят в кино, на экскурсии, в парк.
Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с товарищами по звездочке, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе. Кроме эпизодических выступлений, родители ведут и постоянную работу с классом. Они проводят спортивные занятия, ведут кружок вязания и математический кружок, проводят экскурсии по Москве. Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делает процесс воспитания более эффективным. Роль игры в учебной деятельности
Опыт работы школы Караковского свидетельствует о необходимости активного включения игры в учебную деятельность. Благодаря игре на уроках, дети легче, быстрее и прочнее усваивают новый материал, более комфортно чувствуют себя в классе, более дружественными становятся их связи с одноклассниками, менее формальными - отношения с учителями, эффективнее развиваются внутриколлективные отношения. Особый интерес представляют уроки, которых нет в сетке расписания начальных классов. Это уроки творчества. Они строятся по-разному, форм и видов на них множество, но общим является то, что весь урок - это игра, увлекательная, занимательная, творческая. Уроки творчества не только развивают фантазию ребенка, художественный вкус, активизируют познавательную деятельность, но и способствуют развитию внутриколлективных отношений, создают мажорный климат в классе, укрепляют дружеские связи. Общественный смотр знаний
Общественный смотр знаний - это эффективная форма учебно-воспитательной работы. Он интересен прежде всего тем, что реализует связь урока и внеурочной работы, обучения и воспитания на основе использования коллективных форм познавательной деятельности. Общественный смотр знаний проводится в классе по инициативе самих учащихся или по решению совета дружины и комитета комсомола. Подготовку к нему ведут совместно ученики, учитель-предметник и классный руководитель. Вначале выбирается учебный предмет, потом в нем выделяется наиболее важная или наиболее трудная для ребят тема. Учитель составляет программу смотра, определяя круг теоретических знаний и практических навыков, которые будут подвергаться проверке, составляет список рекомендуемой литературы. В задачи смотра входит не только проверка знаний по важному материалу, но и проверка навыков коллективного труда и познавательной деятельности, уровня сплоченности, сознательности, выявление мотивов учения.
Чтобы работать с классом, надо “овладеть” им – не подавить, не запугать, а выйти на “связь”, вызвать класс на общение, утвердить себя в глазах ребят как личность. Чтобы дети понимали учителя, он должен научиться понимать их. Надо уметь смотреть на жизнь глазами своих учеников, знать их психологию, жизненный опыт и многое другое. Чтобы работать со школьниками не формально, надо знать, что их волнует. Нельзя уходить от острых вопросов. Нельзя отгораживаться от ребят школьной программой. Иначе они потеряют интерес к учителю, он превратиться для них в сухого урокодателя. Если ученики идут к тебе с вопросом, значит, они дорожат твоим мнением, ты их интересуешь как личность. Система воспитания
Система воспитания влияет на ребенка буквально с самого его рождения. Признак системности свойствен всем социальным объектам и явлениям, в том числе и таким, как семья. Ценностные ориентации и жизненные установки родителей, слова, дела и поступки, стиль взаимоотношений, весь семейный уклад, образ жизни семьи - это целая система воспитательных воздействий, в рамках которой происходит начальное воспитание ребенка. Причем личность ребенка сразу формируется целостно, воздействие семьи он воспринимает не по частям, а в единой взаимосвязи. Попадая в детский сад, ребенок переходит и в новую для него воспитательную систему - государственную систему дошкольного воспитания, реализующуюся в жизни конкретного воспитательного учреждения. С этих пор ребенок испытывает влияние сразу двух систем, причем в первой происходит как бы корректировка, перестройка с учетом нового положения ребенка.
С момента поступления в школу ребенок включается в систему воспитания более высокого порядка: она решает более сложные воспитательные задачи более сложными воспитательными средствами. Это переводит ребенка в новое состояние, ставит в новую позицию и приводит ко второй корректировке семейной системы воспитания. И опять следует заметить, что признак системности присущ школе как государственному учреждению, он заложен в программах и структуре школы, в организации ее жизни и быта. Однако это не означает, что во всех школах созданы эффективные воспитательные системы. Система воспитательной работы школы - это и есть та форма интеграции педагогических воздействий, которая создает оптимальные условия для коммунистического воспитания учащихся. Система воспитания как сложная социальная систем обладает рядом признаков. Караковский выделяет важнейшие из них. Целенаправленность. Целевая установка конкретно-школьной воспитательной системы, с одной стороны, отражает общие цели коммунистического воспитания, и другой - трансформирует их в задачи, соответствующе конкретным условиям воспитания. Эти задачи носят как бы ступенчатый характер: решение их поднимает школу на новый уровень, но вызывает необходимость ставить новые, более сложные. В целевой установке отражаются принципы, исходные позиции педагогического коллектива по наиболее важным вопросам воспитания. Совокупность ведущих идей, составляющих целевую установку системы, существует не отдельно, не сама по себе, а является ее внутренней сущностью. Эти идеи, овладевшие сознанием всех участников системы (и взрослых и детей), становятся сами по себе могучим средством воспитания и играют весьма активную роль. Целостность. Система состоит из компонентов (содержание воспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и т. д.). Но она не является простой их суммой, а представляет собой органическое единство, внутри которого существует четкая взаимосвязь и взаимодействие. Каждый компонент системы занимает в ней свое, строго определенное место и играет свою, строго отведенную ему роль. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов настолько сильны, что изменение одного из них влечет за собой изменение других, а нередко и всей системы. Вместе с тем система не есть гармония. В ней есть свои противоречия. Некоторые компоненты могут быть сознательно гипертрофированы, и это не может не делаться за счет других каких-то частей. Не надо этого бояться, ибо в процессе развития в системе происходят процессы саморегуляции, переориентации, компенсации. Чем эффективнее система, тем быстрее в ней достигаются поставленные задачи, тем чаще выдвигаются новые цели, решение которых переводит систему на новую качественную ступень. А на новом витке развития может возникнуть необходимость изменить соотношение компонентов, видоизменить связи.
Значит, в каждом из конкретных моментов развития система характеризуется различной степенью гармонии. Но это отнюдь не противоречит идее гармонического воспитания. Практика показывает, что можно достичь значительных успехов во всестороннем воспитании личности, например, отлично поставленным производительным трудом или, скажем, краеведением. Но это не значит, что в этом случае можно говорить об атрофировании других видов воспитания. Особенность здесь состоит в том, что труд или краеведение становятся доминирующим видом деятельности, через который осуществляется и политическое, и эстетическое, и нравственное воспитание. Этот доминирующий вид деятельности является как бы сердцевиной системы, питающей через «кровеносные сосуды» все органическое единство. Легче добиться целостности, если система строится вокруг такого композиционного центра (одного или нескольких). Главная особенность таких ключевых видов деятельности заключается в их интегративных свойствах. Целостность достигается и системой связей, главные из которых взаимодействие и общение. Динамизм. Любая система имеет свою историю. Школьная воспитательная система, как уже говорилось, тоже явление не статичное, а развивающееся. Развиваясь во времени, она проходит несколько, этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, приемы и методы воспитательного воздействия. Сложный и длительный процесс создания системы начинается не сразу во всех сферах воспитания, а с решения наиболее насущных для данного коллектива задач. Причем чем значительнее эти задачи, тем с более высокого идейного уровня начинается создание системы. Педагогический коллектив, создающий систему воспитания, не должен стремиться «объять необъятное». Он, точно рассчитав и учтя свои силы, возможности, начинает строить систему на том, что заведомо хорошо удается, что позволит реализовать все воспитательные возможности конкретной школы, местных условий, контингента учащихся и родителей, педагогических кадров, общественной среды. Нельзя требовать, чтобы в данной системе было всего поровну, нелепо подсчитывать процентное соотношение трудового, политического, нравственного и другого воспитания. Однако, возникнув в каких-либо доминирующих видах деятельности, система постепенно охватывает все большие участки жизни коллектива, проникая во все сферы воспитания. В то же время развитие каждого элемента системы приводит к превращению его в педагогический комплекс, создающий возможности всестороннего воспитательного воздействия на детский коллектив и личность. Школьная воспитательная система должна своевременно обновляться как в содержательном, так и в организационном аспектах. Это может быть вызвано разными причинами: важными событиями в жизни страны, реализацией поставленных в системе задач, повышением требований к работе школы, обновлением состава педагогического и детского коллективов, сменой руководства. Очень важно, чтобы обновление системы было следствием потребности воспитательного коллектива. Если эта потребность не будет вовремя удовлетворена, может наступить остановка в развитии системы. Чаще всего обновление связано с усложнением: усложняются цели, задачи, содержание, отношения, связи, управление. Но именно это усложнение и поднимает систему на новую ступень, в противном случае обновление не имеет смысла. Так как введение нового требует времени, сил, средств, то на первых порах оно может отвлечь внимание от других участков работы - привести к нарушению равновесия, но это ненадолго. Когда нововведение войдет органично в систему, будет ею освоено, равновесие восстановится. Управляемость. Система воспитательной работы предполагает постоянное изучение ее состояния и организацию соответствующих ему педагогических воздействий. Эффективность педагогического управления системой зависит от знания объективных закономерностей воспитания, от информационной обеспеченности воспитательного процесса, оттого, насколько овладели педагоги методами анализа своей работы, и, наконец, от опоры на детское самоуправление. Школа как социально-педагогическая система развивается по законам социального управления. Педагогический и ученический коллективы - компоненты одной системы, которые не могут существовать один без другого или в отрыве друг от друга. Значит, их взаимодействие, взаимовлияние, сотрудничество носят объективный характер, это формы системообразующей связи. Педагогический коллектив - управляющая, а ученический - управляемая подсистемы. Но это не значит, что управляющее действие носит однонаправленный характер: от субъекта - к объекту. Ученический коллектив, как уже отмечалось, не только объект педагогического воздействия, но и субъект собственного развития. Ученический коллектив по отношению к учительскому может иногда выступать в роли субъекта существенного воспитательного воздействия. Это не противоречит основным законам управления. В частности, принцип необходимого разнообразия требует: управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая. Чем сложнее объект, тем сложнее должен быть субъект. Но субъект приспосабливается к объекту не только тем, что сам усложняется по мере усложнения объекта. Существует и другой процесс: субъект искусственно сокращает разнообразие объекта, регулируя связи в рамках этой ограниченности. Это и понятно: управлять всеми процессами невозможно, да и не нужно. Поэтому педагогический коллектив может упростить ученический до примитивизма, а может развить его до высочайшей степени сложности. Взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка. Ни одна система не может существовать сама по себе. Во-первых, она вписана в определенную социальную и природную среду. Во-вторых, школьная воспитательная система включена (является подсистемой) в более широкие системы воспитания - государственную, региональную, с которыми неизбежно связана и взаимодействует. Социальная среда оказывает на школьную систему воспитания двоякое влияние. С одной стороны, оно проявляется через деятельность идеологических и административных органов и организаций, общественности, шефов, внешкольных детских воспитательных учреждений, соседних школ, ПТУ, техникумов, вузов, учреждений культуры, местных средств массовой информации. С другой значительное влияние на внутришкольный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия данного региона, семья, сфера свободного общения и другие факторы, не поддающиеся точному учету и организации. В отношениях с окружающей средой и проверяется прочность системы, ее устойчивость и стабильность, реакция на непредвиденные ситуации и «внешние раздражители». Как всякий цельный опыт, воспитательная система конкретной школы имеет авторский характер (автором может являться как руководитель школы, так и группа педагогов-единомышленников). Значит, роль субъективного фактора в этом очень велика. Уходит из коллектива или перестает работать авторская группа, главный носитель системы,- она ослабевает, гаснет. В этом нет ничего трагического, ибо пришедшее на смену новое руководство формирует новый опыт. Однако идеи, выведенные из предыдущего опыта, могут быть переданы новому поколению педагогов и обогатить новую систему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|